Общая характеристика воспитательной модели А. С. Макаренко

Антон Семенович Макаренко (1888–1939) — советский педагог и писатель. Родился в городе Белополье Харьковской губернии. Его отец был маляром вагонных железнодорожных мастерских. Писатель сначала пошел по стопам отца, о чем свидетельствует поступление в железнодорожное училище.

В 1905 году окончил курсы по педагогике. Начал работать преподавателем в училище, которое окончил совсем недавно. Затем снова пошел учиться, окончил Полтавский учительский институт с высшей степенью отличия.

Общая характеристика воспитательной модели А. С. Макаренко

А. С. Макаренко два года заведовал железнодорожной школой при вагонных мастерских в Крюкове. В 1919 году рядом с Полтавой писатель основал трудовую колонию для несовершеннолетних преступников. Эта колония носила
имя М. Горького. Десять лет продолжалась работа над самой важной работой А. С. Макаренко «Педагогическая поэма».

А. С. Макаренко стал знаменитым деятелем русской и мировой культуры и педагогики благодаря незаурядному успеху в воспитании детей и адаптации их к последующей жизни в обществе.

А. С. Макаренко обращал внимание на то обстоятельство, что «самый смысл авторитета в том и заключается, что он не требует никаких доказательств, что он принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимая, так сказать, простым детским глазом».

Ребенок, с его точки зрения, слушается воспитателя только тогда, когда тот обладает авторитетом. И именно в обеспечении послушания А. С. Макаренко видел смысл авторитета. Однако, считал он, авторитет — это не талант, даваемый от природы, а средство достижения целей воспитания, которое должно соответствующим образом организовываться.

А. С. Макаренко предупреждал, что «авторитет, построенный на ложных основаниях, только на очень короткое время помогает, скоро все разрушается, не остается ни авторитета, ни послушания». Он призывал «отличать настоящий авторитет от авторитета ложного, основанного на искусственных принципах и стремящегося создать послушание любыми средствами».

Рассматривая ситуацию семейного воспитания, А. С. Макаренко выделял следующие виды ложного авторитета, отмечая, что предлагаемый им перечень отнюдь не является исчерпывающим:

  • авторитет подавления как самый страшный вид авторитета;
  • авторитет расстояния как авторитет отчуждения от ребенка;
  • авторитет чванства как особый вид авторитета расстояния;
  • авторитет педантизма как авторитет, отстраненный от реальной жизни ребенка;
  • авторитет резонерства как авторитет поучений и назиданий;
  • авторитет любви как самый распространенный вид ложного авторитета, основанный на избыточной ласке;
  • авторитет доброты как самый неумный вид авторитета;
  • авторитет дружбы как авторитет панибратства;
  • авторитет подкупа как самый безнравственный вид авторитета.

Далее А. С. Макаренко ставил вопрос: в чем же должен состоять настоящий родительский авторитет в семье? Отвечая на него, он утверждал, что «главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение».

Однако А. С. Макаренко подчеркивал, что корни авторитета заключаются не только в гражданской позиции отца и матери, но и в том, как они выполняют свои родительские обязанности. Необходимо быть внимательным к детям, осведомленным об их жизни.

«Авторитет знания, — пишет А. С. Макаренко, — необходимо приведет к авторитету помощи… Родительская помощь не должна быть навязчива, надоедлива, утомительна».

Авторитет помощи, осторожного и внимательного руководства не должен снимать ответственность с ребенка. И именно в линии ответственности А. С. Макаренко видел еще одну важную линию родительского авторитета.

Речь идет об ответственности родителей за ребенка перед обществом, за то, чтобы он стал хорошим гражданином. И это предполагает, что родители должны не только помогать детям, но и предъявлять им требования, которые могут выражаться в самой суровой форме, приучать детей отвечать за свои дела и поступки.

А. С. Макаренко предупреждал о бесперспективности попыток создать искусственный авторитет только и исключительно для педагогических целей. Продолжая тему ложных авторитетов, он называет их «суррогатами собственного изготовления». В качестве примера таких суррогатов А. С. Макаренко указывал на авторитеты, которые делаются по принципу «потрясения» и по принципу «твердой воли».

В «Книге для родителей» А. С. Макаренко писал: «Авторитет, сделанный специально для детей, существовать не может. Такой авторитет будет всегда суррогатом и всегда бесполезным. Авторитет должен заключаться в самих родителях, независимо от их отношения к детям, но авторитет вовсе не специальный талант. Его корни находятся всегда в одном месте: в поведении родителей, включая сюда все отделы поведения, иначе говоря, всю отцовскую и материнскую жизнь — работу, мысль, привычки, чувства, стремления».

А. С. Макаренко считал что, «методика воспитания должна основываться на общей организованности жизни, на повышении культурного уровня, на организации тона и стиля всей работы, на организации здоровой перспективы, ясности, особенно же на внимании к отдельному человеку, к его удачам и неудачам, к его затруднениям, особенностям, стремлениям. И в этом смысле правильное и целесообразное применение наказания является очень важным».

Он не давал каких-то общих рецептов в вопросе о наказании. Каждый поступок, по его мнению, является всегда
индивидуальным. В некоторых случаях наиболее правильным является устное замечание даже за очень серьезный проступок, в других случаях — за незначительный проступок нужно наложить строгое наказание.

Интересно

«Отправной точкой наказания является целый коллектив. Интересы коллектива являются интересами общими. Кто нарушает эти интересы, кто идет против коллектива, тот отвечает перед коллективом. Наказание есть форма воздействия коллектива либо в виде прямых его решений, либо в виде решений уполномоченных коллектива, избранных, чтобы оберегать его интересы».

В своей педагогической практике А. С. Макаренко разработал определенные концепции относительно строения и работы детского и педагогического коллективов.

По его мнению, «коллектив — это контактная совокупность людей, основанная на следующих принципах:

  • общая цель;
  • общая деятельность;
  • дисциплина;
  • органы самоуправления;
  • связь коллектива с обществом».

По своей структуре детский коллектив делится на два вида: общий и первичный. Воспитание должно начинаться с первичного коллектива. Это такой коллектив, в котором отдельные его члены находятся в постоянном деловом, бытовом, дружеском и идеологическом объединении. Первичный коллектив может создаваться на основе разных принципов.

А. С. Макаренко строил свои первичные коллективы по возрастному, производственному принципу. Потом, когда сложился дружный коллектив, он создал разновозрастные отряды. Воспитание должно проходить и через общий коллектив, главное условие существования которого — возможность собраться всем вместе, то есть и воспитанники,
и педагоги в одном целом, объединенные общими идеями.

Коллектив проходит через несколько стадий своего развития. Он их связывает с педагогическим требованием: педагог сам предъявляет требования; создается актив и педагог предъявляет требования к активу; создается общественное мнение, т. е. создается сплоченный коллектив, который предъявляет требования к личности; личность предъявляет требования к самой себе.

Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелегкий путь качественных преобразований.

На этом пути А. С. Макаренко выделяет несколько стадий (этапов):

  1. Первая стадия — становление коллектива (стадия первоначального сплочения). В это время коллектив выступает, прежде всего, как цель воспитательных усилий педагога, стремящегося организационно оформленную группу превратить в коллектив, т. е. такую социально-психологическую общность, где отношения воспитанников определяются содержанием их совместной деятельности, ее целями, задачами, ценностями. Организатор коллектива — педагог, от него исходят все требования. Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности и общей организации.
  2. На второй стадии усиливается влияние актива (воспитанники, хорошо относящиеся к учреждению и его задачам, принимающие участие в работе органов самоуправления, в работе управления производством, в клубной и культурной работе). Теперь уже актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их к членам коллектива, руководствуясь своими понятиями о том, что приносит пользу, а что — ущерб интересам коллектива. Если активисты правильно понимают потребности коллектива, то они становятся надежными помощниками педагога. Работа с активом на этом этапе требует пристального внимания педагога.

Для второй стадии характерна стабилизация структуры коллектива. Коллектив в это время выступает уже как
целостная система, в ней начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Он уже способен требовать от своих членов определенных норм поведения на любой стадии развития, даже на начальной. Близкой перспективой может быть, например, совместная воскресная прогулка, поход в цирк или театр, интересная игра- соревнование и т. д.

«Основное требование к близкой перспективе заключается в том, что она должна опираться на личную заинтересованность: каждый воспитанник воспринимает ее как собственную завтрашнюю радость, стремится к ее осуществлению, предвкушая ожидаемое удовольствие. Высший уровень близкой перспективы — это перспектива радости коллективного труда, когда уже один образ совместного дела захватывает ребят как приятная близкая перспектива».

На вопрос «Каким должен быть коллектив педагогов?», А. С. Макаренко дает такое объяснение: «Учитель должен быть скромным по отношению к себе, он рядовой работник. Ведущая же роль в коллективе должна принадлежать руководителю, опытному педагогу, которому весь коллектив должен быть предан. Единство педагогического коллектива — совершенно определяющая  ещь, и самый молодой, самый неопытный педагог в едином, спаянном коллективе больше сделает, чем какой угодно опытный и талантливый педагог, который идет вразрез с педагогическим коллективом. Нет ничего опаснее индивидуализма и склоки в педагогическом коллективе, нет ничего отвратительнее, нет ничего вреднее».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)