Технология ситуационного анализа «Кейс-метод»
Кейс-метод – технология обучения, основанная на рассмотрении конкретных практических ситуаций. Суть его в том, что студентам предлагается осмыслить реальную жизненную (профессиональную) ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определённый комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. Исторически кейс-метод начал использоваться в Гарвардской бизнес-школе в начале XX в.
В 1910 г. проф. Копленд (Copeland) стал первым использовать студенческие дискуссии по итогам анализа конкретных ситуаций из жизни. Первый сборник кейсов (The Case Method at the Harvard Business School) был выпущен в Гарварде в 1921 г. Там же было дано одно из наиболее широких определений кейс-метода: это метод обучения, когда студенты и преподаватели участвуют в непосредственных дискуссиях по проблемам или случаям (cases) бизнеса.
Примеры случаев обычно готовятся в письменном виде как отражение актуальных проблем бизнеса, изучаются студентами, затем обсуждаются ими самостоятельно, что даёт основу для совместных дискуссий и обсуждений в аудитории под руководством преподавателя. Метод Case Stadies, таким образом, включает специально подготовленные обучающие материалы и специальную технологию использования этих материалов в учебном процессе.
К середине прошлого столетия кейс-метод приобрел чёткий технологический алгоритм, стал активно использоваться не только в американском, но и в западноевропейском образовании. Американские кейсы отличаются от европейских. В Европе кейсы в 1,5–2 раза короче и, как правило, не имеют единственно верного решения, многовариантны. Постепенно этот метод завоевал позиции и в России. Сегодня он считается одним из самых эффективных способов обучения навыкам решения типичных проблем.
Использование кейсов в обучении направлено на:
- развитие навыков структурирования информации и идентификации проблем;
- научение технологиям выработки управленческих решений различного типа (стратегических, тактических);
- актуализацию и критическое оценивание накопленного опыта в практике принятия решений;
- эффективные коммуникации в процессе коллективного поиска и обоснования решения;
- разрушение стереотипов и штампов при организации поиска верного решения;
- стимулирование инноваций за счет синергетики знаний – развитие системного, концептуального знания;
- повышение мотивации на расширение базы теоретического знания для решения прикладных задач.
В основе кейс-метода лежит имитационное моделирование или конкретный пример, случай (ситуация).
Ситуация является специфическим средством технологии и должна удовлетворять следующим требованиям:
- случай должен быть приближенным к жизни и действительности и оформленным таким образом, чтобы позволял установить непосредственную связь с накопленным жизненным опытом;
- случай должен предоставить возможность интерпретации с точки зрения участников;
- случай должен содержать проблемы и конфликты;
- случай должен быть обозреваемым и решаемым в условиях временных рамок и индивидуальных знаний, навыков и способностей студентов;
- случай должен допускать различные варианты решения. Кейс представляет собой результат отражательной деятельности преподавателя. Как интеллектуальный продукт он имеет свои источники:
- жизнь во всём своём многообразии выступает источником сюжета, проблемы и фактологической базы кейса;
- образование – определяет цели и задачи обучения и воспитания, интегрированные в кейс;
- наука – задаёт ключевые методологии, которые определяются аналитической деятельностью и системным подходом;
- художественная и публицистическая литература, которая может подсказывать идеи, а в ряде случаев определять сюжетную канву кейса;
- местный материал (П. Шеремет и Г. Канищенко отмечают, что наиболее насыщенное обсуждение кейсов о деятельности разных компаний происходит тогда, когда компания и её продукция имеют определённое личное значение для студентов, студенты чувствуют себя увереннее, если они хорошо знают среду и контекст, в котором происходят события, описанные в кейсах);
- статистические материалы, сведения о состоянии рынка, социально – экономические характеристики предприятия и т. п. придают научность и строгость кейсу;
- научные статьи, научные отчеты – эти продукты науки не всегда описывают и объясняют ситуацию, поэтому они нуждаются в специальном осмыслении в аспекте ситуации, научная статья обычно характеризуется углублённым пониманием какого-либо вопроса, научная монография дает системную, всестороннюю характеристику предмета исследования, особенностью научного отчета является актуальность и новизна;
- Интернет – неисчерпаемый источник материала для кейсов. Все источники информации для кейсов представляют собой продукты человеческой деятельности, в них проявляются интересы людей, субъективизм, а порой ложь и заблуждения. В кейсе в ряде случаев используются и ложные представления, и заблуждения. Главное – ложные представления и заблуждения обязательно должны быть разоблачены в процессе анализа кейса.
С целью эффективного подбора каждой конкретной ситуации, методического выстраивания курсов по принципу нарастающей сложности и интенсивности организации занятий целесообразно знать возможные типологии ситуаций. Иллюстративные ситуации. Ориентированы на формирование профессионального языка и умения идентифицировать проблему. Ситуации могут включаться в лекцию с целью обсуждения изучаемого материала непосредственно на лекции. Не исключается и экспресс-проверка степени понимания студентами излагаемой темы путем письменного разбора мини-ситуаций.
Нормативные ситуации. Имеют определённые расчётные или нормативные параметры, позволяющие провести анализ и найти однозначный ответ. Предназначены для контроля знаний по пройденному теоретическому материалу. Функциональные ситуации. Характерны наличием проблем, лежащих в чётко очерченной функционально-предметной области, что требует знания теоретических разделов соответствующей дисциплины. Содержат проблемы, числовые данные, противоречивую информацию, усиливающую фактор неопределённости в выборе решения. Ориентированы на развитие инноваций через предметное знание.
Стратегические ситуации. Не имеют, да и не могут иметь однозначного решения из-за невозможности определить влияние нестабильных факторов, которые всегда присутствуют в реальных системах. Ориентированы на формирование инноваций через концептуальное знание и тем самым работают на формирование ключевой компетенции. Информация, включённая в ситуации, может быть разного характера и предполагать разные варианты ситуационного анализа.
Рассмотрим основные варианты:
- Ситуация представляет для студентов новую информацию. Такой способ заставляет искать ответы на вопросы «О чем свидетельствует данная информация (факты)?», «Что это значит?»
- Ситуация содержит противоречивую информацию. Для того чтобы выявить проблему, необходимо установить природу противоречия. Отталкиваясь от причин выбрать наиболее существенную для решения проблемы информацию.
- Информация предоставляется с пробелами, необходимо самостоятельное получение информации. Сложность данной ситуации будет различна в зависимости от того, есть ли указания на то, что содержание полное или студент должен сам это понять и найти недостающую информацию.
- Много подробной информации, причем иногда лишней.
При решении необходимо очень чётко разобраться с условиями − нужными и ненужными.
Независимо от типологии ситуации любой кейс имеет определённую структуру:
- Введение: постановка задачи; название учреждения, имена и должности главных персонажей; название, размещение и номенклатура продукции организации.
- Проблема: описание проблемы (как она видится разными участниками событий); описание проблемной ситуации (если возможно и/или необходимо).
- Материалы для решения: история учреждения с важнейшими моментами в развитии; описание внешней среды (если требуется); история отрасли; описание состояния рынка в данной области; разбор главных конкурентов (их позиции, стратегии, позиции на рынке, политики маркетинга); общее состояние дел в компании, дилеры и партнёры; управленческая стратегия; финансовое положение компании; схемы, таблицы, статистика, отчетность, фотографии и т. д.
В зависимости от сложности ситуации и подготовленности к её решению студентов материалы для решения ситуации могут быть полными или частичными (дополнительные необходимые сведения студенты должны найти сами). Могут быть даны рекомендации по поиску необходимых данных. Кейс-метод эффективен, прежде всего, для формирования таких компетенций в процессе обучения, как: умение анализировать в короткие сроки большой объём неупорядоченной информации, принятие решений в условиях стресса и недостаточной информации, коммуникабельность, лидерство.
Организация обучения на основе кейс-метода включает следующие технологические этапы: подготовительный, ознакомительный, аналитический, итоговый. Для реализации всех технологических этапов использования кейс-метода необходима определённая подготовленность преподавателей и обучающихся.
- Технология проблемного обучения эвристическое обучение
- Технология «Шесть шляп мышления»
- Технология создания ментальной карты
- Технология опорных конспектов В. Ф. Шаталова
- Графическое моделирование в учебном процессе
- Технология балльно-рейтинговой оценки результатов образования
- Технология педагогического сопровождения самостоятельной работы студентов
- Общеучебные умения как фактор успешности самостоятельной деятельности студентов
- Особенности реализации в модульном обучении
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу