Образовательные технологии
Начальная школа связана со многими образовательными системами: Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Ш.А. Амонашвили, И.И. Ильясова и др. Каждая система включает в себя более 5 предметов и рассчитана на 3-4 года обучения.
Учебные предметы определяются 3 сферами:
- Образовательная сфера: родной язык, математика, окружающий мир.
- Развивающая сфера: музыка, изобразительное искусство, физкультура, трудовое обучение, развивающие уроки (иностранный язык).
- Самообразовательная сфера: факультативы, индивидуальные занятия, занятия по выбору.
Принципиально новым является введение интегративных курсов, так как дети воспринимают окружающий мир как нерасчлененное целое. Вводятся предметы, связанные с интересами детей (факультативы).
Например, нормирование учебных часов для базисного цикла предметов при шестичасовой рабочей неделе составляет: 1 класс — 2,5 часа, 2 класс — 3,5 часа, 3-4 классы — 4,5 часа. Добавление вариативного цикла учебных предметов соотносится из расчета недельной нагрузки не более 30-32 часа. Нормальное количество контрольных уроков в неделю — не более двух.
В ряде школ идет поиск таких технологий организации учебно-воспитательного процесса, когда усиливается его управленческая функция и уменьшается информативная, что активизирует познавательную самостоятельность учащихся (например, разработка и освоение методик разноуровневого и модульного обучения).
Новые технологии вызывают к жизни новые организационные формы обучения: урок-консультация, урок-решения ключевых задач, урок-обобщение, урок тематического зачета, урок-турнир знатоков, урок КВН, урок взаимообучения, урок-аукцион, факультативы, спецкурсы и т. д.
Средствами обучения становятся: программированное обучение, проблемное обучение, кабинетное обучение, фоно-лаборатория.
Формы обучения: экстернат, обучение предметам по выбору, самообразование, семейное образование, школы без классов, продленный день.
Новые образовательные технологии влияют на новшества в технологиях управления школой, что связано с изменением в структуре управления и перераспределением властных полномочий.
В отдельных школах появились кафедры, научно-исследовательские лаборатории. Возникновение интереса к исследованиям и экспериментам привело к созданию научно-методических координационных центров.
В инновационном учебном заведении на школьника заводится «портфолио», которое в конце года оформляется по следующим разделам:
- интеллектуальное развитие;
- социально-эмоциональное развитие;
- эстетическое воспитание;
- физическое развитие.
Некоторые признаки эффективной школы:
- позитивность внутришкольного управления;
- позитивная культура преподавательской деятельности;
- высокие образовательные ожидания у учителей и высокие образовательные притязания у учащихся;
- общее, у педагогов и родителей, видение состояния и перспектив школы и наличие вытекающих отсюда совместных целей;
- консистентные (взаимосогласованные) методы обучения у различных учителей;
- ясно определенные права и обязанности учеников;
- кооперация между семьей и школой;
- целенаправленный и гибкий отбор и применение учителями различных методик, их комбинаций и т. п.
Сравнительный анализ моделей обучения (по В.Я. Ляудис) с позиций традиционного и инновационного подходов дает возможность к выделению их сущностных характеристик по основным параметрам дидактической системы.
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу