Как составить бизнес-план своими силами
Качественное и своевременное планирование помогает не просто открыть свое дело, но и привлечь инвестиционные средства, избежать ошибок в расчетах.
В настоящей статье мы наглядно покажем, как составить бизнес-план с учетом всех требований по разделам. И как воплотить свои идеи в реальность. План будущего бизнеса можно назвать путеводителем, который поможет лучше понимать проект и строить верно путь дальнейших действий. Важно не просто верно все просчитать, но и убедить инвесторов на вложение средств в дело.
Грамотный проект позволит отследить все подводные камни и обойти острые углы. При подготовке материала важно понимать – есть обязательные правила в бизнес-планировании. Именно об этом мы и поговорим более подробно.
Узнать стоимость консультации эксперта – оформите заявку на сайте. Укажите требования, тему. Приложите к заявке файлы с требованиями.
1. Бизнес-план как основа успеха в любом бизнесе
Бизнес- план является важным документом, где подробно изложены все пункты, касающиеся развития будущего бизнеса, крупной компании или стартапа. Успех любого бизнеса непосредственно зависит от того, насколько глубоко и точно проработан план его подготовки и реализации.
Целесообразность мероприятия должна быть предварительно экономически обоснована, распланированы действия и затраты, которые потребуются для его воплощения, спрогнозированы ожидаемые результаты в виде извлечённой прибыли и дана их оценка.
Особое значение для любого начинания имеет планирование. В него входит постановка целей и задач, определение самых эффективных методик их достижения и необходимых для этого средств. В процессе планирования решаются вопросы по путям и способам достижения поставленных целей.
Главная задача бизнес-планирования заключается в помощи предпринимателю для осознания своего будущего бизнеса в комплексе, прогнозирования финансовых итогов и получения объективного вывода о целесообразности открытия своего дела.
1.1 Для каких целей нужен бизнес-план
Бизнес-план представляет собой объективную оценку предпринимательской деятельности компании и одновременно незаменимое средство для принятия инвестиционных решений по проекту, ориентированных на потребности рынка.
Процесс бизнес-планирования зачастую требует больших усилий, но его значение сложно переоценить, потому что:
- с помощью плана можно наметить путь, который изначально предстоит проделать бизнесу;
- получить ясное представление об актуальности данной идеи;
- узнать о ресурсах, которые потребуются, чтобы достичь успеха;
- более качественно осознать, имеющуюся информацию, а также какие сведения необходимо получить.
Бизнес-план дает возможность определить главные аспекты предстоящего предприятия, проанализировать вероятные проблемы, которые могут возникнуть, и наметить способы их решения. Из этого следует, что бизнес-план, по сути, является не только проектной, поисковой, но и научно-исследовательской деятельностью.
Чтобы сформировать бизнес-план, удобно применять SWOT-анализ.
Посредством этой методики можно проанализировать:
- ценные качества планируемого товара (например, невысокая себестоимость, отличное качество и т.д.);
- уязвимые места продукта (услуги) – всевозможные расходы на аренду рекламу и прочее;
- возможности развития дела – оказание дополнительных услуг, усовершенствование производственных технологий и т.д.;
- риски для бизнеса – неустойчивость экономики в стране, возникновение массы конкурентов и другое.
Составление бизнес-плана пройдет гораздо проще, если понимать главные правила. Именно об этом мы расскажем в настоящей статье.
1.2 Виды бизнес-планов
Для как новых, так и для устоявшихся компаний бизнес-план является важным рабочим инструментом. Он широко используется во всех типах бизнеса, независимо от формы собственности и организационно-правового статуса, а также независимо от размера и сферы деятельности. Прежде чем приступить к созданию бизнес-плана, полезно разобраться в существующих его типах.
Основные виды бизнес-планов:
- Развёрнутый план для бизнес-проекта по инвестированию. Представляет собой предназначенное для предполагаемого инвестора или партнёра разъяснение итогов маркетингового анализа, аргументация рыночной стратегии и прогнозируемых финансовых итогов.
- Концептуальный бизнес-план инвестиционного проекта или коммерческой идеи. Необходим в качестве основы для проведения переговоров с потенциальным партнёром и инвестором. Основная цель – выяснить, насколько он заинтересован или может быть вовлечен в проект.
- Бизнес-план организации. Содержит основные перспективы развития компании на определенный период в будущем. Предназначен для представления совету директоров или собранию акционеров, в нем указываются основные бюджетные намётки или перечисляются хозяйственные показатели, обосновывающие объёмы вложений и прочих ресурсов.
- Бизнес-план структурного отдела. Иллюстрирует план хозяйственной деятельности отдельного подразделения перед руководством компании. В нём обосновываются объёмы и уровень приоритетности выделяемых ресурсов или объемов прироста прибыли, которая остаётся в распоряжении подразделения.
- Бизнес-план в качестве заявки на кредит. Его целью является получение займа от организации-кредитора на коммерческой основе.
- Бизнес-план, представляющий собой заявку на грант, предполагающий получение средств из бюджета государства или благотворительных фондов, целью которого является решение проблем социально-политического характера. Для этого документ должен содержать обоснование прямых и косвенных выгод, которые общество и регион получат, выделив средства или ресурсы под данный проект.
- Бизнес-план регионального развития. В нём должны быть обоснованы перспективы социально-экономического развития региона, а также объёмов финансирования определённых программ.
2. Как правильно составить бизнес-план
Чтобы не привлекать сторонних лиц для его составления, стоит определиться с содержанием и знать хотя бы в основе, как составить бизнес-план.
Стандартный бизнес-план имеет следующую структуру:
- краткое изложение (в нем сокращенно описывается проект);
- описание предлагаемого товара (услуги);
- изучение рынка, на который направлен бизнес;
- маркетинговый план;
- планирование производства;
- организация проекта;
- вопросы финансирования;
- планирование инвестиций;
- анализ рисков.
1. Резюме компании содержит сокращённое изложение проекта в целом. В него входит описание самого продукта и ситуации на рынке, преимущества и недостатки в сравнении с конкурентами, сжатое описание организационной структуры, а также предполагаемый план распределения финансов (собственных и инвестиционных).
2. Описание проекта или предлагаемого продукта. Чтобы проанализировать и подробно описать планируемый бизнес, необходимо ответить на ряд вопросов. Какую цель вы преследуете? В чём будет заключаться ваша деятельность? Потребуются ли сотрудники или партнёры по бизнесу? Будет ли нужно помещение под офис или работа будет вестись онлайн? Что понадобится для ведения бизнеса?
3. Изучение рынка, на который направлен бизнес. Основной вопрос, на который придётся ответить – есть ли смысл в открытии именно этого дела и каковы его перспективы. Если ответы на эти вопросы утвердительные, то можно смело начинать убеждать инвестора, что рынку необходим ваш бизнес, который не только займёт конкретную нишу, но и имеет все шансы занять в ней ведущие позиции.
Еще этот раздел предполагает составление ориентировочного портрета потенциального покупателя и прогнозирование расширения отрасли в будущем.
4. Маркетинговый план. Данный раздел содержит подробное описание задач, касающихся маркетинговой стратегии. Должны быть обозначены стоимость и сроки их реализации, а также указано, на кого возложены обязанности по выполнению маркетинговых исследований и планирования. Это особенно важный раздел, поэтому ему надлежит уделить много внимания.
Рассмотрим пример оформления титульного листа бизнес-плана:
Итак, что же должно входить в его подробное содержание:
- сведения об объёме и ассортименте продукции с перспективой достижения запланированного уровня мощности;
- проектирование движения товара, реализации продукции, обслуживания, рекламы и прочих аспектов;
- конкретная аргументация выбранного ценового курса, изложение системы маркетингового контроля;
- здесь же необходимо сделать описание внешнего вида товара. При этом, помимо самих изделий, планируемых к выпуску, следует описать упаковку – её формат, дизайн и прочие характеристики.
5. Планирование производства. Данный подраздел содержит описание этапов производства товара (методы увеличения объема производимого товара, оборудование, персонал, помещение).
Для составления грамотной структуры раздела, необходимо учитывать следующие моменты:
- степень развития производства, транспорта и ресурсов;
- характеристики применяемых технологий;
- потребность в аренде дополнительных помещений;
- квалификация работников (опыт работы, образование и общая численность сотрудников);
- данные о поставщике и субподрядчиках;
- смета (данные о расходах организации);
- анализ себестоимости продукции.
6. Организация проекта:
- список необходимых сотрудников;
- организация работы;
- распределение функций и задач в коллективе;
- привлечение сторонних организаций и специалистов;
- затраты на работников;
- календарный план мероприятий по запуску бизнеса.
7. Вопросы финансирования. Задача данного раздела заключается в подготовке прогноза по прибыли от бизнеса. К этой части стоит отнестись с исключительным вниманием, особенно если предпринимательский проект новый, потому что от существующих предприятий он отличается отсутствием накопленной финансовой истории, которая используется при определении рисков инвестиций и прогнозирования.
В основе этого раздела, в процессе при разработке финансового плана, должны лежать прочие части бизнес-плана, которым он не должен противоречить. Любые расхождения будут указывать инвестору на то, что проект был плохо проработан.
8. Планирование инвестиций. Создать собственный проект, способный привлечь солидные вложения, довольно сложно.
Для этого необходимо обладать обширными знаниями в экономике, маркетинге и юриспруденции. Ведь спонсора не так просто убедить вложить свои деньги в ваш бизнес – для этого потребуется не только заверить его, что риски минимальны, но и, что вы в состоянии справиться с любыми неприятностями, которые могут возникнуть. И что проект непременно окупится. И инвестору вернутся не только вложенные деньги, но и дополнительная прибыль.
Всё это объясняет необходимость создания качественного и подробного бизнес-плана, способного буквально по пунктам уверить потенциального инвестора, что предлагаемая вами идея действительно стоящая, и она способна возместить ему не только моральные, но и финансовые затраты.
9. Анализ рисков. Это именно та часть плана, где мы честно сознаемся в слабостях нашего проекта. Откуда брать эти самые риски? Методика проста – мозговой штурм на основе изучения рынка и опыта других фирм.
Рассмотрим пример оформления введения бизнес-плана:
Для сведений, отражаемых в бизнес-плане, характерна объективность, они должны базироваться на обоснованной информации и не вступающих с ней в противоречие разумных предположениях.
Рассмотрим пример оформления заключения бизнес-плана:
Любые числовые сведения и важные предположения необходимо дополнять ссылками на источник, с указанием даты, на которую они актуальны.
Рассмотрим пример оформления списка литературы в бизнес-плане:
До начала составления бизнес-плана, стоит изучить образцы аналогичных документов фирм, работающих в данной отрасли. Так удастся сформировать более точное представление о плане и данных, включаемых в него, а также осуществлении расчётов.
2.1 Разработка бизнес-плана
При проектировании будущего бизнеса следует особое внимание уделить его качественному оформлению. Основные моменты плана должны быть изложены лаконично и чётко.
Разработка бизнес-плана подразумевает следующие основные этапы:
1. Определение целей. Составление бизнес-плана должно предварять определение целей, для которых он предназначен, и целевой аудитории. Последнюю стоит изучить подробнее на предмет интересов, потребностей и предпочтений, так как именно от этого зависят ключевые моменты, на которых нужно сделать акцент.
2. Формирование рабочего плана подготовки проекта. Надлежит определить и конкретизировать состав работ, делегировать членам рабочих групп соответствующие полномочия.
При составлении плана производятся следующие действия:
- разрабатывается общий график и обозначаются конкретные сроки, когда работы будут завершены;
- формируется перечень всех необходимых мероприятий и работ, которые предстоит выполнить в процессе подготовки;
- по отдельным видам работ назначаются ответственные исполнители;
- определяется список и время проведения мероприятий, необходимых для координации деятельности основного состава рабочей группы;
- намечается примерная структура будущих разделов бизнес-плана.
3. Сбор необходимых сведений и разработка бизнес-плана. Отдельные разделы данного документа могут разрабатываться в разной последовательности. Это зависит от ряда причин, в том числе возраста компании и опыта разработчиков. До написания бизнес-плана проводится сбор информации об организации и все необходимые исследования (анализ рыночной ситуации, финансового состояния компании и пр.). На завершающем этапе составляется резюме и излагается краткое содержание в виде лаконичного обзора основных разделов.
4. Оформление бизнес-плана и внесение в него корректировок. Бизнес-план представляет собой документ, созданный в итоге бизнес-планирования. Эффективность процесса планирования значительно повышается, если полученные результаты оформляются письменно. По завершении написания рекомендуется привлечь консультанта-рецензента со стороны для проведения экспертизы.
5. Оценка выполнения бизнес-плана. Для отражения в документе произошедших за определённый период времени изменений внешней среды и целей бизнеса, данные должны регулярно пересматриваться и обновляться. Поводом для внесения корректировок должна стать оценка уровня выполнения проекта, а также выявленные причины расхождения между запланированным и достигнутым результатами.
2.2 Руководство по составлению бизнес-плана
Одним из ключевых документов проекта является бизнес-план. Он предоставляет возможность подробно изучить обоснование инициативы и провести комплексную оценку эффективности принимаемых решений и запланированных мероприятий, а также инвестиционных рисков. Для глубокого понимания хода реализации проекта полезно обратиться к руководству по созданию бизнес-плана.
Деятельность менеджеров компаний происходит в условиях постоянных изменений. Это подчеркивает необходимость точного планирования, которое важно не только для общего бизнеса, но и для нормального функционирования организации.
Однако многие менеджеры воспринимают составление бизнес-плана как рутинную и неоригинальную задачу, предназначенную только для крупных фирм, что приводит к незавершенным планам. Этот персонал ошибочно думает, что эффективное управление возможно без четкого бизнес-плана, считая его просто формальностью.
В результате отсутствие ясных целей и осознания планов компании создает негативное отношение работников к своим результатам. Правильное бизнес-планирование имеет самооценочный аспект и играет значительную роль для организации. Регулярная оценка помогает уточнять задачи компании, что способствует более четкому пониманию стратегии их достижения.
Когда цели компании определены, можно приступать к составлению стратегического плана, координирующего управленческие функции, и связывающего в единое целое исходные сведения и плановые показатели.
Чтобы определиться со стратегией, способствующей достижению целей компании, нужно ответить на ряд вопросов. Среди них:
- готовность компании к принятию нового проекта;
- способность к осуществлению необходимых вложений;
- определение объёмов необходимых средств и сроков займа;
- варианты ознакомления акционеров и работников компании с её стратегией;
- возможные риски и их минимизация;
- прогнозирование успеха и необходимые действия для повышения его шансов;
- момент достижения точки безубыточности услуг или продукции;
- предполагаемое использование сильных сторон компании и минимизация слабых;
- определение степени влияния внешних факторов (увеличения конкуренции, колебаний потребительского спроса и т.п.);
- возможность переоценки плана и внесения в него корректировок.
Основной задачей бизнес-плана на начальном этапе является привлечение потенциального инвестора.
Но, вне зависимости от целей, существуют ключевые вопросы, ответы на которые имеет большое значение:
- Определение сущности бизнеса. Причиной несостоятельности даже опытных бизнесменов нередко становятся неточности в этом вопросе.
- Обозначение целей компании.
- Тактические и стратегические варианты, способствующие достижению целей.
- Размер требуемых вложений и период, в течение которого они будут использованы.
- Сроки и способы возвращения средств инвесторам и кредиторам.
Общими требованиями к любому плану являются краткость, наряду с перечислением самых важных особенностей бизнеса.
Используются общепринятые термины, без детализированных технических объяснений. Важнейшими аспектами бизнес-плана являются его ясность и полнота.
Аналитические данные должны быть объективными и основанными на реальных условиях, которые могут возникнуть.
Каждый проект должен иметь ссылки на отраслевые и рыночные источники, а также результаты исследований в экономической сфере (включая документальные материалы).
Проект должен продемонстрировать потенциальным инвесторам тщательно проработанную бизнес-идею и управленческие способности, направленные на достижение поставленных целей и минимизацию рисков компании.
В бизнес-плане не должно быть неопределённых или несущественных утверждений. Все они должны быть подтверждены маркетинговыми данными и другой информацией.
Основанием для бизнес-плана может служить только честный анализ и реалистичные прогнозы. Каждое предположение должно быть тщательно проанализировано с использованием различных источников, экономических исследований и мнений экспертов.
Форма представления проекта должна быть привлекательной, а язык — доступным и простым, без использования узкоспециальных терминов. Количество экземпляров проекта должно быть достаточным для его полной оценки.
3. Оформление бизнес-плана по ГОСТу
Для составления документов, включая бизнес-план, обычно применяются компьютерные программы. Главным текстовым редактором служит Microsoft Word. При оформлении бизнес-плана в соответствии с ГОСТ необходимо соблюдать определённые требования. Верхнее и нижнее поля должны составлять по 2 см, левое – 3 см, а правое – 1,5 см.
Количество знаков на странице должно приблизительно равняться 2000. Шрифт — Times New Roman. В разумных пределах можно использовать различные начертания (курсив, подчеркнутый, полужирный), чтобы выделить ключевые термины и утверждения.
Основной текст и список литературы должны оформляться шрифтом 14 пт, с межстрочным интервалом 1,15 и отступом в 1,25 см. Рекомендуется выравнивание по ширине, а значение интервала между абзацами — 0. Между заголовками глав и основным текстом оставляется пустая строка.
Каждая новая глава должна начинаться с новой страницы, что касается и других основной структурных частей отчёта.
Нумерация страниц, включая приложения, должна быть последовательной, однако на титульном листе номер указывать не нужно. Нумерация выполняется арабскими цифрами, размещаемыми внизу страницы по центру, без точки. Все рисунки и таблицы должны быть с названиями и порядковыми номерами.
Списки литературы могут содержать ссылки на книги, журналы, законодательные акты и другие материалы, использованные в проекте. Требования к оформлению источников следует придерживаться ГОСТ 7.82-2001 и ГОСТ 7.1-2003. Ссылки оформляются по стандарту ГОСТ 7.0.5-2008.
3.1 Структура бизнес-плана
В зависимости от вида компании, отличаться может и структура бизнес-плана. Чётко заданной модели не существует, но установлена структура, на которую следует ориентироваться.
Рассмотрим пример оформления структуры в бизнес-плане:
Структура бизнес-плана стандартно включает:
- Титульный лист.
- Содержание. Облегчает ориентацию по тексту и позволяет быстро находить нужную страницу.
- Вступление. В этом пункте должна кратко описываться компания, её история и ресурсы, миссия и численность команды.
- Описание бизнеса. Изложение концепции и основной идеи бизнеса. Суть предложения или продукции, его цель и рынок сбыта.
- Описание отрасли. Упоминание ниш, которые уже заняты в данной сфере, описание перспектив и основных трендов, мотивация собственного предложения.
- Изучение конкуренции. Сильные и слабые стороны конкурентов. Отличия создаваемого бизнеса от них и возможности их обхода.
- Анализ рыночной ситуации. Описание портрета потенциального клиента. Для кого предназначена выпускаемая продукция, какие потребности и привычки у этого человека, уровень его заработка, объяснение причин, по которым ему необходим именно данный продукт.
- Команда. Какой опыт требуется людям для руководства компанией, какими знаниями они должны обладать.
- Нюансы функционирования. Описание ежедневных операций, особенностей функционирования компании и долгосрочных перспектив.
- Маркетинговое планирование. Описание стратегического подхода к процессу продаж и методик его достижения.
- Финансовое планирование. Учет текущих и предстоящих затрат компании, составление необходимых прогнозов.
- Приложение. Здесь содержится дополнительная информация, не подходящая к вышеперечисленным пунктам, но способная оказать влияние на то, чтобы убедить инвестора.
4. Часто допускаемые ошибки в бизнес-плане
Поскольку составление любого бизнес-плана выполняется для предстоящего периода, то существует вероятность расхождения фактических результатов с запланированными, вследствие воздействия различных факторов внешнего и внутреннего характера.
На практике эти отклонения зачастую закладываются ещё на момент разработки бизнес-плана и представляют собой банальное следствие некачественной проработки его разделов и недостаточной проверки достоверности сведений, приведённых в них.
В формировании бизнес-плана нередко допускаются следующие ошибки:
- Недостаток знаний ситуации на рынке, конкуренции, путей развития, а также некорректное обоснование предполагаемых объемов реализации продукции.
- Плохо сформулированные цели проекта.
- Недостаточная проработка основных вопросов.
- Преуменьшение стоимости реализации проекта.
- Заниженная себестоимость продукции.
- Установка невыполнимых сроков, в которые проект планируется реализовать.
- Несоответствие формата проекта потенциалу предприятия.
- Отсутствие плана продвижения продукции.
- Нет конкретной схемы, согласно которой должны возвращаться заёмные средства.
Последовательность формирования и принципы детализации бизнес-плана могут отличаться для разных проектов и компаний. Когда поднимается вопрос, как составить бизнес-план, нужно иметь в виду, что это всегда итерационный процесс, подразумевающий внесение изменений на основе вновь получаемых сведений и применение различных сценариев.
- Оформление лабораторной работы по ГОСТу
- Оформление диссертации по ГОСТу
- Как составить аннотацию: рекомендации
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу
- Оформление реферата по указаниям ВУЗа