Традиции и инновации в технологиях обучения

Вопрос о традициях и инновациях в сегодняшнем образовании актуален в связи со сменой образовательной парадигмы, а значит с изменениями педагогических систем и процессов, появлением нового в них. Остановимся на некоторых понятиях, связанных с внедрением нового в образовательную практику (по А. В. Хуторскому). Педагогическая инноватика – наука, изучающая природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в отношении субъектов образования, а также обеспечивающая связь педагогических традиций с проектированием будущего образования.

Педагогическое новшество – некая новая идея, метод, средство, технология или система.

Нововведение – внедрение («вживление») нового в существующий процесс, продукт освоения и внедрения новшества. Инновация – представляется собой комплекс взаимосвязанных процессов и является результатом концептуализации новой идеи, направленной на решение проблемы и далее – к практическому применению нового явления. Новизна измеряется не по отношению к обществу, а по отношению к исследуемой организации. Исторические этапы развития педагогических технологий изучены М. Е. Бершадским и В. В. Гузеевым. Авторы подчеркивают: со сменой образовательных парадигм новые технологии встраивались в существующие образовательные системы (рис. 16).

Традиции и инновации в технологиях обучения

Предыдущие (традиционные) и инновационные поколения образовательных технологий всегда сосуществовали, что наблюдается и на современном этапе развития педагогической практики. Чтобы отграничить современные инновации в образовании, обозначим особенности известных поколений образовательных технологий. Технологии первого поколения (эмпирические) основаны на частно-методическом подходе. Для традиционной методики педагогический процесс выстраивается на основе обобщения опыта наиболее успешных преподавателей. Пробы и ошибки, ориентация на среднего учащегося, отсутствие оперативного контроля, субъективизм в оценке результатов обучения (успеваемость) − характерные черты частно-методического подхода.

Технологии второго поколения (алгоритмические) построены на алгоритмическом подходе к образованию, они отличаются от предыдущих планированием результатов обучения как диагностично и операционально выраженных целей и непрерывной диагностикой результативности образовательного процесса, но по-прежнему с ориентацией на среднего учащегося. Типичными технологиями второго поколения являются технология программированного обучения, технология поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина, технология использования опорных конспектов В. Ф. Шаталова, и другие, предполагающие алгоритмизацию педагогического процесса.

Третье (современное) поколение педагогических технологий (стохастические) базируется на признании вероятностного характера образовательного процесса, приоритета развития человеческой личности и индивидуальности, на внимании к субъектности обучаемого, установках на самоактуализацию и самореализацию, поощрение неповторимости человека. Цели образования становятся многоуровневыми, внутренняя дифференциация оказывается неизбежным элементом образовательного процесса. Педагогический процесс при таком подходе не поддается жёсткой алгоритмизации, но требует мониторинга результатов. Примерами таких технологий могут служить игровые технологии, технология позиционного обучения Н. Е. Вераксы и т. п.

Технологии четвертого поколения – технологии, которые внедряются сегодня, отдают приоритет развитию деятельности, а не накоплению фактов, подстегивая изменения в содержании образования.

Современные технологии предполагаются активную позицию обучающегося в учебном процессе. Следует обратить внимание на относительность деления педагогических технологий на традиционные и инновационные. Традиционные способы организации вузовских занятий могут приобретать черты инновационности. Инновационными могут стать технологии, которые давно известны в науке, используются в практике работы зарубежных университетов, но не использовавшиеся до настоящего времени в практике работы отечественной высшей школы. Инновационными технологии могут быть и для конкретной образовательной организации, в которой они ранее не использовались.

К инновационным технологиям в высшей школе можно отнести такие, как: технология портфолио, технология проблемного обучения, технология развития критического мышления, технология развития латерального мышления («шесть шляп мышления» Эдварда де Боно), технология позиционного обучения, технология модульного обучения, технология проектного обучения, технология дистанционного обучения, игровые технологии, в том числе сюжетно-ролевой игры, деловой игры, тренинговые технологии, технология «дебатов», технология коллективного способа обучения, технология групповой дискуссии, технология проведения диспута, технология развития критического мышления, (например, такие способы, как «Бортовой журнал», «Кластер», «SWOT-анализ» и др.), технология балльно-рейтинговой оценки деятельности студентов, технология проведения «общественной экспертизы» и другие.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)