Предмет дидактики и процесс обучения

Термин «дидактика» ввел в научный оборот немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571–1635). Слово дидактика происходит от греческих слов «didaktikos» – поучающий и «didasko» – изучающий. «Великая дидактика» ‒ так назвал свой основной труд основоположник педагогической науки Ян Амос Коменский (1592‒1670).

Дидактика – наука о теоретических и технологических основах обучения. Дидактика как отрасль научного знания имеет свой объект и предмет. Объектом дидактических исследований является учебный процесс, то есть педагогический процесс, направленный, прежде всего, на решение задач обучения, но во взаимосвязи с развитием и воспитанием учащихся, то есть ведущей функцией такого процесса является обучающая.

Предмет дидактики – закономерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы, формы и средства обучения. Различают общую дидактику и частные дидактики (методики преподавания отдельных учебных дисциплин). Дидактика средней школы отражает специфику учебного процесса в общеобразовательной школе, дидактика высшей школы – специфику высшего образования. В данном разделе рассматриваются основы общей дидактики и дидактики высшей школы.

Дидактика занимается разработкой ряда научных проблем, отвечая на следующие основные вопросы:

  • Для чего учить? (цели и задачи обучения и образования);
  • Кого учить? (субъекты обучения);
  • Чему учить? (содержание образования);
  • Как учить? (методы, формы, средства обучения);
  • Как оценить результаты? (критерии и показатели результативности обучения, способы контроля и оценки результатов).
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)