Педагогический процесс как система

Процесс (лат. processus − прохождение, продвижение) − закономерное, последовательное изменение явления, его переход в другое явление. Педагогический процесс − специально организованное развивающееся взаимодействие педагога и обучающихся, направленное на достижение целей образования, становление личности и индивидуальности обучающихся. В педагогических трудах используются также термины «учебно-воспитательный процесс» и «образовательный процесс», чаще как синонимичные понятию «педагогический процесс», хотя делаются попытки развести содержание данных понятий. Педагогический процесс представляет собой систему, состоящую из ряда подсистем, взаимосвязанных друг с другом (рис. 5).

Педагогический процесс как система

Система педагогического процесса не сводима ни к одной из своих подсистем, в ней слиты воедино процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания. При этом каждая из подсистем имеет свои особенные черты.

Процесс обучения − систематическое целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащегося, направленное на присвоение последним знаний, умений и навыков, способов самообразования.

Процесс воспитания − систематическое целенаправленное взаимодействие преподавателя и воспитанников, направленное на присвоение последними системы отношений к миру и самому себе. Процесс развития – систематическое целенаправленное взаимодействие педагога и обучаемого, направленное на стимулирование физического и психического развития последнего.

Педагогический процесс представляет собой не механическое соединение процессов обучения, воспитания и развития, отдельных их компонентов, а качественно новое образование, характеризующееся целостностью, общностью, единством. Педагогический процесс может быть проанализирован и с позиций деятельностного подхода. В приведенных выше определениях педагогического процесса и составляющих его процессов обучения, воспитания и развития прослеживается взаимодействие двух субъектов, подчеркивается важность так называемых субъектсубъектных отношений. Педагогическая деятельность имеет существенное отличие от других видов трудовой деятельности, она направлена на особый «объект» – воспитанника, являющегося субъектом педагогического процесса.

Действительные результаты педагогической деятельности могут быть достигнуты только в том случае, если преподаватель сумел обеспечить взаимодействие с обучающимся, включить его в деятельность и общение, соответствующие педагогическому замыслу. То есть педагогическая деятельность – это своеобразная метадеятельность, связанная с организацией деятельности другого человека. Причем речь идет именно о деятельности студента (не о действиях, совершаемых по указанию преподавателя), что невозможно без мотивации и целевых установок обучаемого. Основными общими характеристиками педагогического процесса являются: целенаправленность, системность, двусторонний характер, динамизм, творческий характер, целостность.

Специфика педагогического процесса в высшей школе проявляется в следующих его особенностях:

  • целевая установка на профессиональную подготовку;
  • более широкое взаимодействие преподавателей и студентов;
  • тесная связь с научным исследованием;
  • выше доля самостоятельной работы студентов;
  • задачи воспитания решаются преимущественно в учебном процессе;
  • сочетание теоретической и практической подготовки студентов.

Основными компонентами педагогического процесса (рис. 6) являются следующие:

  • целевой (цели и задачи), – содержательный;
  • организационно-деятельностный (мотивация, методы, формы, средства);
  • контрольно-результативный (контроль и диагностика качества результатов образования).

Целевой компонент в системе педагогического процесса является доминирующим. Целевыми установками определяются содержание образования, способы и средства его организации, а также оценочные средства, которые должны обеспечивать диагностику соответствия реальных результатов педагогического процесса, их соответствие запланированным результатам.

Педагогические цели и задачи подразделяются на иерархически связанные общие (обучение, воспитание, развитие), особенные (решаемые средствами преподаваемого предмета), частные (решаемые средствами конкретного занятия). Содержание образования представляется собой часть социального опыта, соответствующего достижениям науки и практики и адаптированного для восприятия студентами. Это знания, умения и навыки, в том числе творческие, отношения к тем или иным ценностям.

Педагогический процесс как система

Организационно-деятельностный компонент связан с организацией деятельности студентов по присвоению ими содержания образования, зависит от особенностей того или иного компонента содержания образования. Так, присвоение опыта творческой деятельности возможно только при обучающихся в решение проблем, при использовании методов проблемного обучения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)