Графическое моделирование в учебном процессе

В современном обществе среди средств информации все большее место начинают занимать средства инфографики. Символическая и графическая формы позволяют представить информацию в обобщённом, систематизированном, «свёрнутом» виде, что при нынешнем быстром росте информации является весьма полезным. Однако изучение оценок преподавателей и самооценок студентов разных курсов показывает, что среди общеучебных умений серьёзные затруднения вызывают именно умения создавать графические объекты, перекодировать информацию из текстовой формы в графическую.

Качество усвоения знаний связано со способностью субъекта осуществлять свёртывание информации и переводить её в другую форму, равно как и обеспечивать обратный процесс. Такая свёртка/развёртка информации происходит на основе моделирования. Модель (от франц. modele, от лат. modulus – мера, образец) – в широком смысле – любой образ, аналог (мысленный или условный), изображение, описание, схема, чертёж, график, план, карта и т. п. какого-либо объекта, процесса или явления (оригинала данной модели), используемый в качестве его «заместителя», «представителя».

В педагогическом процессе высшей школы может быть организовано выполнение студентами различного рода графических объектов, таких как: диаграммы, графики, граф-схемы (блок-схемы), структурно-логические схемы, опорные конспекты, интеллект-карты (ментальные карты), кольца Венна и др.

Схема (граф-схема) – это графическое изображение структуры объекта, связей и отношений между объектами, последовательности событий (стадий процесса), соотношения между объектами.

Например, в педагогике: схематическое изображение структуры педагогического процесса, последовательности стадий процесса формирования эмоционально-ценностного отношения, зависимости выбора метода обучения от компонентов содержания образования, подразделения педагогических закономерностей на три группы – общие закономерности развития личности, закономерности обучения, закономерности воспитания, выделения типов и видов самостоятельной работы студентов. Часто в основе граф-схем лежат логические операции деления понятий, классификации, то есть деления целого на части. Деление – это логическое действие, в основе которого лежат операции по распределению множества на ряд подмножеств.

Структурно-логическая схема – это графическое отображение значительного объема информации (например, содержание лекции, раздела дисциплины), в котором представлены основные блоки информации, логические связи и переходы между ними.

В структурно-логической схеме основные блоки информации в виде краткой записи заключаются в рамки различного рода, переходы от одного блока информации к другому обозначаются стрелками. Все это вместе взятое позволяет наглядно в свёрнутой форме представить структуру информации. Составленные преподавателем структурно-логические схемы могут быть использованы им как наглядное средство обучения.

При организации самостоятельной работы студентов весьма полезно выполнение ими заданий по составлению структурно-логических схем, что заставляет их не механически запоминать учебную информацию, но структурировать её (выделять основные положения, связи между ними), находить логику в раскрытии учебного материала, свёртывать и развёртывать информацию. Названные операции позволяют лучше разобраться в учебном материале и обеспечивают систематичность его усвоения.

Опорный конспект (автор ‒ В. Ф. Шаталов) – система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов; форма графического выражение информации на основе предельного обобщения, кодирования, «свёртывания» знаний с помощью условных знаков, символов, схем и т. п.

Ментальная карта (интеллект-карта) ‒ это особый вид записи материалов в виде радиантной структуры, то есть структуры, исходящей от центра к краям, постепенно разветвляющейся на более мелкие части. Технологические основы работы с опорными конспектами и интеллект-картами (инновационными для высшей школы формами графического представления информации), рассмотрены далее более детально.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)