Модель организации групповой работы в начальной школе

Первым важнейшим шагом к групповой работе является самоопределение обучающихся. Участник будущей группы должен поставить себе несколько вопросов, ответить на них и в результате сформировать позицию по отношению к своей работе в группе. Этот процесс самоопределения, с одной стороны, должен восстановить (привлечь) имеющиеся у обучающихся мыслительные средства работы с содержанием, отсеивая все, что не относится к этой работе.

С другой стороны, процесс самоопределения должен сориентировать обучающихся на достижение вполне определенных результатов. И, наконец, он должен определить место участника в группе, его взаимоотношения и взаимодействие с другими участниками группы.

С процессами самоопределения и анализа ситуации тесно переплетен процесс целеполагания и постановки задач групповой работы. В учебной деятельности целеполагание опирается, прежде всего, на понимание задания, особенно его условий, умение перевести поставленные вопросы в действительность способов и методов мыслительной и организационной работы.

Иными словами, актуальной целью групповой работы является нахождение (построение) способа решения поставленной задачи. Процесс целеполагания заставляет каждого участника группы быть ориентированным в тех задачах, которые определила группа в ходе обсуждения.

Процесс мышления пронизывает групповое взаимодействие. Группа не обменивается мнениями, не ищет компромисса, не выбирает готовые решения — группа размышляет. Понимание высказанных в группе идей всеми участниками групповой работы, преодоление тупиковых для обсуждения ситуаций, выделение способа работы — все это обеспечивается процессами рефлексии. Рефлексия позволяет, во-первых, понять, что и как думают другие участники группы, во-вторых, критически оценить свои представления и свой способ работы.

Если рассматривать групповую работу с точки зрения рядового участника, то групповая работа для него приобретает смысл лишь в том случае, если он, во-первых, признает за каждым членом группы индивидуальные (уникальные) способности и возможности и видит в этом ресурс коллективной работы; а, во-вторых, признает необходимость и важность организационной и координационной работы внутри группы. Вне этих факторов его позиция участника группы чаще всего строится по типу: «решу сам и объясню другим».

В групповой работе, предлагаемой обучающимся, существует важное правило: задание (задача) должно быть равномощно исключительно групповому поиску решения. Посильные одному обучающемуся задания обессмысливают объединение в группу. Это, конечно, не означает, что «просидев» дома над сложной задачей, способный обучающийся не справится без помощи группы. Но здесь имеет смысл правильная организация многих попыток поиска решения, позволяющая резко сократить время выполнения задания. Наличие нескольких потенциальных оппонентов постоянно провоцирует обучающихся на выдвижение все новых и новых версий и поиск аргументов в защиту своей точки зрения, которая тут же проходит проверку остальными членами группы.

Для того чтобы работа в группах на уроках была плодотворной, в первую очередь, необходимо научить детей правильно строить свои высказывания: как выразить свою точку зрения, как высказать свое несогласие с мнением другого, как уточнить высказывание одноклассника. Несколько образцов разных стилей взаимодействия помогают детям подобрать свой собственный стиль.

Интересно
Кроме этого необходимо выработать и зафиксировать совместно с детьми правила работы в группе. Их должно быть минимальное количество, и они должны дополнять правила поведения на уроке. Например: убедись, что в разговоре участвует каждый; говорить спокойно и ясно; говорить только по делу; не говорить всем сразу; реагировать жестами и знаками; возражая или соглашаясь, смотреть на говорящего; обращаться друг к другу по имени.

На первых этапах организации групповой работы на интерактивной доске можно показать правила работы в группах, школьники вспоминают правила перед тем, как начнут работать. Во время групповой работы обязательно контролируется ход работы, учитель отвечает на вопросы, регулирует порядок работы, в случае необходимости оказывает помощь отдельным обучающимся или группе в целом. Когда работа завершена, необходимо организовать обсуждение результата работы групп.

Также необходимо соблюдать основные следующием правила организации групповой работы.

При построении учебного сотрудничества необходимо учесть, что такой формы общения в детском опыте еще не было. Поэтому детское сотрудничество следует культивировать с той же тщательностью, что и любой другой навык: не игнорируя мелочей, не пытаясь перейти к сложному до проработки простейшего. Как сесть за партой, чтобы смотреть не на учителя (как обычно), а на товарища; как соглашаться, а как возражать; как помогать, а как просить о помощи — без проработки всех этих «ритуалов» взаимодействия до автоматизма невозможно организовать более сложные формы совместной работы обучающихся.

Вводя новую форму сотрудничества, необходимо дать ее образец. Учитель вместе с 1–2 детьми у доски показывает на одном примере весь ход работы, акцентируя форму взаимодействия (например, речевые клише: «Ты согласен?», «Не возражаешь?», «Почему ты так думаешь?»…). По-настоящему образец совместной работы будет освоен детьми только после разбора 2–3 ошибок.

Главный принцип разбора ошибок совместной работы: разбирать не содержательную ошибку (например, неверно составленную схему), а ход взаимодействия. Типичные ошибки взаимодействия стоит обыграть, даже если их еще не было в классе. По крайней мере, две-три сценки «неверного» общения учителю стоит показать классу (можно это сделать на куклах или с кем-то из взрослых). Это типичный детский спор по схеме: «Нет, я прав!», «Нет, я!» (с возможным переходом к взаимным оскорблениям). Посмеявшись над такой сценкой, класс начинает формировать общественное мнение: «Так общаться смешно и глупо» — и легко выводит конструктивное правило:

«Свое мнение надо не навязывать, а доказывать».

Стоит разыграть или высмеять отношения обучающегося, который во всем уверен, не интересуется ничьим мнением и все делает так, как хочет, и его соседа, который сам ничего делать не желает и рад, когда за него действуют другие.

Выход из таких отношений подскажут сами дети: «Обязательно спрашивай у товарища его мнение».

Организовать взаимодействие обучающихся в группах можно самыми разными способами Учителю важно знать об особенностях различных способов группового взаимодействия, чтобы эффективно использовать их для достижения конкретной цели. Опыт показывает, что отработанные формы существенно упрощают организацию работы в группах.

В педагогической практике часто используются такие способы обучения в группе, как «мозговой штурм», кооперативный тип взаимодействия, конвейерный тип взаимодействия и др.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)