Технология педагогического сопровождения самостоятельной работы студентов

Многолетний опыт работы со студентами, аспирантами, преподавателями высшей школы позволяет говорить о том, что часть студентов слабо мотивированы на учебную деятельность, недостаточно владеют навыками самостоятельной учебной деятельности, а преподаватели (по разным причинам, в том числе из-за недостаточной научно-методической подготовленности) не обеспечивают должной помощи и контроля. Для эффективной организации самостоятельной работы студентов в процессе высшего образования необходимо обеспечивать её педагогическое сопровождение.

Сопровождать (согласно словарному толкованию) – следовать за кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь, или идя за кем-нибудь. Педагогическое сопровождение самостоятельной работы студентов рассматривается автором пособия как система работы преподавателя по обеспечению научно-педагогического (научно-методического) оснащения процесса самостоятельной деятельности студентов и оказания им соответствующей практической (консультативной) помощи при выполнении учебных заданий для самостоятельной работы.

Следует разграничивать общую технологии организации самостоятельной работы студентов и технологию педагогического сопровождения каждого отдельного вида самостоятельной работы студентов. Охарактеризуем общую технологию организации самостоятельной работы студентов по основным существенным признакам педагогической технологии, таким как: теоретическая ос нова, целевая установка, последовательность этапов, специфические средства.

Интересно
Методологически технология организации самостоятельной работы студентов базируется, прежде всего, на личностном и деятельностном подходах. Личностный подход в педагогике рассматривается как последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту педагогического взаимодействия.

Деятельностный подход в образовании означает, что для научения человека, становления его личностных качеств необходимо включение его в соответствующие виды деятельности и общения. В качестве главного признака самостоятельной деятельности студента рассматривается не то, что он работает без помощи преподавателя, а то, что каждое действие, выполняемое обучающимся, им осознаётся, подчинено цели, которую он сам поставил.

Модель самостоятельной учебно-познавательной деятельности студента включает в себя следующие основные действия, которые необходимо учитывать в технологическом обеспечении руководства самостоятельной работой студентов:

  • формулировка проблемы,
  • постановка задач для решения,
  • отбор информации и методов,
  • выбор действий,
  • обмен опытом деятельности,
  • презентация продуктов и решений,
  • оценка-экспертиза решений,
  • анализ-рефлексия опыта деятельности,
  • оценка развития компетенций,
  • самооценка роста достижений,
  • планирование дальнейшего обучения.

Подлинное развитие самостоятельной деятельности студентов предполагает проявление самостоятельности во всех компонентах (конечно, в различной степени, особенно на начальных этапах обучения), постепенное ослабление помощи со стороны преподавателя, постепенное усложнение заданий (переход от простых видов работы к более сложным). Анализируя предложенный перечень действий легко заметить, что далеко не все названные действия в системе реализуются при организации самостоятельной работы студентов, особенно это утверждение касается рефлексивно-оценочной составляющей.

Педагогическая технология организации самостоятельной работы студентов должна предусматривать целостное развитие самостоятельной деятельности студентов. Общей целевой установкой в организации самостоятельной работы студентов является становление компетентности выпускника высшей школы, которая заключается в его готовности самостоятельно находить решение профессиональных задач. Данная общая целевая установка конкретизируется в компетенциях, которые необходимо освоить студенту. При этом важно учитывать не только чисто профессиональные, но и общекультурные компетенции, прежде всего, такие как: учебно-познавательная, социальная, информационная, коммуникативная, когнитивная, исследовательская.

Общая технология организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине включает в себя несколько этапов:

  • подготовительный этап;
  • этап целеполагания;
  • консультативнодеятельностный этап;
  • рефлексивный этап;
  • аналитический этап.

Подготовительный этап заключается в моделировании и проектировании организации самостоятельной деятельности студентов, разработке методических и программных материалов для организации самостоятельной работы.

Конкретно предпринимаются следующие шаги:

  • изучение ФГОС по направлению подготовки, выявление компетенций, которые соответствуют содержанию и специфике преподаваемой дисциплины;
  • отбор видов учебной работы, соответствующих целям и задачам дисциплины, основным компетенциям, в формирование которых дисциплина вносит свой вклад;
  • разработка совокупности заданий для самостоятельной работы с учётом времени на выполнение заданий;
  • разработка рекомендаций по выполнению заданий, подготовка примеров;
  • подготовка технологической карты самостоятельной работы студентов с указанием видов работы, сроков выполнения, форм отчетности, а также обязательных и выполняемых по желанию студента заданий.

В технологическую карту целесообразно включать такие составляющие: номер раздела и темы; компетенции, в становление которых вносит вклад вид самостоятельной работы студентов; название вида самостоятельной работы студентов; итоговый продукт; формы контроля; планируемое время работы (трудозатраты); сроки выполнения. Этап целеполагания связан с предъявлением студентам технологической карты самостоятельной работы, осознанием целевых установок студентами, возможной корректировкой технологической карты.

На этом же этапе студенты знакомятся с критериями оценки самостоятельной работы в целом. Следующий этап – консультативно-деятельностный. На данном этапе осуществляется собственно самостоятельная деятельность студента, преподаватель выступает в роли консультанта. Консультирование (очно и/или дистанционно) выстраивается по образовательным запросам студентов. Параллельно осуществляется контроль за ходом и результатами выполнения конкретных заданий.

Таким образом, реализуются следующие шаги в деятельности студента:

  • осуществление самостоятельного выполнения заданий,
  • оценивание качества выполнения отдельных составляющих задания самим студентом и преподавателем в соответствии с предложенными критериями,
  • предварительное оценивание конечного образовательного результата преподавателем,
  • коррекция выполнения задания студентом.

Четвертый этап – оценочно-рефлексивный – связан с оценкой проделанной работы и её результативности как самим студентом, так и со стороны других обучающихся и преподавателя. Пятый этап – аналитический. Педагог анализирует полученные результаты, вносит коррективы в совокупность заданий для самостоятельной работы, корректирует методические указания по реализации самостоятельной работы.

Что касается общих технологических средств, то таковыми являются, прежде всего, технологическая карта с видами заданий, задания с методическими рекомендациями по их выполнению для студентов. К средствам организации самостоятельной работы студентов могут быть отнесены технологии «Портфолио» и балльно-рейтинговой оценки результатов образования, которые позволяют в системе отслеживать ход и результаты самостоятельной работы студентов (осуществлять мониторинг). Для качественного выполнения студентами отдельных видов самостоятельной работы также требуется педагогическое сопровождение.

Технология педагогического сопровождения самостоятельной работы студентов над учебным заданием – модель управления процессом самостоятельной деятельности студентов по выполнению учебного задания.

Цель технологии педагогического сопровождения заключается в создании условий для качественной организации самостоятельной познавательной деятельности студентов. Основные этапы технологии педагогического сопровождения самостоятельной деятельности студентов по выполнению учебного задания (табл. 12) определяются требованиями реализации деятельностного подхода и научно-методического обеспечения процесса.

Технология педагогического сопровождения самостоятельной работы студентов

Технология педагогического сопровождения самостоятельной работы студентов

Хронометраж трудозатрат на выполнение задания позволяет реально оценивать загруженность студента самостоятельной работой по дисциплине, соответствие трудозатрат запланированным в образовательной программе. Хронометраж трудозатрат преподавателя на педагогическое сопровождение самостоятельной работы студентов является основанием для планирования нагрузки преподавателей по данному виду педагогической работы.

Представленные в таблице этапы и содержание деятельности преподавателя и студентов на каждом из них позволяют организовать осознанную самостоятельную деятельность студентов по решению ими разнообразных учебных задач. Но, естественно, когда речь идет о педагогическом сопровождении конкретного вида самостоятельной работы студентов, необходима модификация общей технологии в соответствии с особенностями вида самостоятельной работы и степенью подготовленности студентов к решению той или иной учебной задачи.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)