Образование для устойчивого развития

Внимание международного сообщества в проблеме устойчивого развития было привлечено докладом Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР) «Наше общее будущее» (1987). В докладе обосновывается понимание устойчивого развития как такого, при котором удовлетворяются потребности людей настоящего времени, но не ставится под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.

Устойчивое развитие ‒ достижение равновесия между потреблением, населением и способностью Земли поддерживать жизнь. Как сказано в преамбуле основного документа, принятого Межправительственной конференцией по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.): «Единственный способ обеспечить себе безопасное, более процветающее будущее – это решение проблем окружающей среды и экономическое развитие в комплексе и согласованным образом. Мы должны удовлетворять основные нужды людей, повышать уровень жизни для всех, и в то же время лучше защищать и сохранять экологические системы. Ни одна страна не может добиться такого будущего в одиночку, но мы можем его добиться совместными усилиями в рамках всемирного сотрудничества в целях устойчивого развития».

По признанию международного сообщества в нынешнем веке системообразующим вектором мирового образовательного процесса становится образование для устойчивого развития. О необходимости наращивания деятельности на всех уровнях и во всех областях образования и обучения в интересах прогресса в достижении устойчивого развития говорится в итоговом документе Конференции ООН Рио+20 «Будущее, которое мы хотим» и в глобальной Программе Действий по образованию в интересах устойчивого развития, запущенной Айти-Нагойской Декларацией (2014).

Что же такое устойчивое развитие, образование для устойчивого развития, экологическое образование для устойчивого развития? Почему вопросы образования для устойчивого развития, в целом, и экологического образовании, в частности, касаются всех звеньев системы образования и всех учебных предметов и дисциплин? Понятие устойчивого развития связано с взаимоотношениями общества и природы; противоречиями природного и социального; растущими потребностями человека и природными, экономическими, социокультурными возможностями среды для их удовлетворения.

Устойчивое развитие имеет три взаимосвязанных и взаимообусловленных составляющих:

  • Устойчивое социальное развитие (равноправие людей и социальная справедливость).
  • Экономическое устойчивое развитие (поддержание материального, человеческого и культурного капитала).
  • Экологическое устойчивое развитие (благополучие людей обеспечивается сохранением источников сырья и качества окружающей среды).

Образование для устойчивого развития (согласно Глобальной программе действий по образованию в интересах устойчивого развития, 2014 г.) ‒ образование, которое позволяет каждому человеку приобретать знания, навыки, ценности и подходы, расширяющие его права и возможности для внесения вклада в устойчивое развитие, принятия компетентных решений и осуществления ответственных действий во имя обеспечения целостности окружающей среды, экономической целесообразности и справедливого общества для нынешнего и будущих поколений.

В настоящее время основным программным документом ЮНЕСКО, определяющим цели, задачи, принципы, способы, условия реализации образования для устойчивого развития является «Дорожная карта осуществления «Глобальной программы действий по образованию в интересах устойчивого развития».

Согласно Дорожной карте характеристики образования в интересах устойчивого развития заключаются в следующем:

  • Содержание учебных программ: включение в программы таких критически важных аспектов, как изменение климата, биоразнообразие, уменьшение опасности бедствий, устойчивое потребление и производство.
  • Методы преподавания и образовательная среда: интерактивное и ориентированное на интересы учащегося преподавание и обучение, обеспечивающие исследовательский, прикладной и нацеленный на преобразования характер приобретения знаний, а также обновление образовательной среды (физической, виртуальной и онлайновой) в целях поощрения учащихся к тому, чтобы действовать, руководствуясь принципами устойчивого развития.
  • Результаты обучения: стимулирование приобретения знаний и развитие основных профессиональных качеств, таких как умение критически и системно мыслить, принимать коллективные решения и брать на себя ответственность перед нынешним и будущими поколениями.
  • Преобразование общества: предоставление учащимся независимо от возраста и формы обучения возможности самосовершенствоваться и осуществлять преобразования в обществе, в котором они живут.

Образование в интересах устойчивого развития дает возможность построения «зеленых» экономик и обществ:

  • обеспечивая развитие у обучаемых навыков, необходимых
    для «зелёных» рабочих мест;
  • мотивируя людей к ведению устойчивого образа жизни.

Образование в интересах устойчивого развития дает людям возможность стать «гражданами мира», готовыми активно участвовать как на местном, так и на глобальном уровне в анализе проблем мирового масштаба и в поиске ответов на них, и быть участниками создания более мирного, терпимого, инклюзивного, безопасного и устойчивого общества. Для того чтобы разобраться в особенностях экологического образования для устойчивого развития, требуется понимание сущности современной экологии.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)