Группы моделей инновационного обучения
Модели инновационного обучения можно разделить на три группы.
Модифицирующее обучение направлено на улучшение, дополнение и изменение уже существующих форм обучения. Например, на занятии могут использоваться дидактические игры, опорные конспекты, презентации. Это помогает обучающимся лучше запомнить учебный материал и показать хорошие результаты при тестировании. Воспроизведение содержания учебного материала обучающимися осуществляется в двух формах: алгоритм процесса усвоения знаний, умений и результат их освоения.
Комбинированное обучение сдержит в себе сочетание, конструктивное соединение традиционных и инновационных форм или методов. Иллюстрацией такого обучения является сочетание традиционного и электронного обучения, которое называется смешанным.
Третья группа инновационного обучения направлена на поисковую, исследовательскую деятельность обучающихся. Такое обучение предполагает освоение опыта самостоятельного поиска новых знаний, их применения в новых условиях, развитие творческих способностей. В процессе такого обучения обучающиеся развивают умения продуктивного общения, способность аргументировать свою точку зрения, анализировать сложные ситуации, причины их возникновения, выявлять главное и второстепенное, находить способы и средства решения.
Инновационная деятельность всегда связана с необходимостью изменения социальной среды. Люди оказываются перед необходимостью переоценить свои требования к жизни, поменять взгляд на многие вещи и на самого себя, принять новые межличностные и социальные отношения. Установление новых социальных связей сопряжено с преодолением агрессивности среды, с материально-техническими и психологическими трудностями внедрения нового, с завоеванием статуса в педагогическом сообществе. Мотивы, стремления и ценностные ориентации новаторов наталкиваются на серьезные препятствия и барьеры, поскольку от людей требуется смена установок, способность реагировать на изменение ситуации.
Концепция инновационного обучения складывается из следующих идей:
- сознательный анализ профессиональной деятельности субъектами на основе мотивов и диспозиций;
- проблематизация и конфликтизация действительности — видение в ней непосредственно не наблюдаемых коллизий и противоречий;
- критическое отношение к нормативам и стандартам;
- открытость культуре, среде и профессиональным новшествам;
- творчески преобразующее отношение к миру, выход за пределы нормативной заданности, сверхнормативная активность;
- стремление к самореализации субъектов, к воплощению ими в профессиональной деятельности своих намерений и образа жизни;
- рефлексия и построение системы смыслов (личностный смысл субъект может обрести лишь сам на основе самостоятельного исследования ситуации, связав ее со своими потребностями);
- наделение личностным смыслом, то есть субъективирование элементов содержания обучения.
Инновационное обучение наряду с предметно-содержательными учебными результатами (предметные знания, умения, навык решения профессиональных проблем и т. д.) акцентирует внимание на рефлексивно осмысляемом опыте поисковой деятельности, в котором присутствуют мотивы освоения нового опыта, овладение технологическими процедурами интеллектуального труда, мажорное преодоление трудностей и познавательных барьеров, наличие элемента состязательности с самим собой.
В рамках инновационного обучения создаются условия развития личности, осуществляется ее право на индивидуальный творческий вклад, на личностную инициативу, право на свободу саморазвития. Позиция продуктивной личности в отличие от позиции личности потребительской формируется только в атмосфере свободы, в приобщении к культуре интеллекта, в отношениях сотрудничества и взаимопомощи равных.
- Сущность инновационного обучения
- Роль инновационного образования в развитии общества
- Модель Индивидуальный учебный план
- Общая характеристика группы образовательных моделей смешанного обучения Личный выбор
- Модель Автономные группы и Перевернутый класс
- Общая характеристика ротационных образовательных моделей смешанного обучения
- Модель организации групповой работы в начальной школе
- Принципы и структура обучения в сотрудничестве
- Понятие технологии сотрудничества и групповой работы
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу