Проверка знаний, умений и навыков качества обучения

Для эффективного осуществления проверки знаний (контроля качества знаний, умений и навыков обучающихся) важно иметь представления об её функциях, принципах, методах, формах, видах.

Проверка знаний – часть педагогического процесса и сохраняет все его функции контролирующая, обучающая, развивающая, воспитательная, но реализация этих функций имеет некоторые особенности.

Контролирующая функция при осуществлении проверки знаний является ведущей, её реализация зависит от качества диагностических материалов, ориентации их на основные требования к результатам обучения. Обучающая функция проявляется в совершенствовании знаний и умений через выявление как достоинств ответов студентов, так и ошибок, пробелов в знаниях и умениях обучаемых. Развивающая функция связана с развитием речи обучающихся (устной и письменной), мышления (логического и творческого при выполнении заданий разного характера), памяти, воображения.

Воспитательная функция, как правило, связывается с приучением обучающихся к систематическим занятиям, с развитием ответственности за свой учебный труд, волевых качеств. Но стоит обратить внимание на то, что важнейшей задачей воспитания является становление научного мировоззрения студентов, мировоззренческая направленность учебных заданий позволяет контролировать присвоение ими мировоззренческих идей, наличие соответствующих взглядов и убеждений. Следует отметить и особую функцию проверки знаний – ориентирующую.

Суть ее хорошо выражена в следующей фразе: «Студент учит так, как его спрашивает преподаватель».

Если экзаменационные билеты содержат только репродуктивные вопросы, естественно студент будет на них ориентироваться. Если преподаватель на экзамене спрашивает студентов только по своим лекциям, считая свою точку зрения единственно верной, подготовка большинства студентов будет соответствующей. Принципы проверки знаний – нормативные положения, которым должен следовать педагог, диагностируя качество подготовки обучающихся. Рассмотрим наиболее важные из них.

Объективность проверки означает, прежде всего, следование требованиям Государственных образовательных стандартов. Кроме того, принцип объективности требует исключения предвзятого отношения к отдельным студентам, выставления отметок «по традиции» и т. п. Для реализации требования объективности проверки и оценки результатов обучения важно единство требований преподавателей, чёткие критерии выставления тех или иных отметок. В противном случае требовательного преподавателя всегда можно обвинить в придирках, в том, что он не принимает мнения студента, а либерального считать «заинтересованным в успехах студентов». Думается, не зря в студенческой среде бытует такое мнение: «Вначале студент работает на зачетку, потом зачетка на студента».

Систематичность проверки не сводится только к её регулярности (текущий, промежуточный, итоговый контроль), но обязывает все объекты изучения сделать объектами контроля. Так, если содержание образования включает в себя опыт творческой деятельности, то при проверке знаний должны использоваться проблемные задания, которые контролируют присвоение обучаемым данного компонента содержания образования. Если преподаватель преимущественно ориентируется на тестовый контроль результатов обучения, то контролю подвергается только наличие у студента информации по содержанию дисциплины, но не осознанность знаний и не способность студента их применять.

Принцип тематичности проверки ориентирует на обеспечение проверки основных знаний и умений у каждого студента по каждой теме (модулю) учебной программы. Выполнение уже названных принципов связано с реализацией принципа разнообразия форм и методов проверки.

Принцип индивидуального характера проверки знаний означает, что проверяется и оценивается качество подготовки обучающегося по результатам его собственной деятельности. Если работа выполняется группой студентов, то должен оцениваться вклад каждого участника группы в общий продукт. Данный принцип проверки важно не путать с общедидактическим принципом учета индивидуальных особенностей студентов.

Для диагностики качества результатов обучения используются разные виды контроля, каждый из которых выполняет свои функции, а именно:

  • предварительный – выявление начального уровня сформированности знаний и умений;
  • текущий – осуществление повседневного контроля;
  • тематический – проверка знаний и умений по теме (разделу) учебной дисциплины;
  • промежуточный – выявление качества результатов обучения по дисциплине;
  • итоговый – выявление качества подготовленности выпускников.

Методы проверки знаний – способы контроля качества освоения студентами содержания образования. Выделяют следующие их разновидности: устный, письменный, графический, практический, программированный. Не следует отождествлять методы обучения и методы проверки. Проверка знаний – часть процесса обучения, поэтому в ходе ее реализуются разные дидактические методы: репродуктивная беседа, эвристическая беседа, исследовательское решение задач и т. п.

Устный метод проверки знаний – способ контроля, предполагающий устный ответ обучающегося на вопрос преподавателя. Письменный метод связан с представлением ответов в письменной форме. Графический метод характеризуется использованием схем и таблиц (заполнением, составлением). Практический способ контроля направлен на проверку качества практических умений, предполагает использование натуральных объектов (распознавание, определение), приборов, лабораторного оборудования (воспроизводство опытов, наблюдений). Программированный метод означает проверку знаний с помощью программированных заданий.

Каждый метод проверки знаний имеет свои достоинства и недостатки. Так, устная проверка знаний содействует развитию речи студентов, поддержанию непосредственного контакта преподавателя и обучающегося, позволяет оперативно выявлять и устранять ошибки, но такой способ требует значительных временных ресурсов, при ответе одного студента перед аудиторией остальные студенты нередко отвлекаются, поэтому необходимы специальные приёмы активизации их внимания.

Графический метод содействует систематизации и обобщению знаний и умений, развитию логического мышления обучающихся, но не дает возможности проследить их рассуждения, оценить характер деятельности (репродуктивная, продуктивная) при составлении схемы или заполнении таблицы. Программированная проверка позволяет одновременно проверить знания большой группы обучаемых, оперативно оценить результаты, но вносит немалую долю случайности при выборе правильных ответов, слабо содействует развитию мышления обучаемых, ориентирует на запоминание как основной способ учения. Для использования преимуществ и нивелирования недостатков отдельных методов проверки знаний студентов целесообразно их применение в комплексе.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)