Модели

Модель — это мысленный или реальный образ объекта, который отображает систему внутренних связей, определяющих режим функционирования этого объекта.

Модель дает сущностную информацию и новые знания. В модели объект упрощается. Абстрагируясь от второстепенного, в ней можно выделить существенные связи и отношения. В процессе исследования в модели раскрываются новые связи, которые затем переносятся на реальный объект. В этом и заключается эвристическая функция модели.

Модели делятся на физические, или предметные (например, макеты), графические (схемы, графики, чертежи), знаковые и логико-математические (формулы, уравнения). Иногда модели делят на две группы: наглядные (физические или предметные) и графические (формулы, уравнения).

Моделирование — это познавательная деятельность, направленная на выявление структуры, системности режима функционирования объекта познания.

Моделирование играет роль дидактического приема, входящего в структуру различных методов обучения, в соответствии с целями урока.

Моделирование способствует раскрытию внутренних связей и отношений в объектах изучения и выявлению на этой основе законов и закономерностей развития природы и общества

Являясь опорой для выполнения умственных операций и познавательных заданий, моделирование способствует формированию у учащихся абстрактного мышления и повышению теоретического уровня в обучении.

Особенно важное значение имеет моделирование при системном подходе к изучению сложного теоретического материала.

Уже в 1-2 классах целесообразно объяснить учащимся в доступной форме понятие «модель», сначала на примере предметных моделей (глобус, модель, цветка), а затем постепенно перейти к более сложным графическим, знаковым, логико-математическим. При этом учащихся следует подвести к пониманию, что модель является заместителем объекта (реального предмета или явления).

Интересно
Ряд признаков и особенностей предмета в ней выпал, остались наиболее существенные признаки, по которым устанавливают объективные связи и отношения между элементами структуры модели, переносимые затем на реальные объекты, и между моделями и соответствующими предметами. В средних и старших классах, кроме предметных моделей, используют графические и знаковые.

Применение моделей различных видов и уровней способствует органическому переходу учащихся от наглядно-чувственного к абстрактному познанию, от эмпирического к теоретическому, позволяет усилить научно-теоретический уровень знаний.

Обычно придерживаются классификации наглядных пособий по признаку внешней и внутренней структуры:

  1. Натуральные предметы и явления (объект природного и социального окружения). Натуральный предмет становится наглядным пособием, если: а) изолируется (мысленно или предметно) от реальных условий своего бытия и б) используется в учебном процессе.
  2. Препарированные и консервированные предметы (чучела птиц, зверей. Гербарии растений, заспиртованные существа и их отдельные органы, препараты для микроскопов и др.)
  3. Плоскостная наглядность с реальными изображениями природы и общественных процессов (иллюстрации, фотографии, рисунки, картины).
  4. Объемная наглядность с реальными изображениями (муляжи, макеты, модели, панорамы, геометрические фигуры).
  5. Схематическая и символическая наглядность (карты, чертежи, схемы, опорные сигналы, диаграммы). Она используется для лучшего понимания и усвоения математических, грамматических, исторических и других закономерностей, теорий.

Наглядные пособия являются средством для создания новых и воспроизведения имеющихся чувственных образов в сознании ученика.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)