Виды образовательных учреждений

Необходимость видового деления образовательных учреждений обусловлена происходящим процессом их диверсификации. Особенно он коснулся школ. Так, школа, реализующая базовую (основную) образовательную программу, может быть отнесена к виду, условно называемому массовой образовательной полной средней школой.

Интересно
Гимназия — это общеобразовательная средняя школа, реализующая гимназическую образовательную программу; лицей — лицейскую; школа с углубленным изучением отдельных предметов — образовательное учреждение, реализующее программу углубленного изучения отдельных предметов и образовательных областей.

В то же время массовая полная средняя школа может использовать не одну, а набор образовательных программ, если в этом есть потребность и имеются необходимые условия (квалифицированные педагогические кадры, научно-методическое и материально-техническое оснащение).

Для такого вида школ характерны программы: базовая (основная), компенсирующая, медико-педагогическая для ослабленных и часто болеющих детей, углубленного изучения отдельных предметов. Образовательная программа индивидуального обучения может быть использована в каждом виде учебных заведений. Медико-педагогическая образовательная программа применяется в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.

Гимназии и лицеи ориентированы на достижение выпускниками повышенного уровня образованности.

Основополагающая функция гимназии — обеспечить компетентность в области культуры, свидетельствующую о понимании школьника роли и места избранных для углубленного изучения областей знаний в общечеловеческой культуре, их связи с другими составляющими культуры.

Поэтому гимназия строит свою деятельность на образовательных программах, освоение которых приводит к достижению учащимися повышенного уровня образованности в широких областях знаний, что часто отражается в названиях гимназий:педагогическая, гуманитарная, экономическая, техническая и др.

Вместе с тем в образовательных программах гимназий имеется четко выраженный гуманитарный компонент, включающий углубленное изучение иностранного языка и блок предметов художественно-эстетического цикла.

Гимназия отличается особой организацией образовательной среды

Имеет широкий набор факультативных занятий, занятий по выбору учащихся, уделяет большое внимание изучению истории и культуры города на протяжении всех лет обучения, осуществляет обширные внешние связи, поддерживает постоянные контакты с научными и культурными учреждениями региона.

Развивает творческую деятельность школьников: от занятий искусствами до выполнения исследовательских проектов, имеющих общественное значение. Ориентирует на поступление в университет.

Лицей — это среднее общеобразовательное учреждение повышенного уровня, реализующее принцип непрерывного образования с ярко выраженной специализацией.

Лицей призван обеспечить компетентность в сфере методологии исследовательской деятельности в области базовой для данного учебного предмета науки, а также допрофессиональную ориентацию в системе наук, образующих образовательный и практический фундамент обучения в высшей школе.

Лицей ориентирован на оказание образовательных услуг детям, явно определивших перспективы своего дальнейшего образования и проявивших соответствующие способности. Поэтому он реализует образовательные программы, обеспечивающие повышенный уровень образованности в конкретной предметной области (математика, физика, информатика и др.).

Образовательная среда лицея тесно связана с высшим учебным заведением соответствующего профиля. лицей осуществляет программу собственных научно-методических исследований. Имеет большой выбор предпрофессиональных специализированных курсов.

Интересно
Основными формами организации учебных занятий наряду с традиционными являются лекции, семинары, практикумы, лабораторные работы и другие специальные виды учебной деятельности, где широко используются современные методы и средства обучения.

Несколько отдельно в ряду общеобразовательных учебных заведений стоит школа-комплекс. Данный вид учебного заведения характеризуется двумя признаками: определяется не только соответствующим набором реализуемых образовательных программ, но и особой структурой, определяемой теми типами входящих в него образовательных учреждений, каждое из которых реализует свою программу.

Создание школы-комплекса происходит за счет включения в нее на основе принципа непрерывности дошкольных учреждений, координации деятельности школы и внешкольных учреждений, использования в школе нескольких параллельных образовательных программ.

Деятельность школы-комплекса строится на органическом единстве и преемственности образовательных программ: дошкольных и школьных, основных и дополнительных.

Школа-комплекс отличается способностью организовать многоцелевой образовательный процесс, гибко учитывающий специфику образовательной ситуации в микрорайоне.

Наряду с гимназией, лицеем, школой-комплексом в процессе диверсификации сети образовательных учреждений появляются и другие их виды.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)