Технология «Шесть шляп мышления»

Теоретические креативной техники, названной «Шесть шляп мышления» и используемой во многих странах мира, разработаны Эдвардом де Боно. Эдвард де Боно родился на Мальте в 1933 году, работал в ведущих университетах мира – Оксфорде, Кембридже, Гарварде, университете Лондона. Является автором более 60 книг, переведенных на 34 языка мира.

Эдвард де Боно – признанный в мире эксперт в области креативности и обучения навыкам мышления, автор концепции латерального мышления и основанных на ней широко известных техник, применяемых в бизнес-практике, творческой работе и обучении. Одна из них ‒ «Шесть шляп мышления».

В 1969 году вышла в свет книга «Mechanism of Mind», в которой он предложил новый подход к работе восприятия, основанный на модели самоорганизующейся информационной структуры. На основе этого подхода Эдвард де Боно разработал концепцию латерального мышления и свои практические методики. Традиционное мышление связано с анализом, суждениями и дискуссией как ведущим оценочным механизмом. В стабильном мире этого достаточно, поскольку, выявив типичные ситуации, можно было разработать для них стандартные решения. Но при таком подходе выигрывает часто не лучшее решение, а то, которое более успешно продвигалось.

Интересно
Главная проблема традиционного мышления заключается в смешении: эмоции, информация, логика, надежды и творчество – все говорит в нас одновременно. Получается как бы жонглирование большим количеством мячей. Мы пытаемся одновременно удерживать в уме всю информацию, относящуюся к задаче, быть логичными, следить, чтобы наши собеседники были логичны, быть креативными, быть конструктивными и так далее, и всё это обычно не вызывает ничего, кроме путаницы и смятения.

В современном быстро меняющемся мире ощущается огромная потребность в новом мышлении – творческом, конструктивном, позволяющем создавать новые идеи и пути развития. Методики, предложенные Эдвардом де Боно, как раз и являются инструментами такого нового мышления. Латеральное мышление позволяет мыслящему человеку концентрироваться на одном деле в определённое время.

Концепция «шести шляп мышления» предполагает разделение процесса мышления на шесть различных режимов, представленных шляпой определённого цвета. В полноцветной печати плашки прокатываются по очереди, накладываясь друг на друга, обеспечивают получение цветной картинки. Рассматриваемая техника позволяет научиться оперировать отдельными аспектами нашего мышления с последующим объединением в «полноцветное мышление». Надевая шляпу определённого цвета, человек развивает ту или иную сторону мышления.

Белая шляпа. Белый цвет нейтрален и объективен. Белая шляпа – это объективные факты и цифры. Не могли бы вы сыграть роль компьютера? Рассмотрите факты непредвзято и объективно. Никаких интерпретаций, только голые факты. Какие факты относятся к этому делу?

Красная шляпа. Красный цвет предполагает гнев (глаза краснеют), страсть и эмоции. Красная шляпа дает эмоциональное видение. Антипод нейтральной объективной информации. Подозрительность, интуиция, впечатления. Не нужно ничего доказывать. Не нужно приводить причины или давать основания.

Чёрная шляпа Чёрный цвет мрачен и отрицателен. Чёрная шляпа обосновывает негативные аспекты – почему что-либо неосуществимо. Логическая отрицательность. Почему это не будет работать? Это выходит за рамки нашего знания и опыта. Критическое суждение. Пессимистический взгляд.

Жёлтая шляпа. Жёлтый – солнечный и положительный цвет. Жёлтая шляпа подразумевает оптимизм и связана с надеждой и положительным мышлением. Позитивное мышление. Жёлтый – это солнечный цвет. Оптимизм. Концентрация на пользе. Конструктивное мышление и осуществление задуманного.

Зелёная шляпа. Зелёный – это цвет активно растущей травы. Зелёная шляпа означает творчество и новые идеи. Новые идеи, новые концепции и новые образы восприятия. Намеренное создание новых идей. Альтернативы. Изменение. Новые подходы к проблемам. Синяя шляпа (управление мышлением). Синий цвет холоден, к тому же это цвет неба, которое находится выше всего. Синяя шляпа отвечает за организацию и контроль мыслительного процесса, а также за использование остальных шляп.

Мышление о мышлении. Инструкция для мышления. Организация мышления. Управление другими шляпами. Технология предназначена для развития у студентов умений работать с информацией, рассматривать информацию с разных позиций. Поэтому необходимым средством для реализации технологии является текст, но не любой, а такой, содержание которого может быть оценено неоднозначно. Кроме того, средствами реализации технологии являются и позиции («шляпы мышления»), которые поочередно принимает студент, изучающий текст. Технология может использоваться для организации индивидуальной внеаудиторной работы студентов и/или групповой работы обучающихся на аудиторных занятиях.

В аудиторном варианте технология осуществляется в несколько этапов:

  • осуществляется выбор текста преподавателем (на предварительном этапе);
  • при первичном использовании технологии студенту объясняется ее сущность, дается характеристика всех шести позиций, если технология используется повторно, характеристика позиций напоминается, в том числе с помощью письменной инструкции;
  • обеспечивается чтение текста студентами (индивидуально) для получения общего представления о его содержании;
  • организуется работа в микрогруппах (изучение текста с позиций каждой шляпы);
  • обеспечивается коллективное обсуждение и анализ результатов, дается рефлексивная оценка;
  • подводятся итоги работы.

Данная технология содержит элементы ролевой игры (роль определяется «шляпой», всегда можно на нее сослаться), поэтому она менее конфликтна по сравнению с другими креативными технологиями. Хорошо себя зарекомендовало использование вспомогательных средств, таких как шляпы разного цвета (могут быть самодельными), шляпы могут быть заменены браслетами или просто листками цветной бумаги.

Опыт работы с технологией показывает, что при первичном освоении студентами позиций разных шляп они должны осваиваться отдельно, то есть нельзя давать задание для микрогруппы сразу по всем позициям. Каждая микрогруппа работает только по одной позиции.

Наиболее эффективной является следующая последовательность освоения шляп: при первичном индивидуальном ознакомлении с текстом студент «надевает» красную шляпу, то есть дает эмоциональную оценку (позитивную, негативную, смешанную). Далее формируются микрогруппы по особенностям эмоциональной оценки, позиции распределяются между ними таким образом: группа с позитивной эмоциональной оценкой «надевает» черную шляпу, с отрицательной – желтую, зеленую, со смешанной – белую (желтую, зеленую).

Возможны варианты в зависимости от пропорций между эмоциональными оценками, но важен принцип смены отношения на иное (желательно противоположное). Зеленую шляпу желательно «надеть» на более креативных студентов. Важно оставлять время для анализа и выбора наиболее интересных предложений. Целесообразно технологию использовать неоднократно и вариативно (для оценки научной статьи, доклада, курсовой работы).

Можно дать краткое описание символики цветов для лучшего их запоминания:

  • Белый = нейтральность = белая бумага, на которую следует записывать факты;
  • Красный = чувства = красный как любовь или гнев;
  • Чёрный = критика = все видеть в чёрном цвете;
  • Жёлтый = шансы = солнечные лучи;
  • Зелёный = новые креативные идеи = мысли распускаются, как недавно посеянная трава;
  • Синий = обзор и порядок = структура, как у кафеля в плавательном бассейне.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)