Структура инновационного процесса

Курс на гуманизацию школы вызвал к жизни немало новшеств. Они затрагивают цели школ, содержание образования, воспитательный процесс, систему обучения и развития школьников, структуру и режим деятельности школы, управление ею.

Существуют два типа инноваций в обучении:

  1. Инновации-модернизации, совершенствующие учебный процесс, направленные на достижение гарантированных результатов в рамках традиционной репродуктивной ориентации учащихся (сообщение знаний, формирование способов действий по образцу, усвоение предъявленных образцов).
  2. Инновации-трансформации, преобразующие традиционный учебный процесс, направленные на обеспечение исследовательского характера обучения, на организацию поисковой учебно-познавательной деятельности (формирование у учащихся опыта самостоятельного поиска новых знаний, формирование опыта творческой деятельности, создание учащимися нового интеллектуального, познавательного продукта).

Что же должно содействовать инновации?

Выдвижение гипотезы — проведение научно-методических консультаций — гибкость в принятии решений — сравнение старого и нового подхода к проблеме.

Основными критериями отбора инноваций являются перспективность, демократичность, гуманистичность, интегративность, реалистичность, целостность, управляемость, экономичность, актуальность.

Оценивая инновации, целесообразно определять их актуальность, полезность, реалистичность.

В инновационном процессе заинтересованный коллектив выполняет следующие функции:

  • генерирования идей;
  • социально-психологические;
  • профессиональной компетентности.

Для выполнения этих условий специалисты-новаторы должны подбираться с соответствующими этим условиям качествами.

Инновационная деятельность представлена как система взаимосвязанных элементов, которые отражают последовательность изменений компонентов педагогического процесса.

Структура инновационного процесса состоит из таких этапов, как:

  • условия создания педагогического новшества (мотивы, цели, задачи, содержание, формы, методы);
  • освоение его обществом (субъекты деятельности);
  • управление инновационным процессом (анализ, планирование, организация, контроль, регулирование, практика, применения нового).

Если педагогический коллектив внедряет уже готовое, то он сам становится объектом новации. Если же нововведение проходит все стадии в одном коллективе, его объектом становится ребенок или детский коллектив.

Организационная структура инновационного процесса в школе включает следующие этапы (М. М. Поташник): диагностический — прогностический — собственно организационный — практический — обобщающий — освоение (внедрение) опыта.

Диагностический этап — связан с выявлением проблемы и обоснованием ее актуальности

Прогностический этап — разработка развернутой программы эксперимента или программы развития своего опыта, освоение чужого или научной разработки.

Организационный этап — включает создание всех необходимых условий для обеспечения разработки и освоения инноваций:

  • материальных;
  • кадровых;
  • научно-методических;
  • финансовых;
  • мотивационных;
  • организационных.

Практический этап — фиксация исходного состояния объекта экспериментирования (констатирующие срезы), реализация заложенной в гипотезе новой технологии (программы, методики, системы мер и т. п.), отслеживание процесса, результатов, корректировка испытываемой технологии, контрольные срезы.

Обучающий этап — обработка данных, соотнесение результатов эксперимента или освоение опыта, научных разработок с поставленными целями, анализ всех результатов, корректировка гипотезы или заимствование опыта в соответствии с результатами, оформление и описание хода и результатов освоения разработанного новшества.

Освоение (внедрение) опыта — обновление школы проходит различными путями: через развитие своего опыта, заимствование кем-то созданного, освоение научных разработок, путь проб и ошибок.

Исследователи (М.М. Поташник, М.Н. Скаткин, В.В. Краевский, В.И. Загвязинский) еще несколько лет назад сходились во мнении, что разработка и освоение любых новаций связаны со всеми перечисленными выше элементами программы эксперимента (с организационной структурой инновационного процесса).

Таким образом, теория, практика и конечный результат нововведения будут во многом зависеть от того, насколько правильно поставлены цели, спроектирована модель и создана технология. В период освоения инновации важно создать психологические условия, когда все заинтересованы в результате нововведения.

Комплексное взаимодействие предполагает активное влияние всеми средствами на объект инновации. Итоги анализа являются посылкой для дальнейшего использования нововведения или отказа от него.

Нет времени писать работу?
Обратись к профи-репетиторам
"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)