Информатизация образования

Информатизация образования (в узком смысле) ‒ внедрение в учреждения системы образования информационных средств, основанных на микропроцессорной технике, а также информационной продукции и педагогических технологий, базирующихся на этих средствах. Такая трактовка информатизации образования, фактически понимаемой как компьютеризация обучения, была характерна для 80х годов XX века.

Интересно
В настоящее время информатизация образования ‒ понятие более широкое, включающее в себя компьютеризацию как составную часть решения проблем образования, связанных с так называемым «информационным бумом». Среди специфических социально-педагогических проблем одно из центральных мест занимает противоречие между темпом приращения знаний в обществе и ограниченными возможностями их усвоения индивидом.

Как известно, к началу XIX в. объём научных знаний превысил возможности усвоения информации отдельным человеком. Уже тогда человек был не в состоянии в течение своей жизни усвоить сведения, приобретаемые человечеством за один год. В настоящее время объём информации, которым обладает человечество, удваивается каждые 5 лет.
Прогнозы по росту объёма информации в мире таковы: с 2020 г. объём информации будет удваиваться каждые 72 дня.

Однако не информация, а «одушевленное» человеком знание (В. П. Зинченко) или «живое знание» становится все более ценным. Таким образом, все острее встает проблема ориентации человека в потоках информации, умения работать с информацией, усваивать, перерабатывать её, порождать новое знание на основе информации. Потенциальная доступность информации создает иллюзию доступности знания, стирания разницы между объективным и субъективным знанием.

Семиотизация общества – появление и развитие многочисленных знаковых систем, благодаря которым образуется многокомпонентное «информационное поле», представляющее собой специфическое информационное окружение человека (сочетание текстов, графического изображения, звуковых и аудиовизуальных сообщений и др.).

Информатизация образования (от лат. informatio ‒ разъяснение, изложение) ‒ процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей образования (максимальное развитие способностей личности к самореализации).

Реализовать идею непрерывного образования возможно, лишь подготовив необходимые условия для самообразования: создание организационной и правовой основы для доступа к различным источникам информации, формирование и развитие у человека способностей, связанных с её поиском, обработкой, восприятием, пониманием и использованием. Человек, не владеющий информационными технологиями, лишается одного из адаптационных механизмов в динамично развивающемся социуме. Поэтому актуальной становится проблема формирования и развития информационной компетентности и информационной культуры личности.

Компетентность информационная ‒ способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий.

Основными направлениями информатизации образования являются нижеследующие:

  • Совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно0педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникативных сетей.
  • Совершенствование методологии и методики обучения и воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества.
  • Создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, разные виды самостоятельной деятельности по обработке информации;
  • Создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых.

Информатизация общества и образования связана с расширением возможностей различного рода средств коммуникации, что имеет как свои позитивные, так и негативные стороны. Например, использование сети Интернет позволяет осуществлять быстрый поиск практически любой информации, но включая и «готовые домашние задания», и «готовые рефераты». У обучающихся создается иллюзия наличия знания, лёгкости их добывания, представления о ненужности систематического образования.

Медиаобразование ‒ сравнительно новый термин, которым обозначают изучение воздействия средств массовой и другой коммуникации в том числе прессы, телевидения, радиовещания, рекламы, кинематографа, Интернета (со всеми его приложениями) как в рамках подготовки работников этой сферы, так и применительно к тому, что необходимо знать всем для освоения инфокоммуникационных технологий, что выражается термином «медиаграмотность» (англ. media literacy) или «медиакомпетентность» (англ. media competence), означая умение квалифицированно использовать средства коммуникации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)