Мотивация учения младшего школьника

С первых дней пребывания детей в школе у первоклассников необходимо развивать любознательность и наблюдательность, которые становятся основой будущих познавательных интересов.

Для детей интересно прежде всего то, что составляет предмет их основного дела — учение. Учение постепенно становится смыслом их жизни и не только с внешней стороны (тетради, портфель), но и со стороны содержания школьных предметов.

Развитие интереса к учебной деятельности возникает сначала к отдельному предмету, к его содержательной стороне. Потом становится все более широким и устойчивым, приобретает силу. Здесь желательно углубить этот интерес к выбранному предмету, формируя на этой основе умения учиться (учебная деятельность). Приобретая навыки учебного труда, ученик постепенно переводит их и на другие дисциплины, применяет в них освоенные приемы учебной деятельности.

Мотивация учения в младшем школьном возрасте развивается в нескольких направлениях:

  • широкие познавательные мотивы (интерес к знаниям) могут преобразовываться в учебно-познавательные мотивы (интерес к способам приобретения знаний);
  • мотивы самообразования представлены интересом к чтению дополнительных книг;
  • широкие социальные мотивы развиваются к более глубокому осознанию причин необходимости учиться, получить одобрение со стороны учителя (прежде всего) и родных;
  • развивается целеполагание в учении через понимание и принятие цели учителя, выполнение действий по инструкции, т. е. формируются основы учебной деятельности.

Известно, что успех обучения во многом зависит от эмоционального состояния ребенка. Для того, чтобы ребенок захотел учиться, он должен быть уверен, что сможет хорошо учиться. Как писал В.А. Сухомлинский, душа ребенка может давать ростки любви к знанию лишь в атмосфере радости и успеха.

Недаром старинная мудрость гласит: «В радости человек становится совершенней»

Результатом обучения в начальной школе является появление такого психического новообразования, как увлеченность.

Увлеченность — качество личности, проявляется в следующих признаках:

  • добровольность занятий любимым делом (учение);
  • восхищение процессом труда и его результатами;
  • устойчивый интерес к делу, несмотря на неудачи, трудности;
  • оптимальное использование в деятельности своих возможностей и способностей;
  • проявление трудолюбия и терпения в качественном выполнении задуманного дела.

Основная задача учителя состоит в том, чтобы постоянно поддерживать и развивать желание детей учиться, активизировать познавательную деятельность, используя в этих целях и возрастные особенности детей, и вид ведущей деятельности, и специфику предмета.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)