Общая характеристика воспитания в первобытном обществе

Зарождение воспитания как особого вида человеческой деятельности произошло приблизительно 35–40 тысяч лет назад, когда появился человек современного физического типа.

На ранней стадии развития первобытно-общинного строя воспитание:

  • осуществлялось в процессе жизнедеятельности;
  • было ориентировано на повседневную борьбу за выживание;
  • имело половозрастную дифференциацию;
  • предполагало групповое, коллективное начало.

В период родовой и соседской общины смысл и содержание воспитания качественно изменяются.

Для воспитания было характерно:

  • зарождение семейного воспитания;
  • сочетание половозрастной дифференциации с социальной (воспитание вождей, жрецов, воинов, рядовых
    общинников);
  • появление специальных людей, осуществлявших воспитательный процесс: старейшины, служители культа, опытные воины;
  • связь воспитания с религиозно-мифологическим мировоззрением;
  • наличие организованных форм воспитания: совместные и раздельные для мальчиков и девочек игры и занятия, создание «домов молодежи» — прообразов первых школ;
  • введение инициации — процедуры посвящения во взрослые, сопровождающейся традиционными песнопениями, ритуальными танцами, магическими заклинаниями.

Программа подготовки к инициации: для мальчиков была более длительной и сложной (проверялась трудовая, нравственная, физическая подготовка) и включала усвоение знаний и практических умений, необходимых охотнику, земледельцу, воину; для девочек — обучение ведению домашнего хозяйства.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)