Технология ситуационного анализа «Кейс-метод»

Кейс-метод – технология обучения, основанная на рассмотрении конкретных практических ситуаций. Суть его в том, что студентам предлагается осмыслить реальную жизненную (профессиональную) ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определённый комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. Исторически кейс-метод начал использоваться в Гарвардской бизнес-школе в начале XX в.

Особенностью кейс-метода было изучение студентами прецедентов – имевшихся в прошлом ситуаций из деловой или юридической практики. Особый упор делался на самостоятельную работу студентов, в процессе которой просматривался и анализировался большой объем практического материала.

В 1910 г. проф. Копленд (Copeland) стал первым использовать студенческие дискуссии по итогам анализа конкретных ситуаций из жизни. Первый сборник кейсов (The Case Method at the Harvard Business School) был выпущен в Гарварде в 1921 г. Там же было дано одно из наиболее широких определений кейс-метода: это метод обучения, когда студенты и преподаватели участвуют в непосредственных дискуссиях по проблемам или случаям (cases) бизнеса.

Примеры случаев обычно готовятся в письменном виде как отражение актуальных проблем бизнеса, изучаются студентами, затем обсуждаются ими самостоятельно, что даёт основу для совместных дискуссий и обсуждений в аудитории под руководством преподавателя. Метод Case Stadies, таким образом, включает специально подготовленные обучающие материалы и специальную технологию использования этих материалов в учебном процессе.

К середине прошлого столетия кейс-метод приобрел чёткий технологический алгоритм, стал активно использоваться не только в американском, но и в западноевропейском образовании. Американские кейсы отличаются от европейских. В Европе кейсы в 1,5–2 раза короче и, как правило, не имеют единственно верного решения, многовариантны. Постепенно этот метод завоевал позиции и в России. Сегодня он считается одним из самых эффективных способов обучения навыкам решения типичных проблем.

Использование кейсов в обучении направлено на:

  • развитие навыков структурирования информации и идентификации проблем;
  • научение технологиям выработки управленческих решений различного типа (стратегических, тактических);
  • актуализацию и критическое оценивание накопленного опыта в практике принятия решений;
  • эффективные коммуникации в процессе коллективного поиска и обоснования решения;
  • разрушение стереотипов и штампов при организации поиска верного решения;
  • стимулирование инноваций за счет синергетики знаний – развитие системного, концептуального знания;
  • повышение мотивации на расширение базы теоретического знания для решения прикладных задач.

В основе кейс-метода лежит имитационное моделирование или конкретный пример, случай (ситуация).

Ситуация является специфическим средством технологии и должна удовлетворять следующим требованиям:

  • случай должен быть приближенным к жизни и действительности и оформленным таким образом, чтобы позволял установить непосредственную связь с накопленным жизненным опытом;
  • случай должен предоставить возможность интерпретации с точки зрения участников;
  • случай должен содержать проблемы и конфликты;
  • случай должен быть обозреваемым и решаемым в условиях временных рамок и индивидуальных знаний, навыков и способностей студентов;
  • случай должен допускать различные варианты решения. Кейс представляет собой результат отражательной деятельности преподавателя. Как интеллектуальный продукт он имеет свои источники:
  • жизнь во всём своём многообразии выступает источником сюжета, проблемы и фактологической базы кейса;
  • образование – определяет цели и задачи обучения и воспитания, интегрированные в кейс;
  • наука – задаёт ключевые методологии, которые определяются аналитической деятельностью и системным подходом;
  • художественная и публицистическая литература, которая может подсказывать идеи, а в ряде случаев определять сюжетную канву кейса;
  • местный материал (П. Шеремет и Г. Канищенко отмечают, что наиболее насыщенное обсуждение кейсов о деятельности разных компаний происходит тогда, когда компания и её продукция имеют определённое личное значение для студентов, студенты чувствуют себя увереннее, если они хорошо знают среду и контекст, в котором происходят события, описанные в кейсах);
  • статистические материалы, сведения о состоянии рынка, социально – экономические характеристики предприятия и т. п. придают научность и строгость кейсу;
  • научные статьи, научные отчеты – эти продукты науки не всегда описывают и объясняют ситуацию, поэтому они нуждаются в специальном осмыслении в аспекте ситуации, научная статья обычно характеризуется углублённым пониманием какого-либо вопроса, научная монография дает системную, всестороннюю характеристику предмета исследования, особенностью научного отчета является актуальность и новизна;
  • Интернет – неисчерпаемый источник материала для кейсов. Все источники информации для кейсов представляют собой продукты человеческой деятельности, в них проявляются интересы людей, субъективизм, а порой ложь и заблуждения. В кейсе в ряде случаев используются и ложные представления, и заблуждения. Главное – ложные представления и заблуждения обязательно должны быть разоблачены в процессе анализа кейса.

С целью эффективного подбора каждой конкретной ситуации, методического выстраивания курсов по принципу нарастающей сложности и интенсивности организации занятий целесообразно знать возможные типологии ситуаций. Иллюстративные ситуации. Ориентированы на формирование профессионального языка и умения идентифицировать проблему. Ситуации могут включаться в лекцию с целью обсуждения изучаемого материала непосредственно на лекции. Не исключается и экспресс-проверка степени понимания студентами излагаемой темы путем письменного разбора мини-ситуаций.

Нормативные ситуации. Имеют определённые расчётные или нормативные параметры, позволяющие провести анализ и найти однозначный ответ. Предназначены для контроля знаний по пройденному теоретическому материалу. Функциональные ситуации. Характерны наличием проблем, лежащих в чётко очерченной функционально-предметной области, что требует знания теоретических разделов соответствующей дисциплины. Содержат проблемы, числовые данные, противоречивую информацию, усиливающую фактор неопределённости в выборе решения. Ориентированы на развитие инноваций через предметное знание.

Стратегические ситуации. Не имеют, да и не могут иметь однозначного решения из-за невозможности определить влияние нестабильных факторов, которые всегда присутствуют в реальных системах. Ориентированы на формирование инноваций через концептуальное знание и тем самым работают на формирование ключевой компетенции. Информация, включённая в ситуации, может быть разного характера и предполагать разные варианты ситуационного анализа.

Рассмотрим основные варианты:

  • Ситуация представляет для студентов новую информацию. Такой способ заставляет искать ответы на вопросы «О чем свидетельствует данная информация (факты)?», «Что это значит?»
  • Ситуация содержит противоречивую информацию. Для того чтобы выявить проблему, необходимо установить природу противоречия. Отталкиваясь от причин выбрать наиболее существенную для решения проблемы информацию.
  • Информация предоставляется с пробелами, необходимо самостоятельное получение информации. Сложность данной ситуации будет различна в зависимости от того, есть ли указания на то, что содержание полное или студент должен сам это понять и найти недостающую информацию.
  •  Много подробной информации, причем иногда лишней.

При решении необходимо очень чётко разобраться с условиями − нужными и ненужными.

Независимо от типологии ситуации любой кейс имеет определённую структуру:

  • Введение: постановка задачи; название учреждения, имена и должности главных персонажей; название, размещение и номенклатура продукции организации.
  • Проблема: описание проблемы (как она видится разными участниками событий); описание проблемной ситуации (если возможно и/или необходимо).
  • Материалы для решения: история учреждения с важнейшими моментами в развитии; описание внешней среды (если требуется); история отрасли; описание состояния рынка в данной области; разбор главных конкурентов (их позиции, стратегии, позиции на рынке, политики маркетинга); общее состояние дел в компании, дилеры и партнёры; управленческая стратегия; финансовое положение компании; схемы, таблицы, статистика, отчетность, фотографии и т. д.

В зависимости от сложности ситуации и подготовленности к её решению студентов материалы для решения ситуации могут быть полными или частичными (дополнительные необходимые сведения студенты должны найти сами). Могут быть даны рекомендации по поиску необходимых данных. Кейс-метод эффективен, прежде всего, для формирования таких компетенций в процессе обучения, как: умение анализировать в короткие сроки большой объём неупорядоченной информации, принятие решений в условиях стресса и недостаточной информации, коммуникабельность, лидерство.

Организация обучения на основе кейс-метода включает следующие технологические этапы: подготовительный, ознакомительный, аналитический, итоговый. Для реализации всех технологических этапов использования кейс-метода необходима определённая подготовленность преподавателей и обучающихся.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)