Модель Автономные группы и Перевернутый класс

В ротационной образовательной модели смешанного обучения «Автономные группы» класс делится на две группы. Численный и персональный состав групп может меняться от урока к уроку, в зависимости от тех задач, которые ставит учитель. Группы могут делиться в зависимости от темпа изучения материала или индивидуальных способностей обучающихся.

Каждая группа поочередно занимается либо с учителем, либо с использованием информационно-коммуникационных технологий. Работу группы, которая занимается с электронным образовательным ресурсом, координирует тьютор, и сетевым преподавателем для этой группы обучающихся является их классный учитель, который ведет этот предмет.

Роль сетевого преподавателя в образовательной модели «Автономные группы» заключается в консультировании и контроле деятельности обучающихся, работающих онлайн. Функциональные возможности электронных образовательных ресурсов позволяют вести временной, а также количественный и качественный учет показателей деятельности обучающихся в системе. Образовательная модель «Автономные группы» не подразумевает использование онлайн-ресурса на каждом уроке.

Другой вариант ротационной образовательной модели смешанного обучения — «Перевернутый класс».

Традиционно учитель тратит много времени на предъявление нового учебного материала, при том в своей деятельности ориентируется на обучающихся среднего уровня. Те же обучающиеся, которые работают в более быстром темпе, начинают скучать, а те, кто испытывают трудности, фактически, выпадают из учебного процесса. Как правило, отработка навыков происходит при выполнении домашнего задания.

В образовательной модели «Перевернутый класс» все наоборот: обучающиеся изучают новый материал дома, либо предварительно готовятся к изучению нового материала (актуализируют базовые понятия, термины, необходимые теоремы, аксиомы и пр., при этом, работая с электронным образовательным ресурсом, они имеют возможность обратиться к материалу повторно, особое внимание уделить трудным теоретическим местам, предварительно проверить свои знания с помощью тестовых заданий, дистанционно направить вопросы учителю). В классе же организуются разные виды деятельности, формы индивидуальной и групповой работы.

Группы в образовательной модели «Перевернутый класс» могут формироваться в зависимости от уровня освоения учебного материала, поэтому такая образовательная модель рассматривается как эффективный способ организации дифференцированного обучения. Педагог-предметник, который работает в классе, одновременно может быть и сетевым преподавателем. При этом он координирует деятельность дистанционно, когда обучающиеся занимаются с электронным образовательным ресурсом дома.

Отличительными особенностями модели «Перевернутый класс» являются:

  • вовлеченность обучающегося в процесс обучения;
  • учебные материалы (видео, аудио, интерактивы) в свободном доступе;
  • увеличивается время в классе для обсуждения и активной работы;
  •  учитель становится фасилитатором.

Главными положительными особенностями данной модели обучения видятся следующие:

  1. Больше времени один на один с учителем. Учитель имеет возможность проводить больше времени один на один с теми обучающимися, которым нужна дополнительная поддержка и помощь. Это также улучшает личностные отношения между учителем и обучающимися.
  2. Обучающиеся работают в своем темпе. Возможность поставить на паузу, перемотать и пересмотреть видео-лекцию позволяет обучающимся распределить время учебы по своему усмотрению. Можно пропустить то, что кажется понятным и повторить то, что оказалась сложным.
  3. Способствует полному полноценному овладению материалом. В традиционном классе учитель является лидером и постоянно подталкивает обучающихся, «тащит» от одного понятия или концепции к другой, не заботясь о том, насколько качественно они овладели материалом, если поняли хоть что-то вообще. В «Перевернутом классе» обучающиеся не двигаются дальше, если они не продемонстрировали достаточное владение и понимание того, что им нужно было усвоить при работе дома.
  4. Борьба с непосещаемостью. Видеоматериалы доступны всем обучающимся, даже тем, кто вынужден пропустить занятия в школе из-за болезни, спортивных соревнований, поездки или отпуска родителей. А учителям не надо заботиться о дополнительных заданиях.
  5. Отличный способ диагностики. С помощью компьютерных технологий учитель легко может увидеть, с чем обучающиеся отлично справляются, а над чем им приходится поработать.
  6. Обучающиеся учат друг друга. Некоторым обучающимся удается понять материал быстрее, чем другим. В «Перевернутом классе» учитель может быстро определить таких и назначить их наставниками или помощниками их одноклассникам.
  7. Вовлекаются родители. Видео-уроки доступны для просмотра в любое время, так как находятся в Интернете — родители тоже могут просматривать их и, в свою очередь, помогать своим детям в освоении материала.

Классная работа посвящается разбору сложной теоретической части и вопросов, возникших у обучающихся в процессе выполнения домашней работы (не более 25–30 % времени). Также в классе обучающиеся под наблюдением учителя решают практические задачи и выполняют исследовательские задания.

После занятия в классе дома завершаются практические задачи, выполняются тесты на понимание и закрепление пройденной темы.

Современные требования к организации эффективного образовательного процесса имеют непосредственное отношение к обучению в «Перевернутом классе».

Некоторые из них приведены ниже:

  • обучающиеся должны использовать в процессе обучения технологические инструменты, а также «персонализировать учебное пространство для углубления знаний»;
  • обучающиеся должны понимать специфику обучения в цифровом мире и действовать только безопасными и законными методами;
  • при изучении материала обучающийся должен мыслить критически;
  • важно не только изучить существующие материалы, но и уметь «решать проблемы путем создания новых решений».

Наиболее эффективно реализовать эти требования позволяет именно модель «Перевернутого класса». «Перевернутый класс» становится главным направлением модернизации образования, даже несмотря на факторы, сдерживающие рост его популярности.

Во-первых, официальные органы управления образованием разных стран пока осуществляют лишь грантовую поддержку учителей-энтузиастов. Без официальной поддержки внедрять «перевернутое» образование решаются в основном фанаты учительского ремесла. Рост числа научных публикаций, говорящих в пользу «перевернутого образования», может привести к его узакониванию.

Во-вторых, судя по опыту внедрения, которым делятся энтузиасты, модель может прийтись не по вкусу как обучающимся, так и их родителям. Кроме того, у учителей могут возникнуть проблемы с коллегами, если средняя успеваемость в «перевернутых» классах заметно улучшится.

Однако главной проблемой внедрения модели «Перевернутого класса» является значительное увеличение объема работы учителя в переходном периоде. Необходимо перекроить учебную программу и разделить имеющийся материал, нужно разработать тесты для контроля обучающихся, создать систему оценки самостоятельной работы дома и коллективной работы в классе.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)