Педагогические закономерности

Каждая наука и в этом её непременный признак познает законы изучаемой сферы действительности. Среди законов различают динамические и статистические. Динамический закон – такой, при котором исходное состояние объекта однозначно определяет ряд последующих его состояний. Статистическим называется такой закон, при котором предусматривается вероятность заложенных тенденций в изменении объекта или системы при заданных условиях.

Педагогика – общественная наука, её законы проявляются через сознательную деятельность людей. На каждого субъекта образовательного процесса действует много факторов, отсюда неабсолютное, неуниверсальное осуществление строгих зависимостей в практике образования. Поэтому в педагогике существует понятие закономерность – вероятностная упорядоченность явлений, не достигающая уровня закона.

Закономерность педагогическая – внутренняя существенная связь педагогических явлений, которая обуславливает их вероятностное проявление и развитие. Специалистами установлен ряд зависимостей, выражающих закономерные связи между особенностями формирующего влияния внешних и внутренних факторов, спецификой организации и осуществления педагогического процесса и результатами развития человека. Среди них можно выделить: основные (общие) закономерности развития человека, закономерности обучения, закономерности воспитания. Рассмотрим некоторые общие закономерности развития человека и дидактические закономерности.

К общим закономерностям развития человека относятся следующие:

  • развитие человека – внутренне детерминированный процесс;
  • развитие человека детерминировано социальной ситуацией развития;
  • развитие человека обусловлено мерой его собственной активности, направленной на самосовершенствование, участие в деятельности и общении;
  • развитие человека детерминировано типом ведущей деятельности (для студентов – профессиональной деятельностью);
  • развитие человека зависит от содержания и мотивов деятельности;
  • воздействие различных факторов детерминируется половозрастными и индивидуальными особенностями человека и др.

Закономерности обучения по И. Я. Лернеру можно подразделить на два вида:

  • присущие процессу обучения по его сущности, неизбежно проявляющиеся, как только он возникает в какой-либо форме;
  • проявляющиеся в зависимости от характера совместной деятельности обучающего и обучающихся, осознания закономерностей преподавателем.

К закономерностям первой группы относятся такие:

  • всякий акт деятельности преподавания оказывает на обучающихся то или иное воспитывающее влияние;
  • всякое обучение реализуется при целенаправленном взаимодействии обучающего, обучаемого и изучаемого объекта;
  • обучение происходит при активной деятельности обучающегося, соответствующей замыслу и деятельности обучающего;
  • целенаправленное научение индивида той или иной деятельности достигается при включении его в эту деятельность;
  • между целью обучения, содержанием образования и методами обучения существует постоянная зависимость и др.

Примерами закономерностей второй группы могут служить следующие:

  • навыки могут быть сформированы, если педагог организует воспроизведение обучающимся осознанных операций и действий, лежащих в основе навыка;
  • развитие у обучаемых опыта творческой деятельности возможно при включении их в решение доступных и значимых для них проблем и проблемных задач;
  • умственное развитие индивида, в конечном счете, прямо пропорционально усвоенному им объёму взаимосвязанных знаний, умений и опыта творческой деятельности.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)