Группы моделей инновационного обучения

Модели инновационного обучения можно разделить на три группы.

В основе выделения групп лежит деление учебной деятельности обучающихся на имитационную (от лат. imitatio — подражание кому-, чему-либо; воспроизведение в разнообразных вариантах), неимитационную — поисковую — или их сочетание. В образовании выделяют три группы моделей инновационного обучения: модифицирующее, комбинированное и исследовательское или поисковое обучение.

Модифицирующее обучение направлено на улучшение, дополнение и изменение уже существующих форм обучения. Например, на занятии могут использоваться дидактические игры, опорные конспекты, презентации. Это помогает обучающимся лучше запомнить учебный материал и показать хорошие результаты при тестировании. Воспроизведение содержания учебного материала обучающимися осуществляется в двух формах: алгоритм процесса усвоения знаний, умений и результат их освоения.

Комбинированное обучение сдержит в себе сочетание, конструктивное соединение традиционных и инновационных форм или методов. Иллюстрацией такого обучения является сочетание традиционного и электронного обучения, которое называется смешанным.

Третья группа инновационного обучения направлена на поисковую, исследовательскую деятельность обучающихся. Такое обучение предполагает освоение опыта самостоятельного поиска новых знаний, их применения в новых условиях, развитие творческих способностей. В процессе такого обучения обучающиеся развивают умения продуктивного общения, способность аргументировать свою точку зрения, анализировать сложные ситуации, причины их возникновения, выявлять главное и второстепенное, находить способы и средства решения.

Проектная деятельность относится к моделям третьей группы. Она основана на самостоятельности обучающихся. Учитель выступает координатором, направляет деятельность обучающегося. Обучающийся исследует выбранную тему, собирает наиболее полную информацию о ней, систематизирует, полученные данные и представляет их.

Инновационная деятельность всегда связана с необходимостью изменения социальной среды. Люди оказываются перед необходимостью переоценить свои требования к жизни, поменять взгляд на многие вещи и на самого себя, принять новые межличностные и социальные отношения. Установление новых социальных связей сопряжено с преодолением агрессивности среды, с материально-техническими и психологическими трудностями внедрения нового, с завоеванием статуса в педагогическом сообществе. Мотивы, стремления и ценностные ориентации новаторов наталкиваются на серьезные препятствия и барьеры, поскольку от людей требуется смена установок, способность реагировать на изменение ситуации.

Концепция инновационного обучения складывается из следующих идей:

  • сознательный анализ профессиональной деятельности субъектами на основе мотивов и диспозиций;
  • проблематизация и конфликтизация действительности — видение в ней непосредственно не наблюдаемых коллизий и противоречий;
  • критическое отношение к нормативам и стандартам;
  • открытость культуре, среде и профессиональным новшествам;
  • творчески преобразующее отношение к миру, выход за пределы нормативной заданности, сверхнормативная активность;
  • стремление к самореализации субъектов, к воплощению ими в профессиональной деятельности своих намерений и образа жизни;
  • рефлексия и построение системы смыслов (личностный смысл субъект может обрести лишь сам на основе самостоятельного исследования ситуации, связав ее со своими потребностями);
  • наделение личностным смыслом, то есть субъективирование элементов содержания обучения.

Инновационное обучение наряду с предметно-содержательными учебными результатами (предметные знания, умения, навык решения профессиональных проблем и т. д.) акцентирует внимание на рефлексивно осмысляемом опыте поисковой деятельности, в котором присутствуют мотивы освоения нового опыта, овладение технологическими процедурами интеллектуального труда, мажорное преодоление трудностей и познавательных барьеров, наличие элемента состязательности с самим собой.

Интересно
Такое обучение приносит субъектам удовлетворенность от расширения интеллектуальных и профессиональных возможностей, обозначает перспективы роста, способствует самоутверждению, и в целом формирует активную позицию в выполнении функций социальной роли, актуализирует социокультурный потенциал личности обучающегося и педагога.

В рамках инновационного обучения создаются условия развития личности, осуществляется ее право на индивидуальный творческий вклад, на личностную инициативу, право на свободу саморазвития. Позиция продуктивной личности в отличие от позиции личности потребительской формируется только в атмосфере свободы, в приобщении к культуре интеллекта, в отношениях сотрудничества и взаимопомощи равных.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)