Технология создания ментальной карты

Ментальная карта – еще один инновационный (на сегодняшний день) способ графического представления информации. Составление ментальной карты (мыслительной карты, интеллект-карты) – это креативная техника, разработанная британским психологом и ментальным тренером Тони Бьюзеном, перу которого принадлежат такие книги, как: «Суперпамять», «Максимально используйте свой разум», «Умные родители – гениальный ребенок», «Суперинтеллект», «Научите себя думать», «Усовершенствуйте свою память», «Скоростная память» и др.

Ментальная карта (или интеллекткарта), как любая карта (географическая, например), обеспечивает:

  • обобщённое представление о какой-либо обширной области или предмете;
  • сбор и хранение в одном месте большого количества данных;
  • демонстрацию маршрутов;
  • графическое отображение данных (с помощью условных знаков).

Создание ментальной карты ориентируется на такие особенности мышления, как: ассоциативность, радиантность, холистичность. Термин «радиантное мышление» относится к характеристике ассоциативных мыслительных процессов, отправной точкой или точкой приложения которых является центральный объект (образ). От центрального образа (радианта) расходятся во все стороны разнообразные ассоциации.

Ассоциация – закономерная связь двух или нескольких психических процессов (ощущений, представлений, мыслей, чувств и т. д.). Холистичность мышления (от греч. «холос» – целый, полный, взаимосвязанный) – стремление мозга к целостному восприятию информации.

Соответственно, холистический подход – теоретическое представление о том, что всякое целое образует нечто иное, нежели простая сумма составляющих его частей. В процессе создания умственной карты, по мнению Т. Бьюзена, происходит целенаправленное переключение мыслительной деятельности между «левыми и правыми кортикальными способностями», то есть осуществляется процесс латерализации работы головного мозга. Как известно, левое и правое полушария головного мозга человека выполняют разные интеллектуальные функции. Левое полушарие олицетворяет «порядок и структуру», оно отвечает за рациональное, аналитическое мышление. В нём обрабатываются все математические проблемы, логические процессы и операции с цифрами и понятиями.

Правое полушарие отвечает за чувства, интуицию, фантазию, пространственное мышление, узнавание лиц и картин, а также за художественно-музыкальную деятельность. Хотя каждое полушарие доминирует в определённых типах мыслительной деятельности, оба полушария связаны друг с другом, взаимодействуют и способны обеспечить мыслительную активность любого типа. При создании ментальной карты правое и левое полушария работают взаимосвязано.

В технологии создания умственной карты можно выделить несколько этапов, охарактеризованных далее. Этап организации призван обеспечить студента необходимыми средствами: лист бумаги (формат А4), коллекция разнообразных орудий письма (шариковые ручки с разнообразными стержнями, карандаши, цветные маркеры), разнообразные источники информации по интересующей теме (научные статьи, учебная литература, словари, справочники и др.).

Следующий этап создания умственной карты можно назвать этапом появления радианта – центрального образа. Здесь следует соблюдать два правила. Во-первых, тема или основная идея изучаемой проблемы должна быть представлена в виде слова или лаконичного словосочетания, сопровождаться ярким, выразительным изображением. Это позволит концентрировать внимание и активизировать творческий потенциал человека, составляющего карту. Во-вторых, радиант должен находиться в центре чистой страницы. Такое расположение центрального образа предоставит мышлению творческую свободу ветвиться во всех направлениях.

Вслед за оформлением центрального образа начинается этап появления ветвей первого порядка. Количество ветвей, направленных в разные стороны от центрального образа, напрямую зависит от широты охвата темы, от умения видеть структуру и системность в анализируемой информации. Рекомендуется рисовать ответвления не прямыми, а искривлёнными. По мнению автора метода умственных карт, мозг человека гораздо сильнее привлекают искривлённые линии, которые чаще встречаются в природе.

Интересно
На этапе «первые ассоциации» предстоит назвать, а точнее, написать печатными буквами и желательно одиночными словами название каждой нарисованной ветви. Таким образом, над линиями ветвями появляются ключевые слова конспекта, причем, длина слова или словосочетания должна соответствовать длине ветви. Соблюдение правил этого этапа поможет научиться ясно и лаконично выражать свои мысли.

Следующий этап технологии умственной карты связан с созданием рисованных образов рядом с каждым ключевым словом. Процесс поиска и оформления рисунков-образов считается одним из важнейших моментов в создании умственной карты. Изображения, по сравнению со словами, легче запоминаются. Кроме того, для оформления изображений рекомендуется использовать разные цвета. Появление на ментальной карте ярких и точных изображений, сопровождающих ключевые слова, способствует порождению новых ассоциаций.

На следующем этапе диапазон радиантной структуры расширяется, появляются линии ветви второго, третьего и следующих порядков со своими рисованными образами. Если возникают одинаковые ассоциации в разных направлениях карты, то они соединяются «связями замыканиями», это означает, что процесс мышления в этих направлениях завершился.

В результате выполнения действий, описанных на каждом этапе технологии, создается необычная структура – умственная карта, которая собирает воедино большое количество данных. Особенность отражения этих данных заключается в том, что они размещены на одном листе бумаги. Для эффективной организации самостоятельной работы студентов над ментальной картой можно рекомендовать пользоваться «Памяткой составителю умственной карты».

Памятка составителю ментальной карты:

  • начните в центре чистой страницы, для того, чтобы предоставить своему мозгу творческую свободу строить карту во всех направлениях;
  • используйте в качестве своей центральной идеи не только слово, но и изображение (по своему творческому потенциалу образ стоит многих слов, будет приятен глазу и сконцентрирует ваше внимание);
  • повсюду используйте разные цвета (цвет стимулирует творческое мышление, помогает вам различать сферы творческой мысли, стимулирует визуальные центры мозга и захватывает внимание глаз, вызывает интерес);
  • подсоедините к центральному образу главные ответвления (толстые линии) и ветви второго и третьего уровней (толщина линий уменьшается пропорционально уровню ветвления), поскольку мозг работает с помощью ассоциаций, соединения ветвей будут стимулировать возникновение новых мыслей, ответвления делайте искривлёнными, а не прямыми, т. к. умственная карта с прямыми линиями скучна для глаз;
  • пишите по одному слову на строчке, каждое отдельное слово содействует генерированию ряда мыслей, фразы замедляют данный эффект;
  • используйте образы и изображения (изображения и символы легко запоминаются, стимулируют новые творческие ассоциации).

Сегодня в Интернете можно найти не только описание методики создания ментальных карт и готовые ментальные карты по разным темам, но и программы, позволяющие составлять карты в компьютерном варианте. Однако для понимания специфики метода, думается, более целесообразным является первоначальное обучение классическому варианту методики составления карт.

Составление интеллекткарт может быть использовано для:

  • самостоятельной проработки теоретического материала,
  • подготовки выступлений на семинарах и презентаций, ‒ обдумывания проблем и анализа сложных ситуаций,
  • организации групповой работы,
  • конспектирования и аннотирования, ‒ планирования дел,
  • принятия решений,
  • подготовки к экзаменам и зачетам,
  • подготовки отчетов (например, по результатам экскурсии).

При самостоятельной проработке теоретического материала и представлении его в форме интеллекткарт с выступлением на аудиторных занятиях важно ориентировать обучающихся на основные теоретические положения, которые должны быть отражены на карте и в выступлении.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)