Понятие учебно познавательной деятельности

Гносеологической основой обучения является теория научного познания.

Познание — это сложный противоречивый процесс активного творческого отражения реальной действительности, который осуществляется в ходе изменения этой действительности, т. е. в ходе социальной практики.

Познание отражает объективный мир в специфически человеческих, субъективных формах, обусловленных практикой и ранее накопленными знаниями.

Интересно
Познание человека включает в себя три ступени: чувственное отражение, рациональное отражение и практика. Закономерности этой отражательной деятельности представлены в процессе обучения.

В одних случаях учебное познание может начинаться с чувственного восприятия предметов и явлений окружающего мира. В других — процесс обучения связан с практическими действиями, выполняя которые учащиеся убеждаются в необходимости овладевать определенными знаниями.

С позиции психологии процесс учения осуществляется на основе следующих этапов: восприятие — осмысление и обобщение знаний — закрепление знаний — применение их на практике.

Восприятие требует внимания и развития наблюдательности; осмысление — навыков анализа, синтеза, обобщения, приемов обоснования, опровержения и т. д.; закрепление знаний предполагает разнообразное повторение и связь старых знаний с новыми, с жизненным опытом; применение знаний — процесс творческий, предполагает аналитическое отношение к науке, учению и реальной деятельности.

Отсюда мы получаем три ведущих направления развития личности школьника в процессе обучения:

  • развитие интеллектуальных качеств (свойства ума, памяти, внимания, речи и др.);
  • формирование учебных умений и навыков, на этой основе воспитание культуры учения и самообразования;
  • обучение культуре умственного труда — логическим операциям, самостоятельному получению, обработке использованной информации, творчеству на основе знаний предмета и самого себя.

Учебно-познавательная деятельность — это часть познания человеком мира.

Учебно-познавательная деятельность представляет собой единство: чувственного познания, умственной деятельности, практической деятельности.

Чувственное познание.

Чувственное отражение является необходимой ступенью научного и учебного познания.

Любое восприятие предмета человеком — это не просто зеркальное отражение его в мозгу, но и осмысливание, обозначение словом, отнесение воспринимаемого предмета к какой-то группе предметов.

Чувственное отражение связано с ощущениями, восприятием и формированием представлений. Это сложный психологический процесс, который осуществляется и протекает по следующей схеме:

Понятие учебно познавательной деятельности

Чувственное отражение осуществляется на основе сенсорной информации. Окружающий мир воздействует на человека через различные сигналы, которые сначала воспринимаются на уровне ощущений и восприятия, а затем отражаются в сознании в виде представлений.

Умственная деятельность.

Переход от чувственного к рациональному осуществляется в виде диалектического скачка как сложное качественное изменение.

В процессе усвоения знаний происходит движение от незнания к знанию, от непонимания к пониманию, от знания неполного к более полному.

Характеризуя чувственное и рациональное как ступени познания, следует подчеркнуть, что они тесно взаимосвязаны между собой, неотделимы друг от друга. В процессе чувственного познания в форме ощущений, восприятий и представлений отражается единичное, непосредственно данное. Поэтому умственная деятельность связана с осмыслением, пониманием и обобщением полученной информации. Здесь отрабатываются разнообразные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация.

Умственная деятельность представлена видами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-логическим

Развитие мышления идет от конкретных образов к обобщенным понятиям, обозначенным словом.

Усвоение понятия означает осознание его содержания, умение выделять существенные признаки, точно знать границы понятия и его место среди других понятий.

Здесь можно выделить последовательность этапов усвоения понятия:

  • конкретное единичное использование понятия;
  • выделение понятий из круга родственных понятий, но не различение при этом существенных и несущественных признаков;
  • определение обобщенных существенных признаков без умения широкого употребления понятия;
  • выделение существенных признаков, широкое использование понятия.

В младшем школьном возрасте мышление ведет за собой развитие личности. Все психические процессы (внимание, память, восприятие и др.) подчинены логике формирования процессов мышления. Каково мышление ребенка, такова его психика. На рациональной ступени познавательной деятельности формируются знания, которые представлены в основных формах логического мышления: понятиях, суждениях, умозаключениях.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)