Личность в науках о воспитании. Социологические теории личности

Понятие “личность” широко используется в науках, связанных с воспитанием: философии, педагогике, психологии и социологии. В философии личность понимают как устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

Другими словами, личность представляет собой социальный и психологический облик человека. Подобное определение соответствует масштабам и направленности проблем философского исследования личности, среди которых важнейшими являются ее биологические и социальные детерминанты, степени свободы по отношению к природе, обществу и самой себе.

Философское определение личности содержит как социологическое (социальный облик человека), так и психологическое (психологический облик) понимание личности. Тем самым предполагается необходимость ее изучения для понимания механизмов поведения в единстве социолого-психологических подходов.

В психологии наиболее устоявшимся является определение личности как некоторого неповторимого единства целостности, высшей интегрирующей инстанции, управляющей психическими процессами индивида и придающей его поведению последовательность и устойчивость.

Главной среди психологических проблем исследования личности академик А.Н.Леонтьев выделяет проблему внутренней структуры личности, образующие ее уровни, их соотношение. С этой проблемой связывается новое видение соотношений биологического и социального в человеке.

Педагогика, для которой воспитание личности составляет предмет исследования, ограничивается, как правило, психологическим определением личности, нередко не включая понятие “личность” в число основных категорий. Подобный подход вряд ли можно признать оправданным, поскольку тем самым создаются предпосылки для возникновения “разрыва” между педагогической системой воспитания и ее центральным звеном – личностью.

Социологический подход к исследованию личности опирается в качестве отправной точки не на индивидуальные особенности человека, а на его социальное окружение – социальную систему, в которую он включен, и социальные роли, которые он в ней выполняет. В рамках общего социологического подхода объединен ряд концептуальных подходов к пониманию личности как специфического образования, выводимого из тех или иных социальных факторов, выделяемых в качестве главных.

Основными социологическими концепциями личности, согласно классификации Д. В. Ольшанского, являются:

  1. Теория “зеркального “Я” (Ч.Кули, Дж. Мид). В ней личность рассматривается как функция, производное от полностью социально обусловленного “Я” человека. Ее самосознание формируется в результате социального взаимодействия с другими людьми и обучения в ходе такого взаимодействия смотреть на себя глазами других. Из приобретаемых человеком в процессе социальной позиции “зеркальных” отображений устойчивых представлений о нем других людей формируется то объективное качество, которое и является личностью.
  2. Ролевая теория (Р. Линтон, Я.Морено, Т. Парсонс). Ее сторонники также рассматривают личность как функцию, но уже тех социальных ролей, совокупность которых индивид выполняет в обществе. Включаясь в ходе социализации в те или иные социальные группы, он усваивает ожидания ролевого поведения, выучивает способы их выполнения и тем самым становится личностью. Разносторонность личности определяется богатством “социального репертуара” – многообразием социальных групп, в которых протекала социальная жизнь индивида в ходе социализации.
  3. Теория личности необихевиоризма (от английского behavior – поведение) (Э. Торндайк, Дж. Б.Уотсон, Б.Скиннер). Поддерживая идею предыдущих концепций о том, что личность есть результат научения человека правилам жизни и поведения, сторонники данной концепции наиболее последовательно придерживаются ее в своих взглядах. Личность рассматривается ими как простая совокупность социально приемлемых ответов на совокупность стимулов.
  4. Теория социальной установки (У. Томас, Ф. Знанецкий, Р. Олпорт, М. Смит, К. Ховланд, Н. Рокич, Р. Мертон). Согласно этой теории, личность представляет собой результат тех неосознанных установок, которые общество формирует самим фактом повседневного, постоянного воздействия на индивида. В процессе их накопления у человека складывается привычка к ним. Другими словами, у него складывается установка быть личностью.
  5. Концепция совокупности социогенных потребностей и ориентации, формируемых обществом. Личность, в соответствии с этой концепцией, представляет собой изменяющиеся с развитием общества уровни совокупностей социальных потребностей и ориентации.

В этих уровнях могут отражаться как общественные (в целом), так и групповые потребности и ориентации, которые обеспечивают вариабельность личности.
К указанной классификации теорий личности следует добавить и теорию референтной группы. Под содержанием термина “референтная группа” его автор – американский социолог Г. Хаймен понимал социальную группу, на которую индивид ориентирует свое поведение (от семьи до класса, нации).

В зависимости от роли в формировании характеристик личности и ее социального поведения, выделяют два типа референтных групп: “компаративную”, представляющую собой стандарт, с помощью которого индивид оценивает себя и других, и “нормативную”, представляющую собой реальный или воображаемый коллектив (группу), с которым индивид соотносит свое поведение и будущее.

Существует также и марксистская теория личности. Ее основными принципами являются:

  1. Признание зависимости личности от объективных общественно- экономических, социально-культурных и предметно-деятельностных особенностей ее социализации.
  2. Выделение в качестве главной характеристики личности ее места в социальной типологии, обусловленного образом жизни.
  3. Представление о личности как о носителе социальных качеств. Сущность личности составляет совокупность всех общественных отношений.

Эта теория не отрицает, что в формировании личности имеют место биологические и психические факторы. Однако, согласно ей, индивид является продуктом общества, совместной деятельности людей. При появлении на свет человек не имеет сознания, врожденных черт, они возникают как отражение человеком исторически сложившихся общественных отношений, состояния материальной и духовной культуры, определенного типа общественных отношений.

Отсюда, черты личности обусловливаются историческим типом общества (феодальное, капиталистическое, социалистическое), ее принадлежностью к определенному общественному классу (рабочие, крестьяне, интеллигенция), спецификой условий и содержания труда.

Социальная структура общества отражается в соответствующей типологии личности. Ведущими признаками типологии являются природа общественно-экономической формации и особенности культуры общества.

Обзор социологических теорий личности завершим рассмотрением диспозиционной теории личности, разработанной Б. А. Ядовым. Ведущей характеристикой личности здесь признается ее диспозиция, т.е. предрасположенность к определенному восприятию условий деятельности и определенному поведению в данных условиях.

Диспозиции личности образуют своеобразную иерархически организованную систему. Вершину иерархии (высшие диспозиции) образуют общая направленность интересов и система ценностных ориентации как продукт воздействия общих социальных условий.

Средний уровень (средние диспозиции) составляет система обобщенных социальных установок на многообразные социальные объекты и ситуации. Низший уровень (низшие диспозиции) образуют ситуативные социальные установки как готовность к оценке и действию в конкретных условиях деятельности на микросоциальном уровне.

Взаимодействуя между собой, уровни диспозиции характеризуют социальное поведение личности в зависимости от итогового состояния ее готовности к определенному способу действий.

При этом высшие диспозиции как наиболее устойчивые и соответствующие более высокой стабильности общих социальных условий деятельности личности (они отражают устойчивые признаки образа жизни больших социальных общностей) активно воздействуют на диспозиции нижележащих уровней.

Вместе с тем, низшие диспозиции (ситуативные социальные установки) в отличие от высших, и средних (обобщенных социальных установок) обладают относительной самостоятельностью. Это обеспечивает гибкость адаптации личности к меняющимся условиям деятельности при сохранении устойчивой целостности ее высших генеральных диспозиций.

Таким образом, последние регулируют общую направленность социального поведения личности, а диспозиции других уровней – поведение в той или иной более конкретной сфере деятельности, направленность поступков в отношении определенных социальных объектов и ситуаций. Отметим, что роль ведущей диспозиции принимает на себя та (или те) из них, которая наиболее соответствует данным условиям, целям деятельности и актуализирующейся потребности.

Нe раскрывая далее содержание отечественных концепций личности (поскольку они в той или иной степени отражают сочетание уже рассмотренных выше концепций), отметим их группировки по двум основным направлениям:

  • интраиндивидуальный подход, сосредоточивающий свое внимание на изучении типических черт, установок и свойств личности;
  • интериндивидуальный (межличностный) подход, в котором главный акцент делается на исследовании закономерностей межличностных отношений людей при выполнении ими различных социальных ролей.

Следует подчеркнуть, что в современной отечественной социологии наблюдается тенденция к объединению обоих подходов. Это создает благоприятные предпосылки для социального моделирования личности, прогнозирования тенденций развития взаимодействия личности и общества.

Сравнительный анализ основных социологических теорий и концепций личности позволяет выделить круг ведущих проблем этого направления социологической науки. К ним относят: формирование личности и развитие ее потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием общностей; изучение закономерностей ее взаимосвязей и взаимодействия с обществом, с группой; проблемы регуляции и саморегуляции социального поведения личности и др.

Обратим внимание, что для исследования проблем личности социология использует ряд социологических категорий: структура личности, социальная активность, адаптация, социализация, нормы, интересы, мотивы, потребности, ценностные ориентации, установки, поведение, деятельность, типы личности и др.

Одной из важнейших среди них является структура личности, то есть совокупность важнейших элементов личности, взаимодействие между которыми реализуют ее сущность. В современной социологии наметилось несколько подходов к исследованию структуры личности.

Один из них можно определить как “культурологический (или культурно- деятельностный). Важнейшими компонентами структуры личности, согласно последнему, являются память, культура и деятельность. Память понимается как система знаний, которые личность усвоила, интегрировала в процессе жизненного пути.

Прожитая реальная действительность отражена в памяти как в виде научных, так и обыденных знаний. Те и другие оформлены в зависимости от характера целей, которых добивается личность. Культура личности рассматривается как совокупность социальных норм и ценностей, которыми руководствуется индивид в процессе практической деятельности. Последняя понимается как взаимодействие человека с окружающей природой и социальной средой по реализации своих потребностей и интересов.

Следующий подход обозначается как нормативный. Его сущность состоит в выделении совокупности важнейших черт идеальной личности, к достижению которых следует стремиться. Такими нормативными элементами структуры личности выступают мировоззрение, духовное богатство, моральность. Ими обладали, например, так называемые “личности коммунистического типа”, “всесторонне развитые личности” и т. н. Однако такие подходы мало пригодны для реальной воспитательной работы.

И, наконец, функциональный подход, сущность которого в выделении как качеств структурных элементов тех качеств личности, которыми она наделена как реальный субъект жизнедеятельности. Такими элементами, благодаря которым личность функционирует в окружающем мире, являются: социальный статус, социальная роль и направленность.

Под социальным статусом личности в социологии понимают ее соотносительное положение в общественной структуре. Употребление понятия “социальный статус” в социологическом смысле связывают с английским историком Г. Д. С. Мейном, а развитие социологических теорий социального статуса – с именами Р. Лннтона, Ф. Мерилла, Т. Шибутани, Р. Г. Тернера.

В западной социологии социальный статус определяет положение личности в обществе в соответствии с возрастом, полом, происхождением, благосостоянием, профессией, квалификацией, образованием, семейным положением.

В марксистской литературе, наряду с социальными статусами, соответствующими классовой структуре общества (рабочий класс, крестьянство и интеллигенция) выделяются профессионально-квалификационная, социально- территориальная (поселенческая) и социально-демографическая структуры и соответствующие социальные статусы. Все социологические теории социального статуса признают выполнение занимающим статус индивидом определенной социальной роли.

Под социальной ролью в социологии, как правило, понимают нормативный образец поведения индивида в соответствии с занимаемой им социальной позицией (социальным статусом) и выполнение им соответствующих функций. С социальной ролью обычно связывают определенные права и обязанности индивида. Степень реализации ролей зависит не только от их содержания, но и от возможностей и качеств самого индивида.

В случае несоответствия между ролью и набором качеств личности возможно возникновение социального конфликта. Причиной его возникновения может быть также несоответствие (противоположность) ролевых требований одновременно выполняемых индивидом ролей.

Направленность личности, в отличие от двух предыдущих структурных элементов, представляет собой субъективную характеристику личности, которая раскрывает ее отношение как к окружающей действительности, так и к самой личности.

Можно говорить о трех аспектах социальной направленности:

  1.  Идейно-политическая (идеологическая), проявляющаяся в отношении к идеологиям, классам, наукам, государствам, общностям и политическим организациям.
  2.  Социально-культурная, выражающаяся в отношении к различной социальной деятельности, условиям жизни, разным сторонам культуры, а также к семье и другим малым социальным группам.
  3. Моральная, выявляющаяся в моральных ориентациях и отношениях к системе морально-этических норм и ценностей.

Следует отметить, что направленность личности проявляется по отношению к другим людям как совокупность личностных качеств индивида, которые характеризуют его потребности, интересы, идеалы, стремления, ценности, убеждения и проч.

В завершение ознакомления с социальной структурой личности подчеркнем, что она представляет собой совокупность устойчивых связей между элементами, реализующихся в процессе ее формирования, деятельности и общения. Поэтому исследование социальной структуры личности является первоосновой всякого ее социологического изучения, в том числе и исследования социальной типологии.

Социальная типология личности – это совокупность наборов и сущностных черт личности, сгруппированных по признакам их обусловленности или соотнесенности.

Среди социальных типов личности выделяют:

  • исторический, соответствующий конкретно-историческим типам общества;
  • классовый, отражающий классовую принадлежность;
  • национальный, обусловленный историческими условиями жизни и развития нации, народа;
  • профессиональный, включающий тс или иные черты личности, сформированные под влиянием специфики условий и содержания труда различных профессий.

Различают также типы личности:

  • базисный, обладающий наиболее распространенными в данном обществе чертами;
  • нормативный, объединяющий те необходимые для жизнедеятельности общества качества, для формирования которых сложились реальные условия;
  • идеальный, совокупность черт которого общество провозгласило своеобразным эталоном.

Следует признать, что увлечение типологизацией личности, ориентация в воспитании на столь далекий и недосягаемый идеал как “личность коммунистического типа” не соответствовало решению воспитательных задач в нашем обществе. Отрыв от реальной действительности, схематизм и нежизненность ряда форм воспитания, формирование двойной морали – только некоторые из последствии подобного подхода.

В этой связи трудно не согласиться с социологами, относящими личность к специфическому объекту социологии, в котором социальное часто переплетается с психологическим. Поэтому, изучая личность, социолог вынужден дополнять традиционные социологические методы психологическими и другими, расширяющими возможности познания.

Приходится обращаться и к другим отраслям гуманитарного знания. Не следует забывать, утверждает Я. Щепаньский, что “с точки зрения общей теории поведения индивида и поведения общности биологические, а особенно биопсихические, движущие элементы личности и их психологические механизмы важны, и социолог не может пренебрегать знанием их”.

Действительно, человек обладает свойственными всем живым организмам биологическими, или жизненными, потребностями, полученными вместе с организмом, наследственными, не зависящими от сознания и личного опыта.

Эти потребности и составляют, по определению П. Сорокина, “биологические факторы поведения и общественной жизни людей”. Каждая неудовлетворенная биологическая потребность “повелительно требует удовлетворения, подобно пару толкает человека к ряду действий и поступков, направленных на ее удовлетворение”.

Не вызывает сомнений, что “биологические основы и факторы личности” следует учитывать и при социологическом исследовании проблем воспитания, напрямую связанных с управлением и самоуправлением, поведением личности. По-видимому, субъект-объект воспитания следует рассматривать в сочетании всей совокупности его характеристик – биологических, психологических и социологических. Очевидно, что речь должна идти об исследовании человека как биопсихосоциального существа.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)