Обновление содержания образования

Инновационное образование — это смена парадигмы, новая педагогика, новые образовательные процессы, новые технологии.

Основными положениями парадигмы личностно-ориентированного образования являются:

  1. Положение о ценностях образования, где главными ценностями являются сам ребенок, культура и творчество.
  2. Положение о цели образования — воспитание целостного человека культуры, имеющего взаимосвязанные природную, социальную и культурную сущности.
  3. Социальная сущность ребенка предполагает процесс социализации, взросления. Необходимо сделать все, чтобы ребенок безболезненно вошел во взрослую жизнь, развивать те качества, которые необходимы ему для выживания в изменяющемся социуме, в новой культурной ситуации.
  4. Содержание образования приобретает новую направленность: содержание основано на ценностях мировой, национальной и региональной культуры; оно имеет культурологический, интегративный, жизнеобеспечивающий характер. Изменение содержания образования ведет к изменению его технологий, придает им личностную направленность. Образовательные процессы должны включать в себя поддержку и развитие природных свойств ребенка, особенно его здоровья и индивидуальных способностей, оказание помощи в становлении его субъектности, социальности, культурной идентификации, творческой самореализации личности.
  5. Немаловажное значение имеют критерии оценки качества образования, которые должны не только выявлять качество знаний, умений, навыков, но и помогать диагностике развития, культурности, воспитанности ребенка.

Ядро личности — культура.

Базовая культура личности представляет собой некоторую целостность, включает в себя определенное наличие свойств, качеств, ориентации личности, позволяющих индивиду развиваться в гармонии с общественной культурой.

Здесь можно выделить приоритетные направления базовой культуры, которые могут составить основу содержания воспитания, это:

  • культура жизненного самоопределения;
  • культура семейных отношений;
  • экономическая культура и культура труда;
  • политическая, демократическая и правовая культура;
  • интеллектуальная нравственная и культура общения;
  • экологическая, художественная;
  • физическая культура.

Формирование базовой культуры по обозначенным направлениям приводит к формированию социального типа личности, сочетающего мировоззренческую культуру, творческую индивидуальность, демократическую направленность и образованность.

В основе базовой культуры лежат общечеловеческие ценности, влияющие на культуру жизненного самоопределения.

Обновление содержания образования в учебно-воспитательных учреждениях идет в следующих направлениях:

  1. Гуманистический подход в воспитании, который связан с новым положением ребенка как субъекта своего развития. Мера развития ребенка становится мерой качества работы педагога и воспитателя. Уважение личности ребенка, его достоинства, принятие его личных целей, запросов, интересов, создание условий для его самореализации, самоопределения, саморазвития, обеспечение полноценного проживания каждого возрастного этапа в учебном заведении, социуме в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности — непременные условия гуманистического подхода в воспитании.
  2. Свободный выбор направлений, целей и задач конкретного учебного заведения, технологий воспитания и образования, который предоставляется ребенку («Закон об образовании»). Наличие нескольких концепций воспитания и развития личности позволяет любому педагогическому коллективу найти свой самобытный путь построения учебно-воспитательного процесса.
  3. Регионализация воспитания. Регионализация предполагает учет социально-экономических, демографических, культурных особенностей региона в проектировании содержания образования в каждом образовательно-воспитатель-ном учреждении.
  4. Построение демократической системы учебно-воспитательного процесса, помощь учителю в создании и отработке новых технологий обучения.
  5. Поиск новых форм деятельности учреждений дополнительного внешкольного образования, введение в учебно-воспитательный процесс программ развития личности, направленных на оказание помощи учащимся во внеучебное время.
  6. Связь учебного процесса с развитием и воспитанием детей.

Как поиск новых технологий и форм жизнедеятельности оценивается стремление некоторых педагогических коллективов ввести новые развивающие предметы, компьютерную грамотность, организовать работу с одаренными детьми, решать проблемы элитарного образования и воспитания.

Здесь изменения в содержании нашли отражение в учебных планах, программах, в создании альтернативных учебников, методических пособий и дидактических материалов.

На уровне федеральных стандартов действуют различные региональные учебники по истории, языку и литературе определенного народа, обсуждаются и внедряются авторские программы по различным учебным предметам. Возникли классы и школы с углубленным изучением предметов.

В обучении нашли применение нетрадиционное сочетание и чередование учебных курсов (блочное, цикло-блочное). Применяются активные методы обучения: метод опорных сигналов, деловая и ролевая игра, организационно-деятельностная игра (ОДИ), мозговая атака, метод штурма, обучение командой учителей, обучение погружением, упреждающее обучение, модульный метод, блочный метод, синектический метод, челночный метод и т. д.

Проявление в рамках педагогического процесса творческой индивидуальности педагога-новатора получило название авторской образовательно-воспитательной системы

Этому педагогическому процессу всегда присуще единство содержательной и процессуальной сторон, а также единство учителя и учащихся.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)