Структура технологии программированного обучения
Программированное обучение оказывается особенно полезным в процессе преподавания дисциплин, основанных на большом фактическом материале и на повторяющихся операциях, дисциплин, содержание которых укладывается в однозначные, четкие формулы и предполагает для его усвоения четкие алгоритмы действий обучающихся и педагогов.
В общей структуре процесса разработки технологии программированного обучения выделяется пять характерных этапов:
- определение целей и задач обучения;
- определение существенных групповых и индивидуальных характеристик категории обучающихся, для которых предназначена программа;
- составление полного набора элементов учебного предмета, подлежащих усвоению обучающимися в соответствии с целями обучения;
- систематизация и упорядочивание фактов, понятий и т. п., являющихся результатом третьего этапа, и составление на этой основе обучающей программы;
- экспериментальная проверка первого варианта программы, ее доработка на основе результатов этой проверки.
Основными принципами программированного обучения и одновременно его достоинствами являются:
- дозированность учебного материала;
- активная самостоятельная работа обучающегося;
- постоянный контроль уровня усвоения учебного материала;
- индивидуализация темпа обучения и объема учебного материала;
- экономия времени преподавателя на процесс передачи информации;
- возможность использования технических средств и автоматизированных устройств обучения.
Обучающая программа выполняет целый ряд функций преподавателя:
- служит для обучающихся источником учебной информации;
- организует учебный процесс и управление им, упорядочивает учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- контролирует степень усвоения материала и в зависимости от результатов этого контроля обеспечивает возможность его совершенствования;
- регулирует темп изучения материала;
- дает необходимые разъяснения;
- предупреждает ошибки и в случае их появления эффективно способствует возможности их исправления;
- обеспечивает обратную связь: внутреннюю (к обучающемуся — он сразу видит, верно или неверно он усвоил материал) и внешнюю (к преподавателю — преподаватель получает обобщенную информацию о ходе усвоения материала каждым обучающимся и группой в целом).
Программированное обучение по ряду признаков отличается от более привычных методов, использующих наглядные аудиовизуальные пособия.
Оно требует от обучающегося активного участия в учении, но при этом гарантирует более частый успех и тем самым сильнее стимулирует его.
Специалисты считают, что обучение с помощью компьютера оказывает положительное влияние на личностные преобразования, к которым относятся:
- развитие логического и оперативного мышления;
- формирование деловой мотивации;
- усиление интеллекта и др.
По мнению ряда психологов, положительные результаты, достигнутые при работе с компьютером, повышают самооценку обучающегося, его уверенность в способности решать сложные творческие задачи. Это обуславливается тем, что компьютер гарантирует интимность успехов и неудач обучающегося, дает право на ошибку и ее исправление.
Для одних школьников работа с компьютером на уроке проста и естественна, а для других без постоянной поддержки и объяснений учителя затруднительна. При работе с ЭВМ необходимы высокая концентрация внимания и высокая работоспособность пользователя, что является его индивидуальной характеристикой. Высокая напряженность деятельности, монотонный, однородный характер изображений, навязчивость темпа работы вызывают у школьников утомление и усталость, что сказывается на качестве обучения.
Обучение при помощи компьютера имеет и такие отрицательные стороны, как отсутствие непосредственного контакта с собеседником, т. е. визуального восприятия его мимики, жестов. Это приводит к нарушению коммуникабельности обучающихся.
Немаловажным с точки зрения психологии обучения является наблюдаемый у школьников феномен компьютерной тревожности.
Причины, обуславливающие появление компьютерной тревожности:
- негативное впечатление от первой работы с компьютером;
- дискомфорт от изучения неинтересного учебного материала;
- новизна использования новых мыслительных навыков;
- боязнь испортить, сломать компьютер;
- боязнь за свое здоровье;
- ощущение угрозы интеллектуальной самооценке, проявляющееся в недоверии или сверхдоверии к компьютеру;
- ощущение дефицита времени (информационный шок).
Программированное обучение имеет ряд достоинств: мелкие дозы усваиваются легко, темп усвоения выбирается обучающимся, обеспечивается высокий результат, вырабатываются рациональные способы умственных действий, воспитывается умение логически мыслить.
- Однако оно имеет и ряд недостатков, например:
- не в полной мере способствует развитию самостоятельности в обучении;
- требует больших затрат времени;
- применимо только для алгоритмически разрешимых познавательных задач; обеспечивает получение знаний, заложенных в алгоритме, и не способствует получению новых; при этом чрезмерная алгоритмизация обучения препятствует формированию продуктивной познавательной деятельности.
Наибольшее распространение различные системы программированного обучения получили в 50–60-х гг. ХХ в., в дальнейшем стали использовать лишь отдельные элементы программированного обучения, главным образом для контроля знаний, консультаций и тренировки навыков.
В последние годы идеи программированного обучения стали возрождаться на новой технической основе (ЭВМ, телевизионные системы, микрокомпьютеры и др.) в форме компьютерного, или электронного, обучения.
Новая техническая база позволяет почти полностью автоматизировать процесс обучения, строить его как достаточно свободный диалог обучающегося с обучающей системой. Роль учителя в этом случае состоит в основном в разработке, наладке, коррекции и усовершенствовании обучающей программы, а также проведении отдельных элементов безмашинного обучения.
Многолетний опыт подтвердил, что программированное обучение, и особенно компьютерное, обеспечивает достаточно высокий уровень не только обучения, но и развития обучающихся, вызывает у них неослабевающий интерес.
- Группы моделей инновационного обучения
- Сущность инновационного обучения
- Роль инновационного образования в развитии общества
- Модель Индивидуальный учебный план
- Общая характеристика группы образовательных моделей смешанного обучения Личный выбор
- Модель Автономные группы и Перевернутый класс
- Общая характеристика ротационных образовательных моделей смешанного обучения
- Модель организации групповой работы в начальной школе
- Принципы и структура обучения в сотрудничестве
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу