Технология проблемного обучения эвристическое обучение

Идеи проблемного обучения получили интенсивное развитие и распространение в образовательной практике в XX веке. В зарубежной педагогике концепция проблемного обучения развивалась под влиянием идей Джона Дьюи – американского философа, психолога и педагога. В работе «Как мы мыслим» (1909 г.) Дьюи отвергает традиционное догматическое обучение и противопоставляет ему самостоятельную деятельность учащихся по решению проблем: «мышление есть решение проблем».

Интересно
В 60-х годах идея проблемного обучения начинает всесторонне и глубоко разрабатываться. Система проблемного обучения раскрыта в трудах советских дидактов и психологов М. И. Махмутова, И. Я. Лернера, А. М. Матюшкина, в работах польских ученых – В. Оконя и Ч. Куписевича.

Сегодня под проблемным обучением понимается организация учебных занятий, которая предполагает систематическое создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развитие мыслительных способностей.

Систематичность в организации проблемного обучения заключается в следующем:

  • регулярность постановки проблем и применения проблемных заданий в обучении;
  • учёт основных типов проблем той или иной науки или сферы практической деятельности;
  • учёт основных черт творческой деятельности;
  • постепенное усложнение проблемных заданий.

Организация проблемного обучения происходит на основе проблемных вопросов, задач, заданий и ситуаций, побуждающих обучающихся к решению учебных проблем. Учебная проблема есть противоречие между неизвестным и известным, которое студент может разрешить, творчески применяя имеющиеся знания и умения. В отличие от научной проблемы решение учебной проблемы, как правило, является неизвестным для обучающегося (субъективно неизвестное). Решение же научной проблемы объективно неизвестно.

Проблемный вопрос в отличие от обычного (репродуктивного) не ориентирует человека на простое вспоминание и воспроизведение знаний, но побуждает человека к применению знаний для решения проблемы.

Проблемная задача – форма организации учебного материала с заданными условиями и неизвестными данными, поиск которых предполагает активную мыслительную деятельность обучающихся: анализ фактов, выяснение причин происхождения объектов, их причинно-следственных связей и др. Решение проблемной задачи может иметь форму словесного рассуждения, математических расчетов, лабораторной поисковой работы.

Проблемное задание предполагает поручение или указание обучающимся по их самостоятельной поисково-познавательной деятельности, направленной на получение требуемого результата. Проблемные задания выполняются в формах поиска, сочинительства, изобретательства, эксперимента и т. п. Основным элементом проблемного обучения является проблемная ситуация как состояние умственного затруднения обучающегося, вызванное недостаточностью ранее усвоенных им знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы.

В литературе по проблемному обучению встречаются два понятия: «возникновение» и «создание» проблемных ситуаций. В связи с этим, необходимо иметь в виду, что для студента – субъекта учения, проблемная ситуация возникает, и такую проблемную ситуацию можно обозначить как психологическая. Но с точки зрения процесса преподавания проблемная ситуация специально создаётся преподавателем путём применения особых методических приёмов, и такую проблемную ситуацию следует называть педагогической. Поэтому создание проблемных ситуаций рассматривается как средство организации проблемного обучения.

Несмотря на различия типологий учебных проблем в разных учебных предметах, способов создания проблемных ситуаций и т. п., управление познавательной деятельностью учащихся при проблемном обучении имеет общие черты, которые отражены на рисунке 20. В организации проблемного обучения предполагается определённая этапность, но нет жёсткого алгоритма действий.

Технология проблемного обучения эвристическое обучение

Педагог создаёт проблемную ситуацию, направляет студента на её решение, организует поиск решения. Обучающийся ставится в позицию субъекта своего обучения, он овладевает новыми знаниями и способами действия. Трудность управления проблемным обучением заключается в том, что возникновение проблемной ситуации – акт индивидуальный, поэтому от педагога требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.

Проблемные ситуации могут быть созданы разными способами, например:

  • использование исторических фактов;
  • использование учебных и жизненных практических ситуаций;
  • использование противоречий между житейскими представлениями и научными фактами;
  • постановка опытов;
  • побуждение к сравнению;
  • побуждение к предварительному обобщению фактов;
  • ознакомление с фактами, носящими на первый взгляд необъяснимый характер;
  • организация межпредметных связей;
  • противоречия между ранее известными и новыми фактами;
  • рассмотрение явления с различных позиций;
  • приведение различных точек зрения на один и тот же вопрос.

При реализации проблемного обучения важно понимать необходимость регулярной работы, создание же проблемных ситуаций «от случая к случаю» приносит и ситуативные результаты, что может выражаться во временном повышении интереса и активности студентов. Целесообразно ориентироваться на аспектные проблемы изучаемой дисциплины (сферы научной и/или практической деятельности) и основные черты творческой деятельности.

Следует отличать проблемное и эвристическое обучение. Проблемное обучение ориентируется больше на освоение прошлого опыта, то есть решение проблем известно в науке, известно педагогу. Обучающийся, применяя имеющиеся у него знания, находит решение новой только для него проблемы.

Целью эвристического обучения, по мнению А. В. Хуторского, является создание обучающимся личного опыта и продукции, ориентированной на конструирование будущего в сопоставлении с известными культурно-историческими аналогами. Объектами поисковой познавательной деятельности в эвристическом обучении являются не только проблемы и задачи, но и сами обучающиеся, их индивидуальный личностный потенциал, креативные, когнитивные, рефлексивные и другие процедуры и виды деятельности.

В результате эвристическое обучение приводит к развитию не только обучающихся, но и педагогов, которым приходится организовывать учебный процесс в ситуациях «незнания» истины. В эвристическом обучении используются специфические методы поиска решения проблем: «мозговой штурм» (в том числе с ролевых позиций), метод инверсии («доказательство от противного»), метод фокальных объектов и др.

Метод «Мозговой штурм» (А. Ф. Осборн). Основная задача метода – сбор как можно большего числа идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов. Работа ведётся в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерации контридей. Генерация идей происходит в группах по определённым правилам.

На этапе генерации идей любая критика запрещена. Всячески поощряются реплики, шутки, непринуждённая обстановка. Полученные в группах идеи систематизируются, объединяются по общим принципам и подходам. Далее рассматриваются всевозможные препятствия в реализации отобранных идей. Оцениваются сделанные критические замечания. Окончательно отбираются только те идеи, которые не были подвергнуты критическим замечаниям и контридеям.

Правила мозговой атаки:

  • Во время атаки нет начальников и подчинённых, есть ведущий и участники;
  • «Мозговая атака» не терпит шаблонов, необходимо освобождение от стереотипов, юмор приветствуется;
  • Принимаются и одобряются любые идеи, самые «фантастичные»;
  • Рекомендуется задавать вопросы с целью уточнения идеи;
  • Категорически запрещены критические замечания;
  • Мысли следует формулировать коротко и ясно.

Метод «Мозговой штурм» с принятием ролевых позиций участниками. Каждый участник «атаки» избирает для себя ту или иную ролевую позицию, осуществляя с этой позиции выдвижение идей. Метод инверсии (от лат. inversion – переворачивание, перестановка) – означает доказательство тезиса противоположного только что доказанному. Метод фокальных объектов – метод активного обучения, заключающийся в том, что признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на рассматриваемый (фокальный, находящийся в фокусе внимания) объект, в результате чего получаются необычные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инерцию и косность.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)