Общеучебные умения как фактор успешности самостоятельной деятельности студентов

По мнению одного из ведущих исследователей в области психологии и педагогики И. А. Зимней, учебная деятельность − деятельность субъекта по овладению обобщёнными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку. Учебная деятельность направлена на самого обучаемого как её субъекта для становления личности через осознанное целенаправленное присвоение им общественного опыта в различных видах и формах деятельности.

Интересно
Основной характеристикой учебной деятельности является изменение в самом субъекте. В отличие от других видов деятельности, учебная деятельность направлена не на изменение предметов, а на овладение способами действия. Значит и предметом организации и контроля в учебной деятельности является не только, и не столько её конечный результат, сколько способы его получения.

По мнению специалистов, учебную деятельность следует отличать от познавательной деятельности, хотя и та, и другая направлена на присвоение субъектом социального опыта. В процессе учебной деятельности происходит формирование общепринятых понятий и картины мира в целом, а также способов решения типичных задач и проблемных ситуаций в различных предметных областях. В познавательной же деятельности субъект может ориентироваться и на собственную понятийную систему (личностные смыслы). Кроме того, познавательная деятельность характеризуется познавательными мотивами (любознательностью, познавательным интересом, потребностью устранения дефицита информации и т. п.); в основе же учебной деятельности может быть комплекс мотивов.

В высшей школе мотивация учебной деятельности включает в себя не только интерес к познанию, но стремление к самореализации, успешное овладение профессией, построение карьеры, ответственность, а также получение стипендии, диплома о высшем образовании с минимальными затратами времени и сил, отсрочка от службы в армии, продление «счастливого детства». Доминирование последних мотивов ведет к распространению списывания, поискам готовых решений (в Интернете или «на заказ»), в лучшем случае, к формальному выполнению учебных заданий.

Решение учебных задач связано с использованием имеющихся у обучающегося способов деятельности и их совершенствованием, а также направлено на становление новых способов деятельности (умений). Возникает вопрос о том, какие умения должны быть в сфере внимания преподавателя высшей школы? До недавнего времени требования к результатам высшего образования, сформулированные через квалификационные характеристики выпускника, включали только профессиональные знания и умения.

В ФГОС требования к результатам реализации образовательных программ формулируются в форме общекультурных и профессиональных компетенций. Такие изменения направлены не только на преобразование качества высшего образования, но и на создание предпосылок для дальнейшего непрерывного образования в течение всей жизни. Сказанное позволяет предположить значимость становления (развития) общеучебных умений в высшей школе.

Проблема общеучебных умений не обойдена вниманием исследователей. Однако складывается впечатление, что вопросы сущности, номенклатуры, классификации, динамики развития общеучебных умений остаются дискуссионными. Особенно сказанное касается высшего образования.

Анализ доступных источников по проблеме общеучебных умений показал, что подавляющее большинство исследований выполнено применительно к общеобразовательной школе. Причём исследовательский интерес особенно активизировался в связи с появлением требований к метапредметным результатам в ФГОС общего образования.

К сожалению, проблема общеучебных умений применительно к высшему образованию исследуется явно меньше. Очевидно, предполагается, что их формирование ‒ это задача общеобразовательной школы, а, значит, первокурсник уже должен владеть всеми основными умениями учебного труда. Однако, в настоящее время преподаватели высшей школы, озабоченные организацией самостоятельной работы студентов, сталкиваются с обратным явлением. У целого ряда студентов возникают проблемы в реализации самостоятельной учебной деятельности, начиная с конспектирования лекций и первоисточников.

Интересно
Проблема номенклатуры и классификации общеучебных умений является дискуссионной. Лучше изучены общеучебные умения учащихся общеобразовательной школы. С. Г. Воровщиков и Е. В. Орлова в своей монографии выделяют семь ведущих классификаций общеучебных умений школьников. Авторами подробно анализируются подходы Н. А. Лошкаревой, В. Ф. Паламарчук, А. В. Усовой, Л. М. Фридмана, И. Ю. Кулагиной, С. Г. Воровщикова и Д. В. Татьянченко.

К сказанному добавим, что Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования провозглашают в качестве одной из важнейших задач современной системы образования формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Среди исследований, в которых затрагивается становление общеучебных умений (навыков) студентов, отметим работы В. Л. Крайника, Н. С. Козлова, посвященные становлению культуры учебной деятельности обучающихся в высшей школе. Исследуя культуру учебной деятельности студентов (прежде всего первокурсников), авторы приходят к выводу о необходимости специальной работы по её развитию. По мнению названных исследователей, целенаправленное развитие культуры учебной деятельности студентов способствует снижению их дезадаптированности к вузовскому обучению, повышению уровня успеваемости. Анализ работ названных авторов и собственный исследовательский и практический опыт автора пособия позволили выделить следующие группы общеучебных умений.

Умения работать с текстами:

  • слушать преподавателя на лекции, выделять основной материал и составлять конспект лекции,
  • составлять план по готовому тексту,
  • тезировать готовый текст (тезирование – письменное обозначение основных положений текста),
  • выделять основные понятия в тексте,
  • составлять тезаурус (словарь основных терминов по определенной проблеме),
  • составлять конспект первоисточника,
  • анализировать и оценивать текст, выполнять аналитическую справку (аргументированно представив свою точку зрения),
  • использовать креативные техники (способы) работы с текстами.

Коммуникативные умения:

  • выполнять тесты,
  • письменно отвечать на вопросы,
  • формулировать вопросы по теме,
  • отстаивать свою позицию в устном обсуждении учебного материала на занятиях,
  • общаться с преподавателем,
  • подготовить выступление на семинаре,
  • выступать на семинаре и защищать свою точку зрения.

Умения умственной деятельности (в основном логические):

  • составлять определения понятий,
  • сравнивать объекты (явления),
  • производить классификацию,
  • делать выводы,
  • формулировать гипотезу,
  • использовать приёмы запоминания информации,
  • сосредоточить внимание в учебной работе,
  • решать проблемы (действовать в новой ситуации),
  • проектировать (осуществлять проектную работу).

Умения работать с графической информацией:

  • читать схемы, графики, таблицы, карты,
  • составлять структурно-логическую схему по предложенной информации,
  • составлять интеллекткарту,
  • составлять сравнительную таблицу,
  • составлять компьютерную презентацию по теме. Умения поиска информации:
  • работать в библиотеке с каталогом и самостоятельно подбирать литературу по теме,
  • работать со справочными материалами (словарями, энциклопедиями, справочниками),
  • работать в сети Интернет (находить и отбирать для учебных целей необходимую информацию).

Умения создавать тексты научного стиля:

  • выполнять эссе,
  • выполнять реферат по заданной проблеме (на основе ряда источников),
  • составлять аннотацию,
  • составлять тезисы как вид научного текста,
  • использовать методы научного исследования,
  • использовать и оформлять цитаты,
  • составлять библиографический список,
  • подготовить доклад на научную конференцию.

Умения самоорганизации:

  • планировать свою самостоятельную учебную работу,
  • организовать свою деятельность по выполнению запланированной учебной самостоятельной работы,
  • оценивать свою учебную деятельность и её результаты.

Приведенный перечень общеучебных умений не является полным, содержит умения разной степени общности, включает комплексные умения (сочетаюшие несколько умений), имеет и другие недостатки. Тем не менее, он соответствует основным общекультурным компетенциям, позволяет задать ориентиры в организации самостоятельной работы студентов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)