Структура технологии программированного обучения

Программированное обучение оказывается особенно полезным в процессе преподавания дисциплин, основанных на большом фактическом материале и на повторяющихся операциях, дисциплин, содержание которых укладывается в однозначные, четкие формулы и предполагает для его усвоения четкие алгоритмы действий обучающихся и педагогов.

В общей структуре процесса разработки технологии программированного обучения выделяется пять характерных этапов:

  • определение целей и задач обучения;
  • определение существенных групповых и индивидуальных характеристик категории обучающихся, для которых предназначена программа;
  • составление полного набора элементов учебного предмета, подлежащих усвоению обучающимися в соответствии с целями обучения;
  • систематизация и упорядочивание фактов, понятий и т. п., являющихся результатом третьего этапа, и составление на этой основе обучающей программы;
  • экспериментальная проверка первого варианта программы, ее доработка на основе результатов этой проверки.

Структура технологии программированного обучения

Основными принципами программированного обучения и одновременно его достоинствами являются:

  • дозированность учебного материала;
  • активная самостоятельная работа обучающегося;
  • постоянный контроль уровня усвоения учебного материала;
  • индивидуализация темпа обучения и объема учебного материала;
  • экономия времени преподавателя на процесс передачи информации;
  • возможность использования технических средств и автоматизированных устройств обучения.

Обучающая программа выполняет целый ряд функций преподавателя:

  • служит для обучающихся источником учебной информации;
  • организует учебный процесс и управление им, упорядочивает учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • контролирует степень усвоения материала и в зависимости от результатов этого контроля обеспечивает возможность его совершенствования;
  • регулирует темп изучения материала;
  • дает необходимые разъяснения;
  • предупреждает ошибки и в случае их появления эффективно способствует возможности их исправления;
  • обеспечивает обратную связь: внутреннюю (к обучающемуся — он сразу видит, верно или неверно он усвоил материал) и внешнюю (к преподавателю — преподаватель получает обобщенную информацию о ходе усвоения материала каждым обучающимся и группой в целом).

Программированное обучение по ряду признаков отличается от более привычных методов, использующих наглядные аудиовизуальные пособия.

Прежде всего, программированное обучение — это индивидуальный процесс обучения, при котором обучающийся принимает на себя большую ответственность за ход обучения и ведет его в присущем ему темпе.

Оно требует от обучающегося активного участия в учении, но при этом гарантирует более частый успех и тем самым сильнее стимулирует его.

Специалисты считают, что обучение с помощью компьютера оказывает положительное влияние на личностные преобразования, к которым относятся:

  • развитие логического и оперативного мышления;
  • формирование деловой мотивации;
  •  усиление интеллекта и др.

По мнению ряда психологов, положительные результаты, достигнутые при работе с компьютером, повышают самооценку обучающегося, его уверенность в способности решать сложные творческие задачи. Это обуславливается тем, что компьютер гарантирует интимность успехов и неудач обучающегося, дает право на ошибку и ее исправление.

Из позитивного отношения к работе с компьютером складывается удовлетворенность обучающегося, как на когнитивном, так и на эмоциональном уровне, что приводит к формированию таких личностных качеств, как точность, аккуратность, уверенность.

Для одних школьников работа с компьютером на уроке проста и естественна, а для других без постоянной поддержки и объяснений учителя затруднительна. При работе с ЭВМ необходимы высокая концентрация внимания и высокая работоспособность пользователя, что является его индивидуальной характеристикой. Высокая напряженность деятельности, монотонный, однородный характер изображений, навязчивость темпа работы вызывают у школьников утомление и усталость, что сказывается на качестве обучения.

Обучение при помощи компьютера имеет и такие отрицательные стороны, как отсутствие непосредственного контакта с собеседником, т. е. визуального восприятия его мимики, жестов. Это приводит к нарушению коммуникабельности обучающихся.

Немаловажным с точки зрения психологии обучения является наблюдаемый у школьников феномен компьютерной тревожности.

Причины, обуславливающие появление компьютерной тревожности:

  • негативное впечатление от первой работы с компьютером;
  • дискомфорт от изучения неинтересного учебного материала;
  • новизна использования новых мыслительных навыков;
  • боязнь испортить, сломать компьютер;
  • боязнь за свое здоровье;
  • ощущение угрозы интеллектуальной самооценке, проявляющееся в недоверии или сверхдоверии к компьютеру;
  • ощущение дефицита времени (информационный шок).

Программированное обучение имеет ряд достоинств: мелкие дозы усваиваются легко, темп усвоения выбирается обучающимся, обеспечивается высокий результат, вырабатываются рациональные способы умственных действий, воспитывается умение  логически мыслить.

  • Однако оно имеет и ряд недостатков, например:
    • не в полной мере способствует развитию самостоятельности в обучении;
    • требует больших затрат времени;
    • применимо только для алгоритмически разрешимых познавательных задач; обеспечивает получение знаний, заложенных в алгоритме, и не способствует получению новых; при этом чрезмерная алгоритмизация обучения препятствует формированию продуктивной познавательной деятельности.

Наибольшее распространение различные системы программированного обучения получили в 50–60-х гг. ХХ в., в дальнейшем стали использовать лишь отдельные элементы программированного обучения, главным образом для контроля знаний, консультаций и тренировки навыков.

В последние годы идеи программированного обучения стали возрождаться на новой технической основе (ЭВМ, телевизионные системы, микрокомпьютеры и др.) в форме компьютерного, или электронного, обучения.

Новая техническая база позволяет почти полностью автоматизировать процесс обучения, строить его как достаточно свободный диалог обучающегося с обучающей системой. Роль учителя в этом случае состоит в основном в разработке, наладке, коррекции и усовершенствовании обучающей программы, а также проведении отдельных элементов безмашинного обучения.

Многолетний опыт подтвердил, что программированное обучение, и особенно компьютерное, обеспечивает достаточно высокий уровень не только обучения, но и развития обучающихся, вызывает у них неослабевающий интерес.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)