Понятие о системе образования

Система (греч. systema – составленное из частей, соединённое) – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определённую целостность. Понятие система органически связано с понятиями целостности, элемента, подсистемы, связи, отношения, структуры и др.

Для системы характерно не только наличие связей и отношений между образующими её элементами (определённая организованность), но и неразрывное единство со средой, во взаимоотношениях с которой система проявляет свою целостность. Цель системы образования – обеспечение права человека на образование. Критерием эффективности деятельности системы является уровень образованности граждан (их обученности и воспитанности).

Система образования в Российской Федерации (в соответствии с законом РФ «Об образовании» принятом в декабре 2012 года) включает в себя:

  • федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты; образовательные программы различного вида, уровня и/или направленности;
  • организации, осуществляющие образовательную деятельность, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность без образования юридического лица, педагогических работников, обучающихся и их родителей (законных представителей);
  • органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, создаваемые ими консультативные, совещательные и иные органы;
  • организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности и управления системой образования, оценку качества образования;
  • объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

Остановимся на первом блоке системы образования в РФ. Согласно действующему закону РФ «Об образовании» (принят в декабре 2012 года) образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование (дополнительное образование детей и взрослых, дополнительное профессиональное образование) и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование на протяжении всей жизни (непрерывное образование). Общее и профессиональное образование реализуются по уровням образования.

В Российской Федерации установлены следующие уровни образования:

  • дошкольное образование;
  • начальное общее образование;
  • основное общее образование;
  • среднее общее образование;
  • среднее профессиональное образование;
  • высшее образование – бакалавриат;
  • высшее образование – специалитет, магистратура;
  • высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура).

Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей. Дополнительные общеобразовательные программы для детей и молодежи могут быть реализованы как в организациях дополнительного образования, так и на базе школ.

Дополнительные общеразвивающие программы для взрослых могут быть реализованы, например, при университетах. Так, в Петрозаводском государственном университете в течение ряда лет активно функционирует Открытый университет, в котором взрослые люди повышают свой уровень образованности в самых различных областях (искусство, история, медицина, иностранные языки, компьютерная грамотность и т. д.).

Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

В соответствии с законом «Об образовании» содержание и организация образования в системе образования России регламентируются рядом документов, прежде всего государственными образовательными стандартами, на основе которых составляются образовательные программы. Федеральным законом от 01.12.2007 № 309ФЗ установлено понятие «Федеральный государственный образовательный стандарт».

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ‒ государственный образовательный стандарт третьего поколения ‒ документ, который включает требования к:

  • результатам освоения основных образовательных программ;
  • структуре основных образовательных программ;
  • условиям реализации основных образовательных программ (кадровым, финансовым, материально-техническим и иным); Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают:
  • единство образовательного пространства Российской Федерации;
  • преемственность основных образовательных программ;
  • вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;
  • государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения (статья 11 Закона РФ «Об образовании»). Федеральные государственные образовательные стандарты для высшей школы разработаны применительно к трем уровням высшего образования и по каждому из направлений подготовки.

В соответствии с требованиями ФГОС в образовательных организациях разрабатываются образовательные программы. Образовательная программа определяет содержание и организацию образования определённого уровня и направленности. Образовательная программа ‒ комплекс основных характеристик образования (объём, содержание, планируемые результаты), организационнопедагогических условий и в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об образовании», форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов. В Российской Федерации реализуются основные и дополнительные образовательные программы.

К основным образовательным программам относятся:

  • основные общеобразовательные программы – дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования;
  • основные профессиональные образовательные программы:
  • среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих), программы подготовки специалистов среднего звена;
  • высшего образования – бакалавриата (академического и прикладного), специалитета и магистратуры, подготовки научно-педагогических кадров (в аспирантуре, адъюнктуре), ординатуры, ассистентуры-стажировки;
  • программы профессионального обучения – профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих, переподготовки рабочих и служащих, повышения квалификации рабочих и служащих.

К дополнительным образовательным программам отнесены следующие:

  • дополнительные общеобразовательные программы – дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;
  • дополнительные профессиональные программы – программы повышения квалификации; программы профессиональной переподготовки.

Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность. В высшей школе образовательные программы составляются по каждому направлению подготовки обучающихся, по каждому из трех уровней высшего образования. Основная образовательная программа высшего образования – система документов, самостоятельно разрабатываемая и утверждаемая организацией высшего образования, регламентирующая цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, а также оценку качества подготовки обучающихся и выпускников.

Основная образовательная программа должна включать следующие элементы:

  • общие положения;
  • характеристика профессиональной деятельности выпускника;
  • компетенции выпускника:
  • документы, регламентирующие содержание и организацию педагогического процесса (учебный план, рабочие программы дисциплин, программы практик);
  • актическое ресурсное обеспечение основной образовательной программы;
  • характеристика среды вуза;
  • нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы.

Формы освоения образовательной программы могут быть разными:

  • очная, очно-заочная (вечерняя), заочная;
  • семейное образование, самообразование, экстернат. Обратимся к следующему компоненту системы образования ‒ образовательным организациям, в которых реализуются государственные образовательные стандарты и образовательные программы.

Образовательной является организация, осуществляющая образовательный процесс, то есть реализующая одну или несколько образовательных программ и/или обеспечивающая содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательная организация является юридическим лицом и по организационно-правовым формам может быть: государственной, муниципальной, негосударственной (частной, общественной и религиозной).

Деятельность государственных и муниципальных образовательных организаций регулируется типовыми положениями об образовательных организациях, утвержденными Правительством Российской Федерации. Государственный статус образовательной организации устанавливается через его государственную аккредитацию. Образовательные организации, выдающие дипломы (свидетельства) государственного образца обязаны проходить лицензирование, аттестацию и аккредитацию.

Лицензирование образовательной организации – процедура проведения экспертизы и принятия решения о выдаче (или отказе в выдаче) образовательной организации лицензии на право ведения образовательной деятельности в соответствии с поданным заявлением. Проводится государственными органами управления образованием или органами местного самоуправления с целью проведения государственной политики в области образования и регулирования условий осуществления образовательного процесса, а также защиты прав граждан на получение образования, создания правовых гарантий для свободного функционирования и развития образовательных организаций различных организационно-правовых форм.

Аттестация образовательной организации – установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательной организации требованиям государственных образовательных стандартов.

Аккредитация – право образовательной организации на выдачу своим выпускникам документа государственного образца об образовании, на включение в систему централизованного государственного финансирования и на пользование гербовой печатью; определение типа, вида, категории образовательного учреждения.

Различают следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

  • дошкольная образовательная организация – тип образовательной организации, обеспечивающий образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;
  • общеобразовательная организация – тип образовательной организации, обеспечивающий реализацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования;
  • профессиональная образовательная организация – тип образовательной организации, обеспечивающий реализацию образовательных программ среднего профессионального образования;
  • образовательная организация высшего образования – тип образовательной организации, обеспечивающий реализацию образовательных программ высшего образования и научную деятельность.

Дополнительные образовательные программы реализуются в следующих типах образовательных организаций, реализующих:

  • организация дополнительного образования – тип образовательной организации, осуществляющей в качестве основного (уставного) вида деятельности образовательную деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ;
  • организация дополнительного профессионального образования – тип образовательной организации, осуществляющей в качестве основного (уставного) вида деятельности образовательную деятельность по реализации дополнительных профессиональных программ.

Каждый тип образовательных организаций включает в себя определенные виды образовательных организаций. Рассмотрим основные из них. Реализация общеобразовательных программ осуществляется в дошкольных образовательных организациях, образовательных организациях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, в том числе в специальных (коррекционных) образовательных организациях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; в образовательных организациях для детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В дошкольных организациях предусматривается сенсорное развитие ребенка, отработка двигательных навыков, развитие пространственной ориентировки и коммуникативных качеств, обучение навыкам культурного поведения, укрепление здоровья, физической, психологической и мотивационной готовности детей к школе.

Общеобразовательная школа ‒ образовательная организация, реализующая общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего и общего среднего образования, а также учебные программы дополнительного образования обучающихся и воспитанников.

Начальная школа призвана обеспечить приобретение ребенком необходимых умений и навыков учебной деятельности, чтения, письма, счета, овладение элементами теоретического мышления, нормами поведения, основами личной гигиены, здорового образа жизни. Основная школа, как обязательная ступень образования, должна закладывать фундамент общеобразовательной подготовки, необходимый для продолжения образования в полной средней школе, в учреждениях среднего профессионального образования.

Основное и полное среднее образование предполагают глубокое освоение учащимися основ наук и формирование научного мировоззрения. На данных ступенях осуществляется дифференциация образования за счет введения дополнительных предметов по выбору, факультативов, разноуровневых программ, а также профильного обучения. Совет школы может принять решение о введении в школе одного или нескольких профилей обучения (гуманитарный, физико-математический, химико-биологический, технический, сельскохозяйственный и др.).

Общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов ‒ вид государственной или муниципальной образовательной организации, реализующей целостную образовательную программу, направленную на углублённое изучение одного из учебных предметов одной выбранной области знаний. С 90х годов XX века наблюдается тенденция преобразования общеобразовательных организаций в, так называемые, инновационные – лицеи, гимназии, школы-комплексы.

Гимназия – средняя общеобразовательная организация академического плана, ориентирующая выпускников на продолжение образования в вузе, уделяющая повышенное внимание уровню общей культуры человека в соответствии со склонностями и способностями учащихся. Большая часть гимназий имеет гуманитарно-филологическое направление (термин заимствован из Древней Греции: «гимнасий» – место философских собеседований).

Лицей – средняя общеобразовательная организация, ориентирующая выпускников на продолжение образования в вузе, уделяющая повышенное внимание естественно-математической и технической подготовке учащихся в соответствии со склонностями и способностями обучающихся. Школы с профильной направленностью: военно-спортивная, школа искусств, механико-технологическая и др. Появление новых видов образовательных учреждений имеет как позитивные, так и негативные аспекты.

К позитивным можно отнести следующие:

  • возможность выбора учащимися и их родителями образовательного учреждения;
  • возрастание степени творческой свободы педагогического коллектива;
  • внедрение вариативных образовательных технологий в учебный процесс.

Негативные стороны усматриваются в том, что наблюдается:

  • угроза распада единого образовательного пространства;
  • введение дополнительных платных услуг;
  • обострение социальных проблем, связанных с выдвижением новых требований к педагогическим услугам со стороны различных групп населения;
  • значительная психологическая и интеллектуальная нагрузка учащихся;
  • ранняя дифференциация не позволяет проявиться индивидуальным способностям учащихся.

Кроме вышеназванных существуют также: специальные (коррекционные) школы для слабовидящих, глухих и слабослышащих, умственно отсталых детей; учреждения для детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей – интернаты, детские дома, оздоровительные и санаторно-лесные школы для детей с ослабленным здоровьем, специальные учреждения для несовершеннолетних правонарушителей. Реализация профессиональных образовательных программ осуществляется в образовательных организациях среднего и высшего профессионального образования. Организации среднего профессионального образования призваны выпускать из своих стен специалистов среднего звена на базе основного общего и/или среднего общего образования. Организации среднего профессионального образования могут носить следующие названия: училище, техникум, колледж.

Колледж ‒ самостоятельная профессиональная образовательная организация или структурное подразделение университета, института, реализующие углублённые профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования по индивидуальным учебным планам продлённой подготовки кадров, обеспечивающие обучающимся повышенный уровень квалификации.

Организации высшего образования ориентированы на подготовку работников сложных видов труда: педагогическая деятельность, научная деятельность, управление технологическими системами и коллективами людей и др. Среди данных учреждений – университеты и институты. Университеты могут быть классическими и профильными и иметь статусы: федерального университета, национального исследовательского университета, опорного регионального университета. Например, Петрозаводский государственный университет является классическим университетом, в 2017 году получившим статус опорного регионального университета.

Университет (от лат. universitas ‒ совокупность) ‒ самостоятельная организация, которая реализует образовательные программы высшего образования по широкому спектру направлений подготовки и специальностей (по трем и более группам специальностей); осуществляет подготовку, переподготовку и/или повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук; является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности. Классические университеты реализуют образовательные программы по разным группам специальностей (естественнонаучные, гуманитарные, технические и т. п.), университеты профильной направленности ‒ ориентированы на родственные специальности (технические, медицинские, педагогические и другие университеты).

В первом десятилетии XXI века наблюдалась тенденция укрупнения высших учебных заведений, в том числе начали создаваться мегауниверситеты федерального значения. Укрупнение происходило как по горизонтали (учреждения высшего образования), так и по вертикали – учреждения высшего и среднего профессионального образования. Федеральный университет в Российской Федерации ‒ один из видов университетов, обеспечивающий высокий уровень образовательного процесса, исследовательских и технологических разработок. Федеральные университеты активно создавались в период 2006‒2014 гг. указами президента РФ.

Первыми учреждениями такого рода стали Сибирский федеральный университет и Южный федеральный университет. До 2017 года к первым федеральным университетам добавились Северо-Кавказский федеральный университет, Северный (Арктический) федеральный университет, Балтийский федеральный университет, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Уральский федеральный университет, Крымский федеральный университет, Дальневосточный федеральный университет.

Основными направлениями развития федеральных университетов считаются следующие:

  • подготовка современных специалистов, бакалавров и магистров на базе реальной интеграции научного и образовательного процессов и использования всех методов современного высшего образования, включая дистанционное (online) обучение для сферы управления, экономики, образования, науки, культуры, тех технологических областей, которые входят в сферу национальных интересов;
  • создание условий для академической мобильности обучающихся, преподавателей и научных работников, интеграции университета в мировое образовательное пространство и достижение международного признания реализуемых в нём образовательных программ с целью экспорта образовательных услуг и технологий;
  • проведение фундаментальных и прикладных исследований по приоритетным научным направлениям, эффективное взаимодействие с Российской академией наук;
  • развитие активного международного сотрудничества с университетами Европы, Азии и Америки, участие в международных образовательных и научных программах.

Национальный исследовательский университет России (НИУ) ‒ статус, присваиваемый на конкурсной основе университетам Российской Федерации. Вне конкурса по указу Президента РФ этот статус был присвоен первым двум университетам: МИФИ (Национальный исследовательский ядерный университет) и МИСиС (Национальный исследовательский технологический университет). Статус устанавливается сроком на 10 лет.

Для того чтобы университет получил статус национального исследовательского, он должен удовлетворять определённым требованиям. Во внимание принимаются такие факторы, как: современное состояние и динамика развития университета, его кадровый потенциал, инфраструктура образовательного процесса и научных исследований, эффективность образовательной и научно-инновационной деятельности, свидетельства международного и национального признания, качество, обоснованность и ожидаемая результативность представленной программы.

Интересно
Опорный региональный университет ‒ статус, присваиваемый на конкурсной основе лучшим региональным университетам. Опорные университеты должны быть ориентированы на решение задач региональных экономик и на обеспечение местного рынка труда высококвалифицированными специалистами, призваны оказывать значительное воздействие на развитие региональной социально-экономической системы в кадровом, научном и культурном плане.

Опорный региональный университет ‒ крупный многопрофильный интеллектуальный центр региона с высоким кадровым потенциалом и качеством научно-образовательной среды. Успешное функционирование опорного регионального университета подразумевает обязательное наличие таких черт, как: гибкость, конкурентоспособность, диверсификация ресурсов и эффективная система управления. Элементами системы управления университетом являются долгосрочная концепция развития, миссия, программа развития вуза. Научно-исследовательская деятельность должна учитывать интересы субъектов предпринимательской деятельности региона.

Институт от лат. institutum ‒ установление, учреждение:

  • самостоятельная организация высшего образования или часть (структурное подразделение) университета, реализующая профессиональные образовательные программы по одной-двум группам специальностей, а также, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования; осуществляющая подготовку, переподготовку и/или повышение квалификации работников для определённой области профессиональной деятельности; ведущая фундаментальные и/или прикладные научные исследования;
  • научно-исследовательское учреждение, осуществляющее определенный вид деятельности.

Академия (от греч. akademia):

  • название учреждений научного, учебного и художественного характера;
  • высшее учебное заведение, деятельность которого направлена на развитие образования, науки и культуры путем проведения научных исследований и обучения на всех уровнях высшего и дополнительного образования преимущественно в одной из областей науки, техники и культуры.

Термин «академия» происходит от наименования прославленной философской школы, основанной Платоном (около 387 г. до н. э.) близ Афин и названной по имени мифического героя Акадэма. В соответствии с Болонской декларацией высшие учебные заведения европейских стран (в том числе и России) перешли к двухступенчатой системе высшего профессионального образования: бакалавриат и магистратура по многим направлениям профессиональной подготовки.

Система подготовки специалистов сохраняется по некоторым профессиям, сокращение срока подготовки по которым нецелесообразно (например, профессия врача). С 2014/15 учебного года подготовка кадров научной квалификации (аспирантура) стала третьим уровнем высшего образования вместо постдипломного образования. Обучение аспирантов может осуществляться в образовательных и научных организациях.

Получение образования по следующим образовательным программам высшего профессионального образования рассматривается как получение второго высшего профессионального образования:

  • по программам бакалавриата или программам подготовки специалистов – лицами, имеющими диплом бакалавра, диплом специалиста, диплом магистра;
  • по программам магистратуры – лицами, имеющими диплом специалиста, диплом магистра.

Организации дополнительного образования позволяют удовлетворять потребности детей, подростков, молодёжи в овладении знаниями и способами деятельности, выходящими за рамки общеобразовательной программы. Это спортивные, художественные школы, станции юннатов, юных техников, дома творчества и иные организации, имеющие соответствующие лицензии. Организации дополнительного профессионального образования (институты, академии, центры) осуществляют повышение квалификации и переподготовку специалистов, имеющих профессиональное образование соответствующего уровня.

Дополнительное образование может быть получено также в общеобразовательных учреждениях и в учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ. Например, при прохождении курсов в рамках факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки в высшей школе. Еще одна подсистема системы образования связана с органами управления образованием. Под управлением образовательными системами понимается совокупность организационных, методических, кадровых, воспитательных, плановых, финансовых, снабженческих и других мероприятий, обеспечивающих нормальное функционирование системы образования, дальнейшее её развитие.

Система управления образованием включает в себя органы управления трёх уровней:

  • федеральный уровень включает в себя органы управления образованием общегосударственного масштаба (Министерство образования и науки РФ),
  • уровень субъектов Российской Федерации (Министерство образования Республики Карелия, Департамент образования Москвы и т. п.);
  • местный уровень (органы управления образованием при местных администрациях – городские и районные комитеты или управления образованием).

К ведению федеральных органов управления образованием относятся вопросы стратегического характера, такие как:

  • формирование и осуществление федеральной политики в области образования;
  • разработка и реализация федеральных и международных программ развития образования;
  • установление федеральных компонентов государственных образовательных стандартов;
  • разработка и утверждение типовых положений об образовательных учреждениях, установление порядка их создания, реорганизации и ликвидации;
  • установление перечня профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;
  • установление порядка лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений и некоторые другие.

В ведении органов управления образованием субъектов Российской Федерации находятся:

  • формирование законодательства субъектов РФ в области образования;
  • разработка и реализация региональных программ развития образования;
  • установление национально-региональных компонентов образования;
  • определение особенностей порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансирования образовательных учреждений;
  • формирование бюджетов субъектов РФ в части расходов на образование, установление местных налогов на образование и т. д.

Ведущую роль в построении и функционировании системы образования как единого целого играют принципы государственной политики в области образования.

В соответствии с действующим с 2013 года Законом Российской Федерации «Об образовании» государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

  • Признание приоритетности сферы образования;
  • Обеспечение права каждого на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;
  • Гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, ответственности, уважения закона, прав и свобод личности, патриотизма, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
  • Единство образовательного пространства на территории Российской Федерации; защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; включение российского образования в мировое образовательное пространство;
  • Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных организациях;
  • Свобода в образовании согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, предоставление педагогическим работниками свободы в выборе форм и методов обучения и воспитания, включая право выбора форм получения образования и форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставляемых системой образования;
  • Обеспечение права на образование на протяжении всей жизни в соответствии с потребностями личности, непрерывность образования; адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;
  • Автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом; информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;
  • Демократический, государственно-общественный характер управления образованием; обеспечение права работников, обучающихся и их родителей (законных представителей) на участие в управлении образовательной организацией;
  • Равенство прав и свобод участников отношений в сфере образования;
  • Сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)