Общая характеристика образовательной модели Дж. Локка

Джон Локк (1632–1704) — английский педагог и философ. Родился в маленьком городке Рингтон, в семье чиновника-юриста. Родители воспитывали сына в атмосфере строгого соблюдения религиозных правил. В 1652 г.

Дж. Локк поступает в Крайст-Черч-колледж Оксфордского университета, где получает в 1656 г. степень бакалавра, а спустя еще три года — магистерскую степень. Его талант и усердие были вознаграждены предложением остаться в учебном заведении и преподавать философию, древнегреческий язык.

В 1668 г. Дж. Локк становится членом Лондонского Королевского общества, в следующем году входит в его Совет. В 1671 г. у него возникает замысел работы, которой он посвятит 16 лет и которая станет главным в его философском наследии — «Опыт о человеческом разумении», посвященный изучению познавательного потенциала человека.

Среди других значимых работ Дж. Локка: «Опыт о человеческом разуме», «Два трактата о правлении», «Разумность христианства» и главный педагогический труд — «Мысли о воспитании».

Первостепенной педагогической задачей Дж. Локк считал формирование активной личности. Он создавал
образовательную среду для тех, кто желает играть какую-либо роль в мире, то есть для джентльменов — молодых людей из высшего света, призванных сделать карьеру и в зрелом возрасте управлять обществом.

Таким образом, социальный заказ требовал от педагогики Дж. Локка воспитания активной личности, стремящейся к успеху и признанию, готовой к упорной борьбе, способной принимать решения и брать на себя ответственность.

Следует отметить резкое неприятие Дж. Локком наказания как воспитательного метода:

«Обычный метод воздействия наказанием и розгой, который не требует ни усилий, ни много времени, этот единственный метод поддержания дисциплины, который широко признан и доступен пониманию воспитателей, является наименее пригодным из всех мыслимых приемов воспитания… Этот метод исправления, естественно, порождает в ребенке отвращение к тому, что воспитатель должен заставить его полюбить…».

Принципиальное значение придается в образовательной системе Дж. Локка развитию в юном джентльмене такого качества как инициативность:

«Всякий человек должен рано или поздно быть предоставлен самому себе, своему собственному руководству, и хороший, добродетельный и способный человек должен быть воспитан таковым внутренне».

Поэтому, «даже такие вещи, к которым вам удалось их приохотить, возможно реже заставляйте их делать в такое
время, когда у них нет охоты и расположения к этому. Человек может любить читать, писать, заниматься музыкой и т. п., однако бывают у него моменты, когда эти занятия не доставляют ему никакого удовольствия, и, если в такие моменты он заставит себя заниматься ими, он будет лишь суетиться без всякого толка. То же бывает и с детьми».

Не менее серьезно рассматривается Дж. Локком и проблема развития творческих способностей юного
джентльмена. В «Мыслях о воспитании» развитию творчества отводится особое место. Дж. Локк связывает возможности развития творческих способностей воспитанника, прежде всего, с освоением каких-либо ремесел и искусств:

«Я намерен остановиться еще на одном предмете, при первом упоминании которого я рискую навлечь на себя подозрение в том, что я забыл о своей теме, и о том, что я писал выше относительно воспитания, во всем приноровленного к призванию джентльмена, с которым как будто бы ремесло никак не совместимо. Тем не менее, я не могу не сказать, что я желал бы, чтобы он учился ремеслу, ручному труду; и даже более того — не одному, а двум или трем».

Дж. Локк подчеркивал, что в более раннем возрасте детское творчество проявляется в играх и проказах:

«… есть все-таки одна сфера, в которой детской выдумке надо предоставить слово и прислушиваться к нему. Развлечения так же необходимы, как труд и пища. Но развлечения невозможны без удовольствий, которые не всегда зависят от разума, а чаще от воображения; поэтому надо позволять детям не только развлекаться, но и делать это так, как им нравится, если только это развлечения невинные и не могущие причинить вреда их здоровью. В этой сфере, когда они придумывают какой-либо способ развлечения, не следует их связывать запретами… необходимо предоставлять им полную свободу в придумываемых ими детских играх».

Дж. Локк считал, что творческая деятельность — важнейший фактор, развивающий личность в целом. Такая деятельность приучает воспитанников «добиваться того, что им нужно, собственными силами и собственным трудом, а этим самым они будут приучаться скромности в желаниях, к трудолюбию, усердию, размышлению, сметливости и расчетливости; эти качества будут им полезны, когда они станут взрослыми».

Интересно
По мнению Дж. Локка, молодой человек должен быть воспитан так, чтобы сознавать свою гражданскую ответственность: «джентльмен… обязан проявлять интерес к изучению того, в чем он может быть полезен своей стране», быть приспособленным «к добродетельной жизни и практической деятельности» на благо общества.

Сконструированная Дж. Локком образовательная модель способствует развитию, прежде всего, гражданских, нравственных качеств личности, которым он придавал первостепенное значение.

Даже развитие в ребенке яркой индивидуальности рассматривалось Дж. Локком в социальном контексте — в
качестве реальной силы развития общества. Можно констатировать, что для Дж. Локка общественные ценности
стоят выше личностных.

Дж. Локк также был сторонником того, что дети с ранних лет должны учиться беспрекословно подчиняться своим воспитателям:

«Итак, кто ставит своей целью всегда управлять своими детьми, тот должен начинать
это, пока те еще очень малы, и следить за тем, чтобы они полностью подчинялись воле своих родителей. Вы хотите, чтобы ваш сын, выйдя из детских лет, вас слушался? В таком случае вы непременно должны установить свой отцовский авторитет возможно раньше, а именно, как только он стал способен подчиняться и понимать, в чьей власти он находится…».

Дж. Локк был категорическим сторонником индивидуального воспитания:

«…я не могу спокойно думать о том, что молодого джентльмена считают необходимым втолкнуть в общее стадо». Образованием джентльменов, конечно, должен заниматься специальный воспитатель, которому следует быть весьма внимательным к индивидуальности своего воспитанника. «Поэтому тот, кто имеет дело с детьми, должен основательно изучать их натуры и способности…».

Задаваясь вопросом, каким образом с ранних лет детей можно полностью подчинить воле родителей, как сделать
так, чтобы ребенок, выйдя из детских лет, был послушным, Дж. Локк писал:

«Вы непременно должны установить свой отцовский авторитет возможно раньше, а именно, как только он стал способным подчиняться и понимать, в чьей власти находится… Страх и почтительность должны дать вам первую власть над их душами, а любовь и дружба должны закрепить ее… По мере того как они будут подрастать и когда подрастут настолько, чтобы руководствоваться своим разумом, строгость управления будет мало-помалу (в той мере, в какой они будут заслужить) смягчаться…».

Перечисляя элементы «необходимой дисциплины», Дж. Локк писал:

«Строгость, поскольку она необходима, тем уместнее, чем дети моложе, и если она при правильном применении произвела свой эффект, ее следует ослабить и заменить более мягким способом обращения… Послушание и уступчивость, внушенные детям настойчивостью родителей в столь раннем возрасте, что дети не могут помнить, как эти качества у них появились, будут казаться детям естественными и в дальнейшем будут проявлять свое действие с силой природных качеств, предупреждая всякое сопротивление и недовольство».

Дж. Локк подчеркивал, что «свобода и потворство не приносят пользы детям, а недостаток рассудительности создает необходимость для них ограничений и дисциплины, и наоборот; властное и строгое отношение — плохой способ обращения с теми, кто уже обладает собственным разумом, чтобы им руководствоваться…».

Дж. Локк считал, что «обычный метод воздействия телесным наказанием и розгой, который не требует ни усилий, ни много времени, этот единственный метод поддержания дисциплины, который широко признан воспитателями и доступен их пониманию, является наименее пригодным из всех мыслимых приемов воспитания. Этот вид наказания совсем не способствует преодолению нашей естественной склонности предаваться физическим и мимолетным удовольствиям и всячески избегать страданий, а скорее поощряет эту склонность и тем самым укрепляет в нас то, что является корнем всех порочных поступков и отступлений от правильной жизни. В самом деле, какой другой мотив, кроме чувственного удовольствия или страдания, руководит ребенком, который только из страха быть высеченным, вопреки своему влечению корпит над книгой или воздерживается есть нездоровый плод, в котором находит удовольствие».

По мнению Дж. Локка, «такой род рабской дисциплины создает рабский характер. Ребенок подчиняется и притворяется послушным, пока над ним висит страх розги; но как только этот страх отпал и ребенок, в отсутствие наблюдающего глаза, может рассчитывать на безнаказанность, он дает еще больший простор своей естественной наклонности, которая, таким образом, нисколько не изменяется, а, напротив, лишь становится в нем значительно сильнее и обычно после такого насильственного сдерживания прорывается с еще большей силой.

Побои и все прочие виды унижающих телесных наказаний не являются подходящими дисциплинарными мерами при воспитании детей, которых мы хотим сделать разумными, добрыми и талантливыми людьми; эти
меры следует поэтому применять очень редко, и притом только по серьезным основаниям, и лишь в крайних случаях.

Размышляя о желательных методах дисциплинирования детей, Дж. Локк писал:

«Те награды и наказания, посредством которых мы должны держать детей в порядке, совсем другого рода, и они-то обладают такой силой, что раз нам удалось добиться эффекта от них — дело уже сделано и трудность преодолена. Честь и позор являются самыми могущественными силами души, когда она уже способна ценить их. Если вам удалось научить детей дорожить доброй репутацией и страшиться стыда и позора, вы вложили в них правильное начало, которое будет всегда проявлять свое действие и склонность к добру».

С другой стороны, нужно тщательно избегать поощрения детей путем награждения их вещами, которые им нравятся. Кто дает своему сыну яблоко, или пряник, или какой-либо другой из наиболее любимых им предметов этого рода с целью заставить его сидеть за книгой, тот только поощряет его любовь к удовольствиям и потворствует этой опасной склонности, которую надлежало бы всеми средствами обуздывать и подавлять в нем».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)