Взгляды М. Монтеня на содержание процесса воспитания

М. Монтень выводил свои педагогические идеи из природы человека и его основополагающей жизненной цели. Цель «всегда и у всех одна, а именно жить свободно и независимо; но не всегда люди избирают правильный путь к ней». Эта цель имеет под собой естественную основу:

«Природа произвела нас на свет свободными и независимыми: это мы сами запираем себя в тех или иных тесных пределах».

Причем, «природа всегда рождает законы гораздо более справедливые, чем те, которые придумываем мы».
Взгляды М. Монтеня на содержание процесса воспитания
То, что человеку врожденно, что для него естественно от рождения, влияет на его поведение на протяжении всей жизни:

«Природа сама пробивается наружу и выражает себя, вопреки долгой привычке».

Да и вообще, «трудно <…> преобразовать то, что вложено в человека самой природой».

По мнению М. Монтеня, воспитатель с самого начала должен в соответствии с душевными склонностями своего питомца предоставить «ему возможность свободно проявлять эти склонности, предлагая ему изведать вкус различных вещей, выбирать между ними и различать их самостоятельно, иногда указывая ему путь, иногда, напротив, позволяя отыскивать дорогу ему самому».

Надо отказаться от того, «чтобы наставник один все решал и только один говорил», надо, «чтобы он слушал также своего питомца».

«Ученикам подобает спрашивать и спорить, а наставникам — решать.

Наблюдая за обучающимся, наставник должен уметь судить о его силах и приспосабливаться к его возможностям: «Не соблюдая здесь соразмерности, мы можем испортить все дело; уменье отыскать такое соответствие и разумно его соблюдать — одна из труднейших задач, какие только я знаю. Способность снизойти до влечения ребенка и руководить им присуща лишь душе возвышенной и сильной».

Интересно
Воспитанника следует готовить к жизни. Если воля и вкусы юноши окажутся «податливыми, нужно смело приучать его к образу жизни любого круга людей и любого народа, даже, при случае, к беспутству и излишествам, если это окажется нужным. Пусть он приспосабливается к обычаям своего времени. Он должен уметь делать все без исключения, но любить делать должен только хорошее».

Воспитатель должен стремиться «вселить в воспитаннике желание не только уважать, но в равной, а то и в большей мере и любить добродетель».

М. Монтень, утверждавший, что «авторитет воспитателя должен быть непререкаемым», писал: «Пусть наставник заставляет ученика как бы просеивать через сито все, что он ему преподносит, и пусть ничего не вдалбливает ему в голову, опираясь на свой авторитет и влияние».

По его мнению, «задача педагога — не только говорить самому, но и слушать воспитанника, который должен научиться обходиться в жизни без помощей. Задача воспитателя заключается не просто в том, чтобы любым путем принудить воспитанника к действиям и поступкам, целесообразным с точки зрения его взгляда на организацию развития ребенка.  Она состоит в том, чтобы убедить ребенка в необходимости того, что ему предлагается сделать, заинтересовать его в этом, сформировать позитивное эмоциональное отношение к целям, способам и средствам образовательного процесса и обеспечить понимание нужности и важности получаемого образования».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)