Технология опорных конспектов В. Ф. Шаталова

Технология использования опорных конспектов (схемных и знаковых моделей учебного материала) была разработана учителем математики В. Ф. Шаталовым для общеобразовательной школы, но успешно использовалась и в высшей школе. Опорный конспект является специфическим средством названной технологии, в высшей школе может использоваться для перекодирования информации из текстовой формы в свёрнутую графическую форму.

Данная технология является типичной алгоритмической технологией, на примере которой можно проследить все признаки педагогической технологии. Технология использования опорных конспектов разработана в рамках концепции педагогики сотрудничества и является элементом методической системы В. Ф. Шаталова, в которой она и проявляет свою эффективность.

Педагогика сотрудничества – педагогическая концепция, разработанная в результате педагогического поиска группы отечественных педагогов-экспериментаторов второй половины XX века.

Наиболее известны такие представители группы: Ш. А. Амонашвили, И. П. Волков, И. П. Иванов, С. Н. Лысенкова, Е. Н. Ильин, В. Ф. Шаталов, М. П. Щетинин, Л. А. и Б. П. Никитины. Совокупность идей педагогики сотрудничества сформулирована на встречах педагогов-экспериментаторов во второй половине 80х годов XX века. Одной из концептуальных идей педагогики сотрудничества является идея опоры, реализованная Шаталовым через использование опорных конспектов.

Технология использования схемных и знаковых моделей (опорных конспектов) предполагает следующие этапы деятельности педагога и обучаемых:

  • объяснение преподавателем учебного материала на уроке без опорного конспекта;
  • повторное вариативное объяснение материала педагогом (как правило, в быстром темпе) с использованием опорного конспекта;
  • пробный опрос;
  • индивидуальная работа учащихся с опорными конспектами;
  • проговаривание информации обучающимися друг другу в парах по опорному конспекту;
  • изучение учащимися дома учебного материала по учебнику с использованием опорного конспекта;
  • раскрашивание опорного конспекта;
  • заучивание опорного конспекта;
  • воспроизведение опорного конспекта каждым обучающимся в тетрадях на уроке;
  • устный ответ учащегося на основе опорного конспекта.

Опорный конспект – специфическое средство технологии, характеризующееся следующими особенностями:

  • лаконичность (опорный конспект может включать в себя не более 300-400 знаков);
  • структурность;
  • доступность воспроизведения;
  • ассоциативность;
  • цветовая наглядность;
  • смысловой акцент (рамки, оригинальное расположение);
  • практическая направленность;
  • разнообразие сигналов;
  • асимметричность;
  • экономичность (ограничение числа опорных конспектов).

В высшей школе технология использования опорных конспектов в классическом школьном варианте применима ограниченно. Что же касается выполнения студентами самостоятельной работы по составлению опорного конспекта, то, как показывает опыт, она интересна и полезна для студентов, которые могут в этой деятельности проявить свои творческие возможности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)