Сущность образовательных моделей

В современном образовательном пространстве существуют разные модели осуществления педагогической деятельности. Повышается вариативность образовательных моделей, расширяются поиски альтернативного образования.

Современное образование должно быть вариативным.

Образование — это специально организованный процесс освоения социального опыта и формирования на этой основе индивидуального опыта обучающихся по решению познавательных и личностных проблем.

Образование — процесс развития личности, обогащения ее индивидуального опыта, взаимодействия опыта социального и индивидуального, процесс раскрытия творческих возможностей личности. Образование как целенаправленный процесс включает в себя обучение и воспитание.

Одним из главных понятий, используемых в данной книге, является понятие образовательной модели. Это понятие используется для характеристики целостного блока процесса обучения и воспитания.

Данный блок содержит в себе:

  • цели, направленные на достижение образовательных результатов;
  • содержание и принципы организации образовательного процесса;
  • технологии и методы обучения и воспитания;
  • формы организации деятельности педагога и обучающихся;
  • рефлексию или оценку используемой модели.

Образовательная модель основана на целостном рассмотрении деятельности учителя и обучающихся, их взаимодействии друг с другом. Например, обучение как игра строится на сюжетном ролевом взаимодействии детей друг с другом и педагога с детьми.

Деятельность учителя и детей неразрывна. Образовательные модели в историческом контексте представлены на разных уровнях. Одни из них описывают ценностные основания, общую направленность
воспитания и обучения, они менее алгоритмизированы. Другие модели имеют четкую прикладную направленность.

Третьи включают общие теоретические положения, динамику развития и преобразования модели, описание методов, средств, инструментов воздействия на личность ребенка. Такое сочетание конструктов образовательных моделей объясняется как многообразием трактовок понятия «образовательная модель», так и авторским подходом к их рассмотрению.
Интересно
В описание образовательной модели входит также история ее возникновения, область применения, распространенность в образовательной практике. Так, например, в конце XIX — начале XX века возникла педоцентристская дидактическая образовательная модель в разных странах. Свои авторские модели и школы данного направления создали: итальянский врач-психиатр и педагог М. Монтессори (1870–1952.), немецкий ученый В. А. Лай (1862–1926), австрийский философ Р. Штайнер (1861–1925), французский психолог А. Бине (1857–1911) и педагог С. Френе (1896–1966), американские педагоги и психологи Дж. Дьюи (1859–1952) и Э. Торндайк (1874–1949), русские ученые — педагоги и психологи П. Ф. Каптерев (1849–1922), К. Н. Вентцель (1857–1947), С. Т. Шацкий (1878–1934), В. П. Вахтеров (1853–1924), П. П. Блонский (1884–1941) и мн. др.

Авторы этой модели сосредоточивали свое внимание на необходимости исходить из детского мироощущения в организации образовательного процесса, из уважительного отношения к внутреннему миру ребенка, так непохожему на мир взрослого, из создания для ребенка атмосферы тепла, любви, защищенности. Поэтому весь образовательный процесс, согласно педоцентристской модели, должен строиться только в соответствии с закономерностями развития ребенка и в тесной взаимосвязи с окружающей средой, для чего главным методом признавалось включение ребенка в свободную творческую деятельность: познавательную, художественно-творческую, игровую и трудовую.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)