Диагностика усвоения и обученности

Скорость усвоения знаний, умений и навыков определяется темпами прохождения материала и временем, необходимым для выработки тех или иных учебных, практических, исследовательских и прочих умений, навыков. Существенным показателем этого явления будет не столько скорость запоминания, сколько темп обобщений.

Скорость продвижения (по З.И. Калмыковой) зависит:

  • от количества заданий, необходимых для возникновения обобщений;
  • экономности мышления;
  • самостоятельности (чем ниже темпы продвижения, тем больше школьники нуждаются в помощи).

Ведущим критерием эффективности обучения является рост показателей обучаемости школьников.

Обучаемость включает в себя отношение к учению, темпы продвижения в знаниях, объем усваиваемой информации, способность к использованию знаний на практике, сформированность памяти и мышления.

Н.А. Менчинская предложила программу изучения учителем обученности и обучаемости школьников на основе указанных критериев.

Соответственно под каждый уровень нужно подбирать объем информации и методы ее преподнесения. Однако отдельные показатели обучаемости могут у кого-то проявиться полно, частично или слабо, но тем не менее он может относиться к одному уровню обучаемости.

Все показатели обучаемости синхронно связаны между собой.

Диагностика обученности. Уровни обученности

Процесс обучения включает в себя несколько шагов приобретения знаний и навыков (по В.П. Беспалько):

  • уровень обучения — узнавание, или знание-знакомство. Его признаки — умение обучающегося опознать, различить знакомый ему ранее предмет, явление, определенную информацию;
  • уровень обучения — воспроизведение, репродуктивное действие, или знание-копия. Признаки этого уровня — умение пересказать, репродуцировать усвоенную учебную информацию;
  • уровень обучения — применение, продуктивное действие, или знание-умение. Его важнейшие признаки — умение применить полученные знания в практической деятельности;
  • уровень обучения — творчество, творческое действие, или знание-трансформация. Умение перенести полученные ранее знания на решение новых задач, новых проблем. Это уровень творчества.

Показателем эффективности учебного труда является успеваемость школьника по предмету (обученность, т. е. достигнутый уровень знаний, умений, навыков).

Критериями успеваемости школьника выступают:

  • объем и долговременность запоминаемой информации;
  • связь знаний, умений и навыков по предмету;
  • способность применять знания на практике;
  • осознанность и логичность изложения информации;
  • вложенный в учение личный труд школьника.

Последнее особенно важно. Способные дети могут просто прослушать учителя и запомнить то, что он рассказал, в то время, как дети, которым сложно дается предмет, вынуждены много времени и сил отдавать усвоению изучаемого материала.

Отметка — это ведь не просто балл, а своеобразная заработная плата школьника, оценивающая его труд

И не случайно лучшие учителя ставят дифференцированные отметки. Иногда за одинаковый ответ могут быть поставлены разные оценки, хотя их в этом случае необходимо комментировать: «Ты хорошо пересказал, что я давала на уроке, но даже учебник не открывал, поэтому за хорошую память можно поставить «5», а за работу дома — «2», вот и суди, какова твоя оценка» и т. д.

В общем, если все пять показателей в ответе ученика проявляются, ставится высший балл, если один не проявляется — «4», если два — «3» и т. д. Ни в коем случае нельзя оценивать только по объему запоминаемой информации, как это чаще всего делается.

Учащиеся должны быть знакомы с критериями оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «плохо». лучшие учителя сами предлагают оценить свой ответ по этим критериям. Самооценка постепенно должна стать ведущим способом оценки успеваемости.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)