Классификации методов обучения

В педагогической литературе представлено достаточно большое количество наименований методов обучения, немалое количество классификаций методов. Для ориентации в этом многообразии следует чётко представлять себе, по какому основанию (существенному признаку) производится та или иная классификация, насколько корректно использование этого основания и выделение соответствующих методов. Наиболее признанной является дидактическая система методов обучения, предложенная И. Я. Лернером. В основу выделения методов обучения положен характер познавательной деятельности обучающихся, т. е. составляющая метода обучения, которая обеспечивает то или иное изменение субъекта.

Система включает в себя следующие методы, обеспечивающие присвоение студентами основных компонентов содержания образования:

  • информационно-рецептивный метод – преподаватель любыми способами предъявляет информацию обучающимся (устно, письменно, с помощью технических средств), студент воспринимает, осознает и запоминает информацию;
  • инструктивно-репродуктивный метод – педагог даёт инструкцию, содержащую необходимую последовательность действий, студент действует согласно инструкции;
  • метод проблемного изложения – преподаватель формулирует проблему и раскрывает её решение, обучающиеся воспринимают информацию и путь (способ) решения проблемы;
  • эвристический метод – педагог формулирует проблему, оказывает помощь студентам в её решении, разбивая сложную для них проблему на подпроблемы;
  • исследовательский метод – преподаватель (или сам студент) формулирует проблему, обучающийся самостоятельно от начала до конца решает проблему.

Совокупность предложенных методов позволяет реализовать основные задачи обучения: усвоение студентами знаний, формирование умений и навыков действовать по образцу, накопление у обучающихся опыта творческой деятельности. При этом каждый метод имеет свои возможности и ограничения. Например, информационно-рецептивный метод позволяет студентами осваивать большие объёмы адаптированной для восприятия информации в ограниченных временных рамках, но ограничивает активность познавательной деятельности, провоцирует «пассивное» восприятие информации.

Инструктивно-репродуктивный метод позволяет быстро и точно формировать умения и навыки, но «приучает» к исполнительству. Эвристический и исследовательский методы позволяют приобщать студентов к творческой деятельности, но требуют от преподавателя хорошего владения проблемами своей науки и технологией проблемного обучения. Вторая классификация методов обучения называется источниковой (Е. Я. Голант, Д. О. Лордкипанидзе, С. И. Перовский, С. Г. Шаповаленко, Н. М. Верзилин). Основанием для подразделения методов на группы служат основные источники познания: слово, образ, практическое действие.

Соответственно выделяют три группы методов обучения:

  • словесные (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебной книгой);
  • наглядные (демонстрация опытов, наглядных пособий, видеозаписей, презентаций и т. п.);
  • практические (наблюдение, выполнение лабораторных работ, выполнение творческих работ, решение задач, выполнение упражнений и т. д.).

В отличие от предыдущей системы классификация по источникам познания больше ориентирована на внешние особенности (форму) протекания педагогического взаимодействия, что часто не соответствует внутренней сущности метода. В выделении основных методов можно заметить целый ряд противоречий. Например: репродуктивная и эвристическая беседы различны по своим результатам; работа с учебной книгой – это не только чтение текста, но и восприятие иллюстративного материала, выполнение практических заданий; выполнение лабораторных работ может предполагать как воспроизводящую, так и поисковую деятельность студентов; не вполне понятно, чем отличаются лекция и объяснение и т. п.

В связи с реалиями современности наблюдаются попытки расширения данной системы методов. Так, дополнительно выделяется видеометод, работа с книгой рассматривается как отдельная группа методов. Попытки преодолеть некоторые недостатки источниковой классификации методов обучения привели к созданию бинарной системы методов обучения, признанной, например, в методике обучения биологии. Такая система учитывает как внешнюю форму реализации метода, так и характер деятельности ученика. Согласно бинарной системе объяснение учебного материала может быть информационно-рецептивным и проблемным, беседа – репродуктивной и эвристической, выполнение лабораторной работы – репродуктивной и исследовательской (поисковой).

Следующая классификация методов обучения – логическая. В основе данной классификации – логический путь организации присвоения информации обучающимися. Согласно данной классификации методы обучения делятся на индуктивные (организуется процесс познания от частного к общему) и дедуктивные (организуется процесс познания от общего к частному). Наблюдаются попытки расширить логическую классификацию, дополнить её методами анализа, сравнения, синтеза, доказательства и т. п.). Но в любом случае деятельность обучающихся не может и не должна сводиться к логической. Еще одна классификация методов обучения основывается на степени активности педагога и студента.

Интересно
Согласно этой классификации методы обучения делятся на две группы: методы преподавания (рассказ, лекция, объяснение) и методы учения (проведение наблюдений, работа с учебной книгой, решение задач, выполнение творческих работ, выполнение лабораторной работы и т. п.). Можно согласиться, что степень активности и самостоятельности обучающихся при использовании разных способов обучения может быть различной, но в данном подходе есть принципиальная ошибка разграничения деятельности двух субъектов обучения.

Преподавание и учение являются двумя составляющими педагогического взаимодействия в процессе обучения, без чего нет самого процесса обучения. В связи со сложностью создания чёткой единой классификации методов обучения предпринимаются попытки создания, наряду с бинарными (рассмотрено выше), полинарных или комплексных систем методов обучения.

В этом случае объединяются разные подходы к классификациям методов обучения (Ю. К. Бабанский), сочетаются методы обучения и воспитания (В. М. Коротов) и т. д. Так, Ю. К. Бабанским выделены такие основные группы методов:

  • методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные и практические; индуктивные и дедуктивные; репродуктивные и проблемно-поисковые; методы самостоятельной работы и работы под руководством педагога);
  • методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (методы стимулирования интереса к учению, методы стимулирования долга и ответственности в учении);
  • методы контроля и самоконтроля в обучении (методы устного, письменного, лабораторно-практического контроля и самоконтроля).

Даже неполный обзор подходов к решению проблемы методов обучения показывает её сложность и противоречивость. Кроме рассмотренных выше особенностей следует подчеркнуть и наличие в методах обучения объективной и субъективной сторон. Любой метод обучения отличается постоянными положениями (объективное), но специфика его практического применения зависит от личности педагога, особенностей учащихся, конкретных условий протекания учебного процесса (субъективное). Перед любым преподавателем, готовящимся к занятию со студентами, встает вопрос о том, какие методы выбрать для проведения лекции, семинарского занятия, практикума.

Наиболее общими критериями выбора методов обучения являются:

  • соответствие цели;
  • соответствие содержанию обучения;
  • взаимосвязь с формой организации обучения;
  • соответствие особенностям обучающихся (уровень подготовки, возрастные, индивидуальные и групповые особенности);
  • соответствие особенностям педагога (подготовленность, личностные особенности);
  • соответствие материальным и другим условиям обучения. Например, необходимо осуществить выбор методов обучения для освоения студентами значительного объёма информации, но информации частично знакомой.

Для достижения такой цели, учитывая большой объём информации, целесообразно выбрать информационно-рецептивный метод как основной. Но, поскольку материал частично знаком, несложен, возможны элементы репродуктивного метода (в форме беседы, использования подготовленных студентами кратких конкретных сообщений). Педагог в зависимости от его собственной подготовленности и уровня оснащенности процесса учебным оборудованием может применить разные виды традиционной наглядности (натуральные объекты, таблицы, схемы, макеты и т. п.), а может подготовить презентацию, использовать интерактивную доску, демонстрацию объектов через цифровой микроскоп.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)