Инновационные виды лекций и семинаров
Лекция известна со времен Средневековья и считается традиционной формой обучения в высшей школе. Традиционная лекция представляет собой монологическое изложение информации преподавателем и восприятие её студентами с устоявшейся технологией её поэтапной организации (вводная часть, основное содержание, заключение).
Остановимся на некоторых из перечисленных вариантов. Проблемная лекция. Проблемная лекция в отличие от традиционной лекции имеет иные целевые установки, иное содержание, предполагает использование иных оценочных средств. Так, цели проблемной лекции заключаются не только в усвоении теоретического знания обучающимися, но в развитии научного теоретического стиля мышления и познавательного интереса студентов.
Содержание проблемной лекции связано с конструированием системы учебных проблем и подпроблем, выделением основных противоречий в развитии научного знания. Проблемный подход в обучении требует разработки специальных проблемных заданий для контроля результатов образования.
Организация проблемной лекции предполагает следующую последовательность шагов в деятельности преподавателя и обучаемых:
- Постановка образовательных задач: обучающие задачи (усвоение студентами новых фактических знаний, понятий, законов, теорий и т. п.); развивающие задачи (развитие у студентов научного стиля мышления, логических и творческих умений, приёмов лучшего запоминания изучаемого материала и др.); воспитательные задачи (присвоение студентами мировоззренческих идей и становление на их основе взглядов и убеждений, стимулирование мотивации учения, познавательного интереса обучающихся).
- Отбор содержания, проблемный его анализ: выявление возможностей содержания лекции с точки зрения проблем науки, сквозных (аспектных) проблем изучаемой дисциплины; формулировка конкретных проблем на материале лекции; определение репродуктивных и проблемных составляющих содержания лекции, построение последовательности их изучения; отбор и/или составление проблемных заданий.
- Разработка методики организации лекции: определение способов создания проблемных ситуаций; выбор и подготовка необходимых средств обучения; разработка способов организации деятельности студентов по разрешению проблемных ситуаций (демонстрация способов решения проблемы преподавателем, организация дискуссии, групповой работы и др.); продумывание возможностей оказания помощи студентам в решении проблем (подготовка дополнительной информации, разработка эвристической беседы, продумывание аргументации); составление плана-конспекта лекции.
- Проведение лекции: создание целевой установки на проблемное освоение содержания лекции; создание проблемных ситуаций (педагогических и психологических); организация деятельности студентов по разрешению проблемных ситуаций.
- Организация рефлексии и анализ лекции: оценка студентами результатов собственной деятельности по освоению содержания лекции, освоению проблем науки; оценка эффективности использованных методов, форм, приёмов, средств, определение путей совершенствования лекции преподавателем.
Лекция пресс-конференция. На лекции пресс-конференции преподаватель выстраивает изложение материала в контексте вопросов, заданных обучающимися. Вопросы могут быть заданы студентами непосредственно после объявления темы лекции, а также подготовлены ими заранее. Последний вариант предпочтителен по следующим причинам: студенты имеют возможность продумать содержание и формулировки вопросов по содержанию дисциплины. Вопросы студентов анализируются и систематизируются преподавателем. В рамках лекции преподаватель и сам отвечает на поставленные студентами сложные вопросы, и привлекает обучающихся для ответов на более простые вопросы.
Лекция-визуализация. Основное содержание такой лекции представлено в образной форме – рисунки, фотографии, графики, схемы, диаграммы, видеофрагменты и пр. Представленная визуальная наглядность может служить иллюстративным материалом и/или использоваться для анализа графических объектов. Лекция вдвоем и лекция-диалог. Лекция вдвоем и лекция-диалог связаны с участием двух преподавателей. На лекции вдвоем преподаватели, раскрывая проблему, дополняют друг друга. При этом преподаватели могут быть специалистами в разных областях знаний, обеспечивая междисциплинарность содержания лекции. Лекция-диалог предполагает обсуждение научной проблемы с разных позиций, при этом преподаватели могут на самом деле занимать разные позиции или играть соответствующие роли.
Лекция-анализ ситуации. Лекция-анализ ситуации предполагает детальный анализ преподавателем с привлечением студентов производственной ситуации с показом применения теоретических знаний для решения той или иной практической проблемы. Такого рода лекции, прежде всего, полезны в практикоориентированных направлениях подготовки: будущих врачей, учителей, социальных работников и т. д. Сказанное выше об относительности деления технологий на традиционные и инновационные касается технологического оснащения и такой формы организации обучения в высшей школе как семинар.
В практике обучения используются разные виды семинарских занятий, а именно:
- заслушивание и обсуждение докладов,
- беседа,
- «Круглый стол»,
- Диспут,
- Дискуссия,
- поисковый семинар,
- семинар генерации идей,
- деловая игра,
- семинар-выставка,
- ролевая игра «Прессконференция»,
- позиционный семинар,
- рефлексивный семинар,
- семинар-конкурс (например, портфолио).
Каждый из вариантов проведения семинара имеет свои особенности. В практике работы высшей школы чаще всего используются традиционные виды семинаров – заслушивание и обсуждение докладов, беседа по вопросам преподавателя. Инновационные виды семинаров требуют соответствующего технологического оснащения. Рассмотрим для примера семинар-диспут.
Семинар-диспут предполагает распределение функций между участниками семинара (табл. 8). В соответствии с выбранными позициями осуществляется подготовка студентов к семинарскому занятию, необходимое взаимодействие участников в процессе подготовки и реализации выступлений на занятии. Внедрение инновационных способов высшего образования не означает полный отказ от традиций высшего образования. Традиции и инновации в организации лекционных и семинарских занятий в современной высшей школе целесообразно оптимально сочетать, ориентируясь на комплекс решаемых образовательных задач и учитывая особенности как преподавателей, так и обучающихся.
- Технология ситуационного анализа «Кейс-метод»
- Технология проблемного обучения эвристическое обучение
- Технология «Шесть шляп мышления»
- Технология создания ментальной карты
- Технология опорных конспектов В. Ф. Шаталова
- Графическое моделирование в учебном процессе
- Технология балльно-рейтинговой оценки результатов образования
- Технология педагогического сопровождения самостоятельной работы студентов
- Общеучебные умения как фактор успешности самостоятельной деятельности студентов
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу