Три основных составляющих позиционирования

Первая составляющая – особенности продукта или компании. Выгодное отличие – причина, по которой потребитель покупает продукт вашей компании – может лежать в области товара, услуги, каналов сбыта, персонала компании или ее имиджа.

Что касается категории товара, базой или основой для построения отличия с целью дальнейшего позиционирования могут быть следующие идеи:

  1. Лидерство. Если представить рынок продуктов, а конкретнее, такую пищевую продукцию, как макароны, то брэнд, который вспомнился большинством при упоминании о макаронах и будет признан держащим лидерскую позицию. На данном этапе это продукция компании «Макфа».
  2. Первенство. Первенство принадлежит, например, компании Кока Кола в производстве газированного напитка или компании Форд, запустившей такую новую товарную категорию, как автомобиль.
  3. Ценность за деньги – предложение качественного товара по невысокой, а иногда и самой низкой цене. Примерами являются такие компании как «Dosia» или «Глория джинс».
  4. Широта ассортимента – в этом случае компании могут ассоциироваться в восприятии потребителей, как предоставляющие самый широкий выбор товаров в своем сегменте. Такая идея дифференциации подходит компаниям, производящим и торгующим большим количеством товарных единиц. Примером могут послужить компании Нестле или Palmolive.
  5. Инновации – технологический прорыв в производстве товара. Прочные ассоциации инновационного товара связаны в сознании потребителей с компаниями Apple и Tesla. Компания Apple не изобрела технологию распознавания речи (она же Сири), но поскольку именно она включала ее в товары, которые миллионы людей ежедневно покупают и используют, это делает ее новатором и формирует восприятие компании, привносящей на рынок инновации. Инновации – это не обязательно всегда новая идея, это продукт, который люди могут использовать по-новому или с новыми элементами.
  6. Традиции и наследие – идея отличия в данной категории связана с компаниями с уникальной историей и длительностью присутствия на рынке, что вызывает доверие со стороны клиентов. Несмотря на усилия маркетологов других стран, качественное пиво ассоциируется с немецким, а техника с японской. Традиционный отельный бизнес премиум класса ассоциируется с The Ritz-Carlton. Продукция компании Шанель – это не просто вещи, а признак вкуса и элегантности их обладательницы. История бренда, четкая последовательность стратегии и высокое качество продуктов, ориентированных на стильных современных женщин, позволяет делать максимальную наценку именно за бренд, несущий наследие и традиции качества в области моды.
  7. Специализация – примером может послужить компания «Лаборатория Касперский», которая выделяется как эксперт среди предложений по антивирусной защите.
  8. Атрибут качества – в основе отличия компаний лежит особая качественная характеристика продукта, выгодная для потребителя. Например, отличительным свойством KFC является готовая продукция, приготовленная из курицы, которая, скорее всего, подойдет тем, кто отказался от употребления в пищу «красного мяса».
  9. Предпочтение групп – товары такого вида позиционирования предназначены для узких групп целевых потребителей, как, например, определенные марки ноутбуков для геймеров или дизайнеров.
  10. Как это сделано – продукты, при позиционировании которых отмечается особые технологии, с помощи которых они были произведены. Это, например, кофе Kopi Luwak или автомобиль роллс-ройс.

Помимо дифференциации физического продукта, фирма может также сделать акцент на уникальное предложение в области услуг. «Сингапурские Авиалинии» известны по всему миру благодаря своим высоким стандартам обслуживания и, конечно же, «Сингапурской девушке» (Singapore Girl) – всемирно узнаваемому символу компании. Основа философии авиакомпании «Сингапурские Авиалинии» – найти индивидуальный подход и подарить каждому пассажиру ощущение комфорта и хорошие впечатления от полета благодаря внимательному обслуживанию.

Компании также могут получить сильное конкурентное преимущество благодаря отличительному уровню найма и обучения работников, которые функционируют качественнее, эффективнее, быстрее, чем персонал конкурирующего предприятия. Услуга в данном случае не обязательно является конечным продуктом компании.

Например, сеть магазинов «Спар» проводит регулярные тренинги и ежедневные пятиминутки для персонала. Результатом является дружелюбность, готовность помочь со стороны работников, что отражает девиз компании: «От сотрудничества выигрывают все». Вторая составляющая – потребности и ожидания целевого сегмента рынка. Вопросы позиционирования напрямую связаны с доверием, лояльностью потребителей и желанием приобрести продукты бренда. На всех этапах формирования стратегии бренда в подавляющем большинстве случаев используются маркетинговые исследования рынка (спроса и предложений), потребностей целевой аудитории. На основании собранной информации маркетологи составляют прогнозы тенденций ближайшего будущего на рынке услуг и товаров.

Конкурентное преимущество получает компания с более точными прогнозами и определениями потребностей и такой продукт, уникальные черты которого являются для потребителя наибольшей ценностью и выгодой и при этом остаются в рамках его покупательской способности.

Дифференциация продукции является положительным явлением для потребителей. Это преимущество вытекает из разнообразия, вносимого дифференциацией на рынок, благодаря стремлению каждого из конкурентов найти индивидуальные, неординарные решения, а также придания выпускаемому продукту уникальных характеристик, свойственных только этой компании. Третья составляющая – позиции конкурентов.

Интересно
Так как в современном мире главные конкурентные столкновения происходят не на уровне совершенствования производства и технологий, а на уровне сознания потребителя и воздействия на него, правильное стратегическое продвижение продукта может быть обеспечено тщательным анализом существующей ситуации и определение позиции своей продукции по отношению к товарам-конкурентам.

Компании необходимо определить круг конкурентов и уровень конкуренции: идет ли речь о похожих свойствах собственного товара и товара конкурентов; находятся ли товары в общей товарной категории; удовлетворяются ли с помощью товара или услуги аналогичные потребности и т. д. С учетом полученных сведений, фирма должна либо создавать товары, не уступающие качественно товарам конкурентов, при этом желательно произведенных и продвигаемых с меньшими затратами; предлагать такое же обслуживание и такие же возможности товара как и конкуренты, только дешевле, либо предложить принципиально новое решение запроса потребителя.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)