Технология балльно-рейтинговой оценки результатов образования

Балльно-рейтинговая система ‒ комплекс учебных, организационных и административных мероприятий, обеспеченных учебно-методическими и контрольно-измерительными материалами, используемый для регулярного контроля учебной деятельности каждого студента, результаты которого отражаются в рейтинговой оценке.

Балльно-рейтинговая система контроля и оценки результатов образования:

  • вариант многобалльной шкалы оценивания,
  • может осуществляться как в рамках отдельной дисциплины, так в течение всего периода обучения в вузе,
  • позволяет осуществлять мониторинг, то есть систематическое слежение за результатами учебной деятельности студентов.
  • предполагает текущую аттестацию аудиторной и внеаудиторной работы.

Технология балльно-рейтинговой оценки результатов образования складывается из следующих этапов:

  • анализ содержания обучения дисциплине, выделение видов работы студентов,
  • составление рейтингового регламента, то есть перечня видов работ с указанием количества баллов за их выполнение,
  • разработка заданий для самостоятельной работы студентов и календарного плана отчетности об их выполнении
  • текущий контроль преподавателя за качеством выполнения видов деятельности с выставлением баллов в общей ведомости, самоконтроль студентов с помощью учётных листов.
  • обработка преподавателем результатов контроля, подведение итогов (выставление общего балла, решение вопроса о выставлении зачета или допуска к экзамену).

Специфическими средствами реализации технологии являются рейтинговый регламент, календарный план, ведомость учета результатов (общая), индивидуальные учётные листы. Технология балльно-рейтинговой оценки достижений студентов предполагает текущую аттестацию их аудиторной и внеаудиторной работы. Учитываются и оцениваются в баллах все виды работы студента: посещение занятий (лекционных, семинарских, практических), выполнение типовых заданий, лабораторных работ, контрольных работ, тестовых заданий, творческих заданий, доклад на занятии, изучение первоисточников, выполнение индивидуального или группового проекта и другие.

Каждый вид работы оценивается определённым количеством баллов. Составляется рейтинговый регламент (табл. 13).

Технология балльно-рейтинговой оценки результатов образования

Для удобства расчетов целесообразно (но не обязательно) общую сумму баллов определить в 100 баллов. Возможны штрафные санкции за невыполнение (или несвоевременное выполнение) заданий, а также поощрительные баллы за творческий подход к выполнению заданий, за выполнение дополнительных заданий по желанию студента.

Общая ведомость, в которой отражаются результаты учебной работы всех студентов группы, должна регулярно заполняться преподавателем и быть доступной студентам. На основе общей ведомости студентам предлагается вести индивидуальные ведомости (листки), заполняемые каждым студентом.

В конце семестра (учебного года) преподаватель подсчитывает баллы, выводит общий рейтинг каждого студента, доводит его до сведения студента. В случае успешной работы (81– 100% баллов) студент освобождается от зачета, студент, набравший 70–80% баллов, допускается к зачету, при меньшем количестве баллов (неудовлетворительная работа) студент к зачету не допускается. Как показывает опыт преподавателей высшей школы, балльно-рейтинговая система повышает мотивацию студентов, побуждает их к большей ответственности, повышает качество учебной работы. Однако ее использование требует от преподавателя дополнительных трудозатрат. Кроме того, завышение требований (относительно возможностей той или иной группы студентов) может привести к негативным последствиям.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)