Практическая деятельность

В учебном познании практика — необходимое условие и средство усвоения накопленного человечеством общественно-исторического опыта.

Практика в учебно-познавательной деятельности учащихся не является заключительной частью учебного познания, она сопровождает все ступени процесса усвоения знаний и связана не только с переработкой знаний, но и их получением. На этой ступени, познания формируются навыки и умения.

Сознательно и прочно усвоенные знания становятся средством умственной и практической деятельности благодаря тому, что они «обрастают» умениями и навыками, «перерастают» в них.

Умения и навыки — это способность учащихся выполнять разнообразную деятельность на основе приобретенных ими знаний, иначе — это знания в действии.

Умения — это способность выполнять сложное комплексное действие на основе усвоенных знаний, навыков и практического опыта.

Навык — это компонент сложного умения, связан с многократным повторением одних и тех же действий в одинаковых или аналогичных условиях вплоть до автоматизации выполнения.

Умения и навыки бывают:

  • репродуктивными — простые, зеркально-воспроизводящие навыки и умения;
  • продуктивными — осмысленные, поисково-творческие навыки и умения.

Учебная деятельность представляет собой систему познавательных действий учащихся, направленных на решение учебно-познавательных задач.

Учебная деятельность как процесс имеет следующие стадии:

  1. Ориентация в процессе учения, то есть получение учащимися исчерпывающего представления о начальном состоянии всех элементов учения: исходная информация по предмету, программа предстоящей деятельности, мотивация учения, ознакомление с условиями работы и средствами обучения (оборудованием, учебниками и др.). Учащийся осуществляет выбор содержания и характера своей деятельности для достижения цели и реализации программы, предлагаемой учителем.
  2. Исполнительская часть учения — деятельность учащихся по получению знаний, умений и навыков. Учитель ведет учащихся через их собственные усилия, действия к определенному, желаемому для него образцу. Учащиеся приобретают первичные умения и навыки, связанную с ними информацию, затем сопоставляют все это со своим опытом, знаниями, убеждениями и т. д. Если первая часть обучения — восприятие и осмысление информации — в основном пассивна, то вторая часть обучения — включение ее в собственный опыт — требует активности ученика.
  3. Коррекция учебного процесса — осуществляется через самостоятельную работу, самоупражнения, самотренировки, консультации и т. д. При этом коррекция учебной деятельности может выноситься за пределы урока (самообразование, исследовательская деятельность школьника вне учебного процесса).
  4. Контрольная часть учения включает в себя получение учителем информации о качестве учения и изменениях в духовном мире школьника (то есть данные об усвоении ведущих идей, главных умений и навыков, а также показатели обучаемости и воспитанности школьника).

Таким образом, учебно-познавательная деятельность подчинена общим закономерностям человеческого познания и представляет собой отражательную деятельность по получению информации, переработке и применению ее в жизни.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)