Технология позиционного обучения

Позиционное обучение является редким явлением в практике работы высшей школы. Технология «Позиционного обучения» является комплексной по своей сути, то есть её реализация в учебном процессе позволяет формировать ряд разноплановых умений работы с текстовым документом. Автором модели позиционного обучения студентов является отечественный ученый-психолог Николай Евгеньевич Веракса.

Интересно
Позиционное обучение позволяет преодолевать недостатки традиционного обучения, при котором преподаватель и студент взаимодействуют как две информационные системы: преподаватель владеет всей необходимой информацией, студент старается освоить и продемонстрировать полноту освоения этой информации. В большинстве случаев такое обучение отнюдь не развивает в студентах пытливость, умение находить удовольствие во всякой двойственности и неопределённости, желание и умение задавать вопросы.

Студента не интересует изучаемое содержание с точки зрения логики, принципов построения, не возникает личных (субъектных) отношений с изучаемым предметом. Позиционное обучение позволяет сконцентрировать познавательную деятельность студентов в пространстве содержания изучаемого предмета, перевести студента в субъектную позицию, усилить личностное взаимодействие преподавателя и студента, снять напряжённость в обучении.

Дидактической единицей позиционного обучения является позиционный семинар. Цель позиционного семинара такая же, как и традиционного – раскрыть, конкретизировать, обсудить содержание лекции или статьи. Особенность дискуссии позиционного семинара в том, что участник дискуссии представляет не своё личное мнение, а взгляд на изучаемое содержание с определённой, заранее заданной позиции, что является специфическим средством данной технологии. Под позицией понимается определённая точка зрения, отношение, предполагающие некоторый способ её проявления. Особенность предлагаемых позиций в том, что они выбираются с учетом противоположности взгляда по отношению к одному и тому же содержанию. Альтернативность позиций обеспечивает реальную возможность фиксировать ситуации противоречия и способы их разрешения.

Н. Е. Веракса предлагает выбирать позиции так, чтобы они соответствовали трём направлениям изучения предметного содержания. Первое направление позволяет освоить пространство содержания с точки зрения существующих норм, поэтому оно получило название нормативное пространство. Это означает, что студент не может изменить его, а только может овладеть им как культурной профессиональной нормой. Освоение нормативного пространства связано с такими позициями, как тезисы, понятия, схема.

Задача позиции «Тезисы» – свернуть изучаемое содержание в более компактную форму и в нескольких сжатых тезисах передать основное содержание изучаемого материала. Задача позиции «Понятие» заключается в составлении списка понятий и их определений, раскрывающих изучаемое содержание. Третья позиция, направленная на усвоение нормативного пространства, получила название «Схема». В этом случае студенты должны представить изучаемый материал в виде схемы, то есть наглядного изображения его основных единиц и взаимосвязей между ними. Работая в перечисленных позициях, студенты демонстрируют степень усвоения требований, предъявляемых к каждой позиции.

Усвоение норм по каждой позиции позволяет овладеть изучаемым содержанием, но данные позиции не дают возможности изменить содержание, выразить свое мнение. Более глубокое проникновение в содержание получило название «изменённое в заданном направлении» пространство или диалектическое, которое можно реализовать через позиции «Критик» и «Апологет».

Интересно
Позиция «Критик» направлена на то, чтобы в исследуемом содержании обнаружить несоответствия и противоречия. Эта позиция характеризует неприятие студентом изучаемого содержания, основанное на объективном анализе. Задача работы в позиции «Критик» – составить список положений, которые являются с точки зрения студента противоречивыми, вызывающими несогласие.

Противоположной является задача работы в позиции «Апологет» – выделить в изучаемом содержании позитивные моменты, сделать акцент на достоинствах конкретных положений. Результатом деятельности в этой позиции может быть список позитивных положений анализируемого содержания. Обе позиции связаны с аргументацией выдвигаемых положений. Эти две позиции заставляют студентов субъектно отнестись к учебному содержанию, устраняя формализм в его изучении.

Третье направление освоения предметного содержания усиливает возможность самовыражения студента. Это направление может быть реализовано через такие позиции, как: «Символ», «Поэты», «Театр», «Ассоциации» и др. Например, в позиции «Символ» студент должен отобразить содержание изучаемого материала в виде наглядного художественного образа, в позиции «Ассоциации» – выстроить ассоциативный ряд по отношению к содержанию текста, в позиции «Поэт» – сочинить поэтическое произведение, в позиции «Театр» – разыграть театрализованную миниатюру.

Работая в этих позициях, студент демонстрирует своё отношение к изучаемому материалу, поэтому третье направление анализа предметного содержания получило название смыслового пространства. В этом пространстве роли студента и преподавателя выровнены, так как студент сам выбирает нормы (средства) выражения содержания, а преподаватель не имеет конкретных средств анализа работы студента. У студента появляется пространство самовыражения, связанное с предметным содержанием. Тем самым появляется возможность снятия отчуждённости между предметом и студентом, преподавателем и студентом.

Интерес представляют также позиции «Практика» «Вопросы», «Диалектика». Так для педагогического образования существенное значение имеет позиция «Практика», которая призвана оценить особенности реализации тех или иных теоретических положений в образовательной практике. Позиция «Вопросы» предполагает задавание вопросов по существу рассматриваемой проблемы по ходу представления других позиций. Задавание вопросов ‒ достаточно полезная, но не простая задача. Она требует подготовленности студента (он должен быть хорошо осведомлен в проблеме). В противном случае позиция выполняется формально, значимость её значительно снижается.

Технология организации позиционного семинара характеризуется следующими этапами:

  • подготовительный ‒ подготовка дидактических материалов (подбор оригинальной статьи или конструирование текста преподавателем), разработка позиционных заданий, подготовка информации о сущности технологии;
  • информационный ‒ ознакомление студентов с особенностями позиционного семинара, заданиями и текстом для изучения и оценки, в также выбор позиций студентами;
  • смысловой ‒ самостоятельная работа студентов по осмыслению текста с той или иной позиции;
  • демонстрационный ‒ представление студентами результатов самостоятельной работы в контексте выбранной позиции группе, дискуссионное обсуждение проблемы;
  • оценочно-рефлексивный ‒ анализ студентами собственной деятельности по изучению текста, выяснение достоинств и ограничений работы в той или иной позиции, оценка позиционного семинара в целом.

Опыт проведения позиционных семинаров показывает, что такой вариант организации обучения реально повышает активность студентов, является хорошим средством организации обсуждения учебного материала.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)