Общая характеристика образовательной модели Ж.-Ж. Руссо

Жан-Жак Руссо (1712–1778) — французский философ, писатель, педагог, мыслитель эпохи Просвещения. Родился
в швейцарской Женеве. Мать Жан-Жака скончалась после родов. В 1723–1724 гг. мальчик был воспитанником протестантского пансиона. Какое-то время обучался у нотариуса, чуть позднее — у гравера. Не приемля манеры обращения с собой, в 16-летнем возрасте, уехал из родного города.

В 1740 г. Ж.-Ж. Руссо стал гувернером известного судьи из Лиона. В 1743–1744 гг. работал секретарем при французском посольстве в Венеции, но возвратился в Париж, где в 1745 г. состоялось его знакомство с Терезой Левассер, которая стала его спутницей жизни, матерью их пятерых детей. Все они росли в воспитательном доме, т. к. Ж.-Ж. Руссо считал, что не может сам их воспитывать.

Написанный в 1762 г. роман «Эмиль, или О воспитании» и политический трактат «Об общественном договоре» вынудили их автора покинуть Францию во избежание ареста. Его произведения были сожжены не только в Париже, но и в Женеве.

Общая характеристика образовательной модели Ж.-Ж. Руссо

Система взглядов Ж.-Ж. Руссо, его критическое отношение к цивилизации, городской культуре, возвеличивание естественности и природы, приоритет сердце над разумом во многом повлияли на литературу и философскую мысль разных стран. Он был одним из первых, кто указал на обратную сторону цивилизации. Его радикальные взгляды по отношению к социальному развитию стали питательной средой для Великой Французской революции, послужили ее идеологической основой. Творческое наследие Ж.-Ж. Руссо представлено большим количеством прозаических сочинений, поэм, комедий, стихов.

Ж.-Ж. Руссо утверждал, что «существуют два вида зависимости человека. Это, во-первых, заключающаяся в самой природе зависимость от вещей, которая не порождает никаких пороков и не вредит, и, во-вторых, это зависимость от людей, которая, не будучи упорядочена, развращает человека, порождает пороки, превращает его и в господина, и в раба, что одинаково безнравственно».

Ж.-Ж. Руссо призывал наставника стремиться следовать в постепенном ходе воспитания порядку природы, держать ребенка только и исключительно в зависимости от вещей.

«Ничего не приказывайте ему — ничего на свете, решительно ничего! — восклицал он. — …Пусть с ранних пор чувствует над своей гордо поднятой головой жестокое иго, налагаемое на человека природой, тяжелое иго необходимости, под которым должно склоняться всякое ограниченное существо. Пусть он видит эту необходимость в вещах, а не в капризах людей; пусть уздою, его удерживающею, будет сила, а не власть…»

В воспитании, по убеждению Ж.-Ж. Руссо, испробованы все средства, кроме того единственного, которое только и может вести к успеху. Этим средством, по его мнению, является хорошо направленная свобода. Для Ж.-Ж. Руссо
осуществление этого требования связано с определяемой им педагогической целесообразностью. Оно опирается на законы возможного и невозможного, суживая или расширяя их сферы вокруг воспитанника. «Ограничить ребенка, двигать его вперед, задерживать можно, не возбуждая в нем противодействия с помощью необходимости, проистекающей из естественного порядка вещей».

Обращаясь к тем, кто только начинал свою педагогическую деятельность, Ж.-Ж. Руссо писал:

«Молодые наставники! Я вам проповедую трудное искусство — управлять без предписаний, делать все, ничего не делая… При самом тщательном воспитании учитель приказывает и воображает, что управляет; в действительности же управляет ребенок. С помощью того, что вы требуете от него, он добивается от вас того, что ему нравится, и всегда умеет заставить вас за час усердия заплатить ему неделей снисходительности. Каждую минуту приходится с ним договариваться…».

По мнению Ж.-Ж. Руссо, наставник должен всячески стремиться скрыть свою роль ведущего в образовательном процессе. Если ребенок будет считать себя господином, хотя управлять его поведением и развитием будет учитель, то тогда удастся сохранить видимость свободы, поработив при этом саму волю воспитанника. Сохраняя у него иллюзию собственной независимости, педагог может предотвратить детские капризы, избежать столкновения воль участников образовательного процесса.

Ж.-Ж. Руссо считал, что не словесные уроки, а лишь уроки, извлеченные из собственного опыта, будут значимы и полезны для обучающихся. Он предлагал организовывать воспитание таким образом, чтобы ребенок не догадывался, что им управляют.

Излагая свое понимание наиболее продуктивной модели образования, Ж.-Ж. Руссо пытался максимально учесть
особенности внутреннего мира ребенка, его природу.

Он призывал скрыто манипулировать ребенком, исходя из того, что воля взрослого, с которой он сталкивается в процессе воспитания, обычно вызывает у него резкое неприятие. И наоборот, дети, как правило, легко принимают необходимость, вытекающую из «естественного порядка вещей».

Ж.-Ж. Руссо настаивал на необходимости создавать у воспитанника иллюзию свободы, ощущение господина собственной воли. Это не только должно было, по его мнению, стать залогом успешного решения педагогических задач, но и освободить ребенка от чувства страха и, не обманывая наставника, быть таким, каков он есть на самом деле.

Реализацию своего, по сути манипулятивного, педагогического подхода Ж.-Ж. Руссо неразрывно связывал с
созданием особой образовательной, воспитывающей и обучающей среды развития ребенка.

Вместе с тем, Ж.-Ж. Руссо крайне отрицательно относился к роли авторитета в воспитании. Он писал:

«Снисходительностью можно сделать себя более сносным и сохранить внешний авторитет. Но я не вижу, к чему служит этот авторитет, сохраняемый не иначе, как путем потворства порокам, которые он должен был бы подавлять».

У Ж.-Ж. Руссо прослеживается стремление организовать приобретение воспитанником практического жизненного опыта, свести до минимума «вербальную педагогику».

По мнению Ж.-Ж. Руссо, «воспитание дается человеку природой (внутреннее развитие органов и способностей),
людьми (обучение тому, как пользоваться этим развитием) и вещами (приобретение собственного опыта относительно предметов, дающих человеку восприятие). Хорошо воспитан тот, кто получил не противоречащие друг другу уроки от природы, людей и вещей».

Ж.-Ж. Руссо подчеркивал, что «воспитание со стороны природы вовсе не зависит от нас, воспитание со стороны
вещей зависит лишь в некоторых отношениях, в наибольше же степени от нас зависит воспитание со стороны людей, но и здесь надеяться всецело управлять речами и действиями всех тех людей, которые окружают ребенка. Успешность воспитания определяется тем, насколько все его соответствует той цели, над которой мы не властны, которую дает природа».

Ж.-Ж. Руссо утверждал:

«человек естественный — весь для себя; он — численная единица, абсолютное целое, имеющее отношение лишь к самому себе или к себе подобному. Человек-гражданин — это лишь дробная единица, зависящая от знаменателя, значение которой заключается в ее отношении к целому — к общественному организму. Хорошие общественные учреждения — это те, которые лучше всего умеют изменить природу человека, отнять у него абсолютное существование, чтобы дать ему относительное, умеют перенести его в общую единицу, так как каждый частный человек считает себя уже не единым, частью единицы и чувствует только в своем целом… В естественном строе, так как люди все равны, то общее звание их — быть человеком; кто хорошо воспитан для своего звания, тот не может быть дурным исполнителем и в тех же званиях, которые связаны с этим. Пусть предназначают моего воспитанника к тому, чтобы носить саблю, служить церкви, быть адвокатом,– мне все равно. Прежде звания родителей природа зовет его к человеческой жизни. Жить — вот ремесло, которому я хочу учить его. Выходя из моих рук, он не будет — соглашаюсь в этом — ни судьей, ни солдатом, ни священником: он будет прежде всего человеком; всем, чем должен быть человек, он сумеет быть, в случае надобности, так же хорошо, как и всякий другой, и, как бы судьба ни перемещала его с места на место, он всегда будет на своем месте…».

Допустимость и исполнимость своего педагогического проекта Ж.-Ж. Руссо связывал с тем, что он соответствует природе рассматриваемого предмета, т. е. природе ребенка.

Ж.-Ж. Руссо доказывал, что воспитание должно быть сообразно природе ребенка, естественно следовать ей. Он требовал отказаться от трафаретов в воспитании. Педагогическая система Ж.-Ж. Руссо — это система естественного воспитания.

Интересно
Содержание того идеала природы, который Ж.-Ж. Руссо противопоставлял всей культуре вообще, и особенно
рассудочной культуре современного ему XVIII в., составляла свободная и цельная личность. Выступая против традиционного стремления воспитывать христианина или джентльмена, солдата или судью, Ж.-Ж. Руссо доказывал, что человек должен стать тем, кем ему предначертано стать судьбой. В концепции Ж.-Ж. Руссо содержалось требование отказа от попыток решить судьбу ребенка за него, тем самым лишая его выбора и мешая его естественному развитию.

Этот поворот был принципиально нов для мировой педагогики и с особой остротой ставил вопрос о личной ответственности человека за свои дела и поступки, о том абсолюте, в соответствии с которым он должен строить свое поведение таким образом, чтобы жить свободно и в то же время в согласии с другими людьми.

Ж.-Ж. Руссо связывал критику нравственного и гражданского состояния современного ему общества с критикой рассудочности и основывающегося на ней рационализма.

Доказывая невозможность получения знания только посредством рассудочного рассуждения, французский мыслитель связывал эту возможность с развитием нравственного начала в человеке, исходящего не из логических посылок, а идущего от чувств, из сердца. «Мало знать, что такое добро, надо еще его любить», — утверждал он. «Голосом совести говорит с людьми непосредственный и естественный язык самой человеческой природы».

Ж.-Ж. Руссо видел в чувстве «основу и первичную деятельность душевной жизни». Признавая целью образования общее для его эпохи стремление создать разумного человека, Ж.-Ж. Руссо рассматривал ее как конечный результат, к которому надо стремиться. Изначально, утверждал он, «человек разумом не обладает, и поэтому наставник, воспитывая ребенка, не должен делать основную ставку на его разум».

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)