Образовательные технологии

Начальная школа связана со многими образовательными системами: Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Ш.А. Амонашвили, И.И. Ильясова и др. Каждая система включает в себя более 5 предметов и рассчитана на 3-4 года обучения.

Учебные предметы определяются 3 сферами:

  1. Образовательная сфера: родной язык, математика, окружающий мир.
  2. Развивающая сфера: музыка, изобразительное искусство, физкультура, трудовое обучение, развивающие уроки (иностранный язык).
  3. Самообразовательная сфера: факультативы, индивидуальные занятия, занятия по выбору.

Принципиально новым является введение интегративных курсов, так как дети воспринимают окружающий мир как нерасчлененное целое. Вводятся предметы, связанные с интересами детей (факультативы).

К любой системе предъявляются общие требования, закрепленные в стандарте начального образования и учебных программах школ.

Например, нормирование учебных часов для базисного цикла предметов при шестичасовой рабочей неделе составляет: 1 класс — 2,5 часа, 2 класс — 3,5 часа, 3-4 классы — 4,5 часа. Добавление вариативного цикла учебных предметов соотносится из расчета недельной нагрузки не более 30-32 часа. Нормальное количество контрольных уроков в неделю — не более двух.

Учебно-воспитательный процесс предусматривает новые технологии обучения, связанные с конкретными условиями и новыми характеристика образовательного стандарта

В ряде школ идет поиск таких технологий организации учебно-воспитательного процесса, когда усиливается его управленческая функция и уменьшается информативная, что активизирует познавательную самостоятельность учащихся (например, разработка и освоение методик разноуровневого и модульного обучения).

Новые технологии вызывают к жизни новые организационные формы обучения: урок-консультация, урок-решения ключевых задач, урок-обобщение, урок тематического зачета, урок-турнир знатоков, урок КВН, урок взаимообучения, урок-аукцион, факультативы, спецкурсы и т. д.

Интересно
Новыми методами обучения являются: групповое обучение, методы самостоятельной работы с учебником или различными дидактическими материалами, микрообучение, комплексное обучение, бригадное обучение, обучение с помощью ЭВМ, групповое обучение, образовательное ТВ.

Средствами обучения становятся: программированное обучение, проблемное обучение, кабинетное обучение, фоно-лаборатория.

Формы обучения: экстернат, обучение предметам по выбору, самообразование, семейное образование, школы без классов, продленный день.

Новые образовательные технологии влияют на новшества в технологиях управления школой, что связано с изменением в структуре управления и перераспределением властных полномочий.

В отдельных школах появились кафедры, научно-исследовательские лаборатории. Возникновение интереса к исследованиям и экспериментам привело к созданию научно-методических координационных центров.

В инновационном учебном заведении на школьника заводится «портфолио», которое в конце года оформляется по следующим разделам:

  • интеллектуальное развитие;
  • социально-эмоциональное развитие;
  • эстетическое воспитание;
  • физическое развитие.

Некоторые признаки эффективной школы:

  • позитивность внутришкольного управления;
  • позитивная культура преподавательской деятельности;
  • высокие образовательные ожидания у учителей и высокие образовательные притязания у учащихся;
  • общее, у педагогов и родителей, видение состояния и перспектив школы и наличие вытекающих отсюда совместных целей;
  • консистентные (взаимосогласованные) методы обучения у различных учителей;
  • ясно определенные права и обязанности учеников;
  • кооперация между семьей и школой;
  • целенаправленный и гибкий отбор и применение учителями различных методик, их комбинаций и т. п.

Сравнительный анализ моделей обучения (по В.Я. Ляудис) с позиций традиционного и инновационного подходов дает возможность к выделению их сущностных характеристик по основным параметрам дидактической системы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)