Инновационные виды лекций и семинаров

Лекция известна со времен Средневековья и считается традиционной формой обучения в высшей школе. Традиционная лекция представляет собой монологическое изложение информации преподавателем и восприятие её студентами с устоявшейся технологией её поэтапной организации (вводная часть, основное содержание, заключение).

Интересно
Однако, сегодня известен целый ряд модификаций лекционной формы, которые имеют свои особенности и требуют иного технологического оснащения. Известны, но не часто используются такие варианты лекций: проблемная лекция, лекция-визуализация, лекция вдвоем, лекция пресс-конференция, лекция-консультация, лекция-провокация (с ошибками), лекция-диалог (полилог) с аудиторией, лекция-исследование, лекция-анализ ситуации.

Остановимся на некоторых из перечисленных вариантов. Проблемная лекция. Проблемная лекция в отличие от традиционной лекции имеет иные целевые установки, иное содержание, предполагает использование иных оценочных средств. Так, цели проблемной лекции заключаются не только в усвоении теоретического знания обучающимися, но в развитии научного теоретического стиля мышления и познавательного интереса студентов.

Содержание проблемной лекции связано с конструированием системы учебных проблем и подпроблем, выделением основных противоречий в развитии научного знания. Проблемный подход в обучении требует разработки специальных проблемных заданий для контроля результатов образования.

Организация проблемной лекции предполагает следующую последовательность шагов в деятельности преподавателя и обучаемых:

  • Постановка образовательных задач: обучающие задачи (усвоение студентами новых фактических знаний, понятий, законов, теорий и т. п.); развивающие задачи (развитие у студентов научного стиля мышления, логических и творческих умений, приёмов лучшего запоминания изучаемого материала и др.); воспитательные задачи (присвоение студентами мировоззренческих идей и становление на их основе взглядов и убеждений, стимулирование мотивации учения, познавательного интереса обучающихся).
  • Отбор содержания, проблемный его анализ: выявление возможностей содержания лекции с точки зрения проблем науки, сквозных (аспектных) проблем изучаемой дисциплины; формулировка конкретных проблем на материале лекции; определение репродуктивных и проблемных составляющих содержания лекции, построение последовательности их изучения; отбор и/или составление проблемных заданий.
  • Разработка методики организации лекции: определение способов создания проблемных ситуаций; выбор и подготовка необходимых средств обучения; разработка способов организации деятельности студентов по разрешению проблемных ситуаций (демонстрация способов решения проблемы преподавателем, организация дискуссии, групповой работы и др.); продумывание возможностей оказания помощи студентам в решении проблем (подготовка дополнительной информации, разработка эвристической беседы, продумывание аргументации); составление плана-конспекта лекции.
  • Проведение лекции: создание целевой установки на проблемное освоение содержания лекции; создание проблемных ситуаций (педагогических и психологических); организация деятельности студентов по разрешению проблемных ситуаций.
  • Организация рефлексии и анализ лекции: оценка студентами результатов собственной деятельности по освоению содержания лекции, освоению проблем науки; оценка эффективности использованных методов, форм, приёмов, средств, определение путей совершенствования лекции преподавателем.

Лекция пресс-конференция. На лекции пресс-конференции преподаватель выстраивает изложение материала в контексте вопросов, заданных обучающимися. Вопросы могут быть заданы студентами непосредственно после объявления темы лекции, а также подготовлены ими заранее. Последний вариант предпочтителен по следующим причинам: студенты имеют возможность продумать содержание и формулировки вопросов по содержанию дисциплины. Вопросы студентов анализируются и систематизируются преподавателем. В рамках лекции преподаватель и сам отвечает на поставленные студентами сложные вопросы, и привлекает обучающихся для ответов на более простые вопросы.

Лекция-визуализация. Основное содержание такой лекции представлено в образной форме – рисунки, фотографии, графики, схемы, диаграммы, видеофрагменты и пр. Представленная визуальная наглядность может служить иллюстративным материалом и/или использоваться для анализа графических объектов. Лекция вдвоем и лекция-диалог. Лекция вдвоем и лекция-диалог связаны с участием двух преподавателей. На лекции вдвоем преподаватели, раскрывая проблему, дополняют друг друга. При этом преподаватели могут быть специалистами в разных областях знаний, обеспечивая междисциплинарность содержания лекции. Лекция-диалог предполагает обсуждение научной проблемы с разных позиций, при этом преподаватели могут на самом деле занимать разные позиции или играть соответствующие роли.

Лекция-анализ ситуации. Лекция-анализ ситуации предполагает детальный анализ преподавателем с привлечением студентов производственной ситуации с показом применения теоретических знаний для решения той или иной практической проблемы. Такого рода лекции, прежде всего, полезны в практикоориентированных направлениях подготовки: будущих врачей, учителей, социальных работников и т. д. Сказанное выше об относительности деления технологий на традиционные и инновационные касается технологического оснащения и такой формы организации обучения в высшей школе как семинар.

В практике обучения используются разные виды семинарских занятий, а именно:

  • заслушивание и обсуждение докладов,
  • беседа,
  • «Круглый стол»,
  • Диспут,
  • Дискуссия,
  • поисковый семинар,
  • семинар генерации идей,
  • деловая игра,
  • семинар-выставка,
  • ролевая игра «Прессконференция»,
  • позиционный семинар,
  • рефлексивный семинар,
  • семинар-конкурс (например, портфолио).

Каждый из вариантов проведения семинара имеет свои особенности. В практике работы высшей школы чаще всего используются традиционные виды семинаров – заслушивание и обсуждение докладов, беседа по вопросам преподавателя. Инновационные виды семинаров требуют соответствующего технологического оснащения. Рассмотрим для примера семинар-диспут.

Интересно
Семинар-диспут имитирует проведение научной дискуссии, чем подготавливает студентов к выступлениям на конференциях, к защите курсовых и выпускных квалификационных работ, развивает коммуникативные умения студентов (выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы), а также их критическое мышления. Соответственно меняется и технология проведения семинарского занятия, которая должна будет соответствовать способам проведения научной дискуссии, защите, отстаиванию своей точки зрения.

Семинар-диспут предполагает распределение функций между участниками семинара (табл. 8). В соответствии с выбранными позициями осуществляется подготовка студентов к семинарскому занятию, необходимое взаимодействие участников в процессе подготовки и реализации выступлений на занятии. Внедрение инновационных способов высшего образования не означает полный отказ от традиций высшего образования. Традиции и инновации в организации лекционных и семинарских занятий в современной высшей школе целесообразно оптимально сочетать, ориентируясь на комплекс решаемых образовательных задач и учитывая особенности как преподавателей, так и обучающихся.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)