Структура инновационного процесса

Курс на гуманизацию школы вызвал к жизни немало новшеств. Они затрагивают цели школ, содержание образования, воспитательный процесс, систему обучения и развития школьников, структуру и режим деятельности школы, управление ею.

Существуют два типа инноваций в обучении:

  1. Инновации-модернизации, совершенствующие учебный процесс, направленные на достижение гарантированных результатов в рамках традиционной репродуктивной ориентации учащихся (сообщение знаний, формирование способов действий по образцу, усвоение предъявленных образцов).
  2. Инновации-трансформации, преобразующие традиционный учебный процесс, направленные на обеспечение исследовательского характера обучения, на организацию поисковой учебно-познавательной деятельности (формирование у учащихся опыта самостоятельного поиска новых знаний, формирование опыта творческой деятельности, создание учащимися нового интеллектуального, познавательного продукта).

Что же должно содействовать инновации?

Выдвижение гипотезы — проведение научно-методических консультаций — гибкость в принятии решений — сравнение старого и нового подхода к проблеме.

Основными критериями отбора инноваций являются перспективность, демократичность, гуманистичность, интегративность, реалистичность, целостность, управляемость, экономичность, актуальность.

Оценивая инновации, целесообразно определять их актуальность, полезность, реалистичность.

В инновационном процессе заинтересованный коллектив выполняет следующие функции:

  • генерирования идей;
  • социально-психологические;
  • профессиональной компетентности.

Для выполнения этих условий специалисты-новаторы должны подбираться с соответствующими этим условиям качествами.

Инновационная деятельность представлена как система взаимосвязанных элементов, которые отражают последовательность изменений компонентов педагогического процесса.

Структура инновационного процесса состоит из таких этапов, как:

  • условия создания педагогического новшества (мотивы, цели, задачи, содержание, формы, методы);
  • освоение его обществом (субъекты деятельности);
  • управление инновационным процессом (анализ, планирование, организация, контроль, регулирование, практика, применения нового).

Если педагогический коллектив внедряет уже готовое, то он сам становится объектом новации. Если же нововведение проходит все стадии в одном коллективе, его объектом становится ребенок или детский коллектив.

Организационная структура инновационного процесса в школе включает следующие этапы (М. М. Поташник): диагностический — прогностический — собственно организационный — практический — обобщающий — освоение (внедрение) опыта.

Диагностический этап — связан с выявлением проблемы и обоснованием ее актуальности

Прогностический этап — разработка развернутой программы эксперимента или программы развития своего опыта, освоение чужого или научной разработки.

Организационный этап — включает создание всех необходимых условий для обеспечения разработки и освоения инноваций:

  • материальных;
  • кадровых;
  • научно-методических;
  • финансовых;
  • мотивационных;
  • организационных.

Практический этап — фиксация исходного состояния объекта экспериментирования (констатирующие срезы), реализация заложенной в гипотезе новой технологии (программы, методики, системы мер и т. п.), отслеживание процесса, результатов, корректировка испытываемой технологии, контрольные срезы.

Обучающий этап — обработка данных, соотнесение результатов эксперимента или освоение опыта, научных разработок с поставленными целями, анализ всех результатов, корректировка гипотезы или заимствование опыта в соответствии с результатами, оформление и описание хода и результатов освоения разработанного новшества.

Освоение (внедрение) опыта — обновление школы проходит различными путями: через развитие своего опыта, заимствование кем-то созданного, освоение научных разработок, путь проб и ошибок.

Исследователи (М.М. Поташник, М.Н. Скаткин, В.В. Краевский, В.И. Загвязинский) еще несколько лет назад сходились во мнении, что разработка и освоение любых новаций связаны со всеми перечисленными выше элементами программы эксперимента (с организационной структурой инновационного процесса).

Таким образом, теория, практика и конечный результат нововведения будут во многом зависеть от того, насколько правильно поставлены цели, спроектирована модель и создана технология. В период освоения инновации важно создать психологические условия, когда все заинтересованы в результате нововведения.

Комплексное взаимодействие предполагает активное влияние всеми средствами на объект инновации. Итоги анализа являются посылкой для дальнейшего использования нововведения или отказа от него.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)