Великий дидакт Я. А. Коменский

Яна Амоса Коменского — выдающегося чешского педагога, называют основоположником научной дидактики и
педагогики в целом. Он впервые дал теоретическое обоснование классно-урочной системы обучения.

Великий дидакт Я. А. Коменский

Я. А. Коменский создал свое выдающееся произведение «Великая дидактика» (1632), которое положило начало науке о процессе обучения. Эта книга была переведена на многие языки и прославила имя Я. А. Коменского во всем мире.

Педагог Я. А. Коменский требовал, чтобы все дети богатых и бедных, знатных и незнатных, мальчики и девочки, жители городов и сел обучались в школе родного языка. Для обучения всех детей одновременно он предложил классно-урочную систему организации учебных занятий.

В средние века занятия проходили индивидуально или небольшими группами. Я. А. Коменский руководил братской школой в польском городе Лешно. В школах того времени прием обучающихся производился в разное время в течение всего года. Обучающиеся хотя и сидели вместе в классе, но коллективных занятий со всеми учениками класса большей частью не было: каждый учил свое, продвигался своим, индивидуальным темпом.

Учитель занимался индивидуально с учениками. Я. А. Коменский настаивал на том, чтобы прием в школу производился один раз в году, чтобы учитель вел работу со всем классом. Все обучающиеся объединялись для проведения занятий в группы — классы. Класс-группа включала в себя набор обучающихся приблизительно одного возраста.

В течение всего времени обучения сохранялся постоянный состав классов.

К структурным признакам классно-урочной системы относят:

  • учебный день,
  • учебную четверть,
  • учебный год,
  • учебные каникулы,
  • расписание уроков.

Я. А. Коменский установил понятие школьного года с его делением на учебные четверти, ввел каникулы, определил организацию учебного дня (4 учебных часа в школе родного языка, 6 часов в латинской школе).

Основой процесса обучения является урок. Он предусматривает усвоение знаний и навыков обучающимися по одной отдельной теме, предмету.Я. А. Коменский разработал структуру урока: проверка домашнего задания (опрос обучающихся), объяснение нового материала, упражнения по закреплению нового. Я. А. Коменский указывал, что каждый урок должен иметь свою определенную тему и свою главную задачу. Урок классно-урочной системы включает в себя следующие компоненты образовательного процесса: содержание урока, цель урока, методы и средства, дидактические элементы, деятельность учителя по организации учебной работы.

Великий педагог считал, что учитель должен внимательно следить за тем, чтобы все обучающиеся принимали активное участие в занятиях. Главная деятельность на уроке принадлежит педагогу, который руководит работой на уроке, оценивает достижения обучающихся и решает вопросы о переводе в следующий класс.

Интересно
В организации классно-урочной системы Я. А. Коменского выделяются вертикальное и горизонтальное соединения классов. Вертикально они надстраиваются один над другим, что отражает содержательно-временные (часть учебного курса — один год) ступени в обучении, на которых находятся обучающиеся, и обозначаются порядковыми числительными. Горизонтально — один возле другого — располагаются классы, работающие по тем же учебным планам и программам, такие классы называют «параллельными» и обычно обозначаются буквами при числительных, отражающих их место по вертикали.

Я. А. Коменский разработал систему принципов обучения: наглядности, систематичности и последовательности, прочности, природосообразности.

Я. А. Коменский выдвинул принцип наглядности в обучении. Он понимал наглядность широко, не только как зрительную, но и как привлечение всех органов чувств к лучшему и ясному восприятию вещей и явлений. Им было провозглашено золотое правило дидактики:

«Все, что только возможно, предоставлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия + зрением; слышимое + слухом; запахи + обонянием; подлежащее вкусу + вкусом; доступное осязанию + путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами».

Я. А. Коменский требовал, чтобы учение начиналось не со словесного толкования о вещах, а с конкретных наблюдений над ними. Следует наблюдать, что возможно, в натуре, а в случае невозможности непосредственного наблюдения вещей их надо заменять картинами, моделями, рисунками. Я. А. Коменский использовал практический опыт наглядного обучения, снабдив свои учебники рисунками.

Призывая к опытному изучению реального мира, Я. А. Коменский критиковал схоластическое обучение, которое вбивало в головы детей смесь из слов, изречений, мнений, призывал к выходу из схоластических лабиринтов (так озаглавлена одна из его работ).

Я. А. Коменский настаивал на систематичности обучения. Он указывал на необходимость доводить обучающихся до понимания связи между явлениями и так организовывать учебный материал, чтобы он не казался хаосом, а был бы кратко изложен в виде немногих основных положений. В обучении, он считал, надо идти от фактов к выводам, от примеров к правилам, которые систематизируют, обобщают эти факты и примеры; идти от конкретного к абстрактному, от легкого к трудному, от общего к частному; сначала давать общее представление о предмете или явлении, затем переходить к изучению отдельных его сторон.

Большое значение, по Я. А. Коменскому, имеет последовательность обучения. Все предлагаемое обучающимся для усвоения надо располагать так, чтобы изучение нового материала было подготовлено предыдущими занятиями. Считаясь с возрастными особенностями детей, Я. А. Коменский советует сначала развивать ощущения (чувства) обучающихся, затем память, далее мышление и, наконец, речь.

Я. А. Коменский выдвинул требование посильности или доступности обучения детей. Детям следует давать такой материал, который доступен их возрасту. Доступность обучения достигается ясностью преподавания.

Одним из требований к обучению Я. А. Коменский выдвигал принцип прочности усвоения учебного материала через многократное повторение и упражнение. Он считал, что не нужно спешить в обучении. Нужно устанавливать связи между понятиями, каждая тема должна заканчиваться выводами или точными правилами. Упражнения надо начинать с элементов, а не с выполнения целых работ; это относится и к чтению (сначала буквы и слоги, затем слова, наконец фразы), и к письму, и к грамматике, и к другим навыкам.

Я. А. Коменский стремился развивать познавательные способности детей, самостоятельность и стремление узнать что-то новое. Он написал учебники для школьников.

Среди них — «Открытая дверь языков и всех наук» (1631) и «Мир чувственных вещей в картинках» (1658). Он требовал, чтобы учебник содержал достаточно полный учебный материал и в то же время был кратким. Материал в учебнике, по мнению Я. А. Коменского, должен быть изложен доступным детям, ясным, простым языком.

Классно-урочная форма имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами, в частности индивидуальной: она отличается более строгой организационной структурой, является экономной, поскольку один учитель работает одновременно с большой группой обучающихся, создает благоприятные предпосылки для взаимообучения, коллективной деятельности, соревновательности воспитания и развития обучающихся. Вместе с тем эта форма организации обучения не лишена недостатков, снижающих ее эффективность; главный среди них — опора (ориентация) на «среднего» ученика, отсутствие возможности осуществления индивидуальной учебно-воспитательной работы с обучающимися.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)