Технология создания ментальной карты
Ментальная карта – еще один инновационный (на сегодняшний день) способ графического представления информации. Составление ментальной карты (мыслительной карты, интеллект-карты) – это креативная техника, разработанная британским психологом и ментальным тренером Тони Бьюзеном, перу которого принадлежат такие книги, как: «Суперпамять», «Максимально используйте свой разум», «Умные родители – гениальный ребенок», «Суперинтеллект», «Научите себя думать», «Усовершенствуйте свою память», «Скоростная память» и др.
Ментальная карта (или интеллекткарта), как любая карта (географическая, например), обеспечивает:
- обобщённое представление о какой-либо обширной области или предмете;
- сбор и хранение в одном месте большого количества данных;
- демонстрацию маршрутов;
- графическое отображение данных (с помощью условных знаков).
Создание ментальной карты ориентируется на такие особенности мышления, как: ассоциативность, радиантность, холистичность. Термин «радиантное мышление» относится к характеристике ассоциативных мыслительных процессов, отправной точкой или точкой приложения которых является центральный объект (образ). От центрального образа (радианта) расходятся во все стороны разнообразные ассоциации.
Соответственно, холистический подход – теоретическое представление о том, что всякое целое образует нечто иное, нежели простая сумма составляющих его частей. В процессе создания умственной карты, по мнению Т. Бьюзена, происходит целенаправленное переключение мыслительной деятельности между «левыми и правыми кортикальными способностями», то есть осуществляется процесс латерализации работы головного мозга. Как известно, левое и правое полушария головного мозга человека выполняют разные интеллектуальные функции. Левое полушарие олицетворяет «порядок и структуру», оно отвечает за рациональное, аналитическое мышление. В нём обрабатываются все математические проблемы, логические процессы и операции с цифрами и понятиями.
Правое полушарие отвечает за чувства, интуицию, фантазию, пространственное мышление, узнавание лиц и картин, а также за художественно-музыкальную деятельность. Хотя каждое полушарие доминирует в определённых типах мыслительной деятельности, оба полушария связаны друг с другом, взаимодействуют и способны обеспечить мыслительную активность любого типа. При создании ментальной карты правое и левое полушария работают взаимосвязано.
В технологии создания умственной карты можно выделить несколько этапов, охарактеризованных далее. Этап организации призван обеспечить студента необходимыми средствами: лист бумаги (формат А4), коллекция разнообразных орудий письма (шариковые ручки с разнообразными стержнями, карандаши, цветные маркеры), разнообразные источники информации по интересующей теме (научные статьи, учебная литература, словари, справочники и др.).
Следующий этап создания умственной карты можно назвать этапом появления радианта – центрального образа. Здесь следует соблюдать два правила. Во-первых, тема или основная идея изучаемой проблемы должна быть представлена в виде слова или лаконичного словосочетания, сопровождаться ярким, выразительным изображением. Это позволит концентрировать внимание и активизировать творческий потенциал человека, составляющего карту. Во-вторых, радиант должен находиться в центре чистой страницы. Такое расположение центрального образа предоставит мышлению творческую свободу ветвиться во всех направлениях.
Вслед за оформлением центрального образа начинается этап появления ветвей первого порядка. Количество ветвей, направленных в разные стороны от центрального образа, напрямую зависит от широты охвата темы, от умения видеть структуру и системность в анализируемой информации. Рекомендуется рисовать ответвления не прямыми, а искривлёнными. По мнению автора метода умственных карт, мозг человека гораздо сильнее привлекают искривлённые линии, которые чаще встречаются в природе.
Следующий этап технологии умственной карты связан с созданием рисованных образов рядом с каждым ключевым словом. Процесс поиска и оформления рисунков-образов считается одним из важнейших моментов в создании умственной карты. Изображения, по сравнению со словами, легче запоминаются. Кроме того, для оформления изображений рекомендуется использовать разные цвета. Появление на ментальной карте ярких и точных изображений, сопровождающих ключевые слова, способствует порождению новых ассоциаций.
На следующем этапе диапазон радиантной структуры расширяется, появляются линии ветви второго, третьего и следующих порядков со своими рисованными образами. Если возникают одинаковые ассоциации в разных направлениях карты, то они соединяются «связями замыканиями», это означает, что процесс мышления в этих направлениях завершился.
В результате выполнения действий, описанных на каждом этапе технологии, создается необычная структура – умственная карта, которая собирает воедино большое количество данных. Особенность отражения этих данных заключается в том, что они размещены на одном листе бумаги. Для эффективной организации самостоятельной работы студентов над ментальной картой можно рекомендовать пользоваться «Памяткой составителю умственной карты».
Памятка составителю ментальной карты:
- начните в центре чистой страницы, для того, чтобы предоставить своему мозгу творческую свободу строить карту во всех направлениях;
- используйте в качестве своей центральной идеи не только слово, но и изображение (по своему творческому потенциалу образ стоит многих слов, будет приятен глазу и сконцентрирует ваше внимание);
- повсюду используйте разные цвета (цвет стимулирует творческое мышление, помогает вам различать сферы творческой мысли, стимулирует визуальные центры мозга и захватывает внимание глаз, вызывает интерес);
- подсоедините к центральному образу главные ответвления (толстые линии) и ветви второго и третьего уровней (толщина линий уменьшается пропорционально уровню ветвления), поскольку мозг работает с помощью ассоциаций, соединения ветвей будут стимулировать возникновение новых мыслей, ответвления делайте искривлёнными, а не прямыми, т. к. умственная карта с прямыми линиями скучна для глаз;
- пишите по одному слову на строчке, каждое отдельное слово содействует генерированию ряда мыслей, фразы замедляют данный эффект;
- используйте образы и изображения (изображения и символы легко запоминаются, стимулируют новые творческие ассоциации).
Сегодня в Интернете можно найти не только описание методики создания ментальных карт и готовые ментальные карты по разным темам, но и программы, позволяющие составлять карты в компьютерном варианте. Однако для понимания специфики метода, думается, более целесообразным является первоначальное обучение классическому варианту методики составления карт.
Составление интеллекткарт может быть использовано для:
- самостоятельной проработки теоретического материала,
- подготовки выступлений на семинарах и презентаций, ‒ обдумывания проблем и анализа сложных ситуаций,
- организации групповой работы,
- конспектирования и аннотирования, ‒ планирования дел,
- принятия решений,
- подготовки к экзаменам и зачетам,
- подготовки отчетов (например, по результатам экскурсии).
При самостоятельной проработке теоретического материала и представлении его в форме интеллекткарт с выступлением на аудиторных занятиях важно ориентировать обучающихся на основные теоретические положения, которые должны быть отражены на карте и в выступлении.
- Технология ситуационного анализа «Кейс-метод»
- Технология проблемного обучения эвристическое обучение
- Технология «Шесть шляп мышления»
- Технология опорных конспектов В. Ф. Шаталова
- Графическое моделирование в учебном процессе
- Технология балльно-рейтинговой оценки результатов образования
- Технология педагогического сопровождения самостоятельной работы студентов
- Общеучебные умения как фактор успешности самостоятельной деятельности студентов
- Особенности реализации в модульном обучении
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу