Обучение как двусторонний процесс совместной деятельности учителя и учащихся

Обучение в дидактике трактуется как специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей (преподавание) и учеников (учение), направленный на достижение поставленных учебно-воспитательных задач.

Признаки процесса обучения:

  • двусторонний характер;
  • совместная деятельность учителя и учащихся;
  • руководство со стороны учителя;
  • специальная организация и управление;
  • целостность и единство;
  • соответствие закономерностям возрастного развития учащегося;
  • развитие учащихся.

Целостную структуру совместной деятельности учащихся и учителя образуют «субъект-объектные» и «субъект-субъектные» отношения. Отношение «субъект-объект» характеризует отношение ученика к изучаемому учебному предмету. Отношение «субъект-субъект» отражает отношение учащегося к учителю и другим ученикам.

Обучение как двусторонний процесс совместной деятельности учителя и учащихся

Система названных отношений может быть признана нормальной, когда взаимосвязаны между собой все ее компоненты: отношение учащихся к целям и содержанию обучения, отношения учащихся между собой и к учителю; условия, в которых протекает учебная деятельность.

Особая роль в обучении отводится деятельности учения

Учение — это активная, созидательная и творческая деятельность ученика, связанная с системой познавательных действий.

Учебная деятельность — это система познавательных действий учащихся, направленных на решение учебно-познавательных задач.

Определяющими условиями обучения как деятельности являются его цели и задачи (образовательные, воспитательные, развивающие), содержание учебного материала и мотивы учебной деятельности школьников.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)