Сущность инновационного обучения

Создатель Римского клуба Аурелио Печчеи в конце 1970-х годов на заседании Римского клуба в докладе «Нет пределов обучению» обозначил идею о двух типах обучения. Обучение понималось в широком смысле слова: как процесс приращения опыта — индивидуального и социокультурного.

Были обозначены следующие типы обучения:

  • поддерживающее, или воспроизводящее, обучение;
  • инновационное, или развивающее, обучение.

Процесс и результат поддерживающего (воспроизводящего) обучения направлен на воспроизводство существующей культуры, социального опыта, социальной системы.

Такой тип процесса обучения обеспечивает преемственность социокультурного опыта. Именно он и является традиционным. Традиционное обучение носит преимущественно репродуктивный характер. Учитель сообщает обучающимся готовые знания и способы действий, они повторяют их и воспроизводят на занятиях.

Инновационное обучение помимо поддержания существующих традиций стимулирует активный отклик на возникающие перед человеком и обществом проблемы. Процесс и результат инновационного обучения стимулирует инновационные изменения в существующей культуре, социальной среде. В основе инновационного обучения лежит творчество, преобразование и изменение окружающего мира и самого человека.

Инновационное обучение ориентировано на способность личности адаптироваться к быстро наступающим переменам в обществе, готовность к неопределенному будущему за счет развития способностей к творчеству, к разнообразным формам мышления, а также к сотрудничеству с другими людьми. Главные черты инновационного обучения — «предвосхищение» и «участие».

Стратегия инновационного обучения выражается в открытости будущему и развитии личности посредством совместной творческой деятельности.

Инновационное обучение как стратегия массового образования вызывает глубокие изменения в образовании. Вторая половина и конец ХХ столетия — это период «глобальных инноваций» во всех областях культуры, экономики, техники, общественной и индивидуальной жизни. Инновация преобразует всю систему отношений человека с миром и самим собой. Глобальные инновационные процессы сопровождаются ускорением развития всех сторон общественной жизни.

Понятие «инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение». По своему основному смыслу понятие «инновация» относится не только к созданию и распространению новшеств, но и к преобразованиям, изменениям в образе деятельности, стиле мышления человека.

В образовательном процессе инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и организацию совместной деятельности учителя и обучающегося.

В образовательных системах инновационные процессы реализуются в следующих направлениях: формирование нового содержания образования, разработка и внедрение новых педагогических технологий, создание новых видов учебных заведений. Кроме этого, педагоги образовательных учреждений занимаются внедрением в практику инноваций, уже ставших историей педагогической мысли. Например, во всем мире успешно внедряются в школах альтернативные образовательные системы начала ХХ века М. Монтессори, Р. Штайнера, Дж. Дьюи, Я. Корчака и др.

Инновационное обучение не имеет однозначно предписанной методики организации педагогического процесса, не осуществляется одновременно для всех. Сущность инновационного обучения состоит в том, что обучающиеся самостоятельно решают творческие задачи в процессе взаимодействия со сверстниками и учителем.

Необходимость в использовании инновационного обучения возникает при создании ситуаций:

  • проблемности;
  • сотрудничества и кооперации;
  • группового взаимодействия;
  • вовлечения обучающихся в постоянную активную деятельность по нахождению способов выхода из ситуаций неопределенности.

Отличительной особенностью организации инновационного обучения являются также формы взаимодействия учителя с обучающимися, обучающихся друг с другом, многообразие их межличностных отношений и форм общения в
ситуации совместной творческой деятельности.

Наряду с учебными результатами (знания, умения, конкретные способы решения проблем) особым результатом обучения является рефлексия освоения нового опыта, осознание своей учебно-познавательной деятельности, исследовательского метода, цели и ценности образования для человека.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)