Плюралистическая теория человеческого поведения П.Сорокина

Плюралистические теории в отличие от рассмотренных выше монистических исходят из того, что объяснить поведение человека можно только с помощью многих условий и факторов. Действительно, человек представляет собой материальную массу и в силу этого подчинен законам неорганического мира — физики, химии.

Далее, будучи организмом, он и его поведение подчинены биологическим силам, от которых зависят жизнь и поведение всякого организма. Наконец, человек живет в обществе других людей, он одарен психикой и сознанием, что обусловливает зависимость поведения от психических и социальных законов. Совокупность этих сил, факторов или “раздражителен”, по терминологии П.Сорокина, следует рассматривать как определяющие деятельность людей.

Понимая выяснение причин, детерминирующих характер поведения отдельных лиц и социальных групп как одну из важных задач социологии, П.Сорокин применительно к отдельным людям определяет ее следующим образом: сформулировать ряд теорем, указывающих на причинную связь между поступками человека как следствиями, и условиями или причинами этих поступ- ков.

Другими словами, задача социологии состоит в выяснении условий, от которых зависит поведение человека, сил (условий), влияющих на это поведение, вызываемых ими эффектов. Таким образом, социология призвана исследовать зависимость поведения человека от совокупности влияющих на него условий, что дает возможность использовать эти зависимости, влиять на них в процессе воспитания.

Вся совокупность определяющих поведение человека условий может быть сведена к небольшому числу определенных групп, или “основных разрядов”:

  • космических (физико-химических) сил, или “факторов”;
  • сил биологических;
  • сил социально-психических.

Под факторами космического порядка разумеют все силы и явления мертвой природы, изучаемые физико-химическими науками. Они могут быть простыми и сложными. К простым космическим силам — раздражителям — относятся свет, звук, теплота, цвет, влажность, электричество и т.п.

Они входят в состав сложных космических сил в виде различных соединений. Климат места обитания, его гористость или равнинность, распределение воды и суши, изрезанность данного места реками, состав и характер почвы, смена времен года, чередование дня и ночи и др. являются сложными космическими силами.

Совокупность простых и сложных космических условий образует космическую среду, которая окружает как отдельного человека, так и любое население, постоянно оказывая воздействие. Из нее непрерывно исходят “толчки”, которые раздражают и заставляют непрерывно реагировать на эти раздражения, то есть действовать, вести себя определенным образом. “Какова будет эта среда, таковым будет наше поведение и весь уклад жизни общества”.

Эта общая зависимость раскрывается в нескольких теоремах:

  1. Космическая среда как совокупность природных условий является фактором, определяющим поведение человека, ук лад и ход общественной жизни. Другими словами, и пове дение отдельных людей, и жизнь, занятия, судьбы общностей, организаций или групп людей зависят от природных условий. Природные условия каждого общества накладывают могучий отпечаток на всю его жизнь.
  2. Влияние космической среды не абсолютно, поскольку есть и другие силы и условия, которые позволяют человеку уменьшать свою зависимость от природы, освобождаться от деспотизма космических раздражителей. Такими освобождающими силами являются силы биологические и социально-психические. Степень зависимости поведения людей и общественной жизни группы от космической среды обратно пропорционально количеству и качеству социально-психических сил, имеющихся в распоряжении данной группы.
  3. Если в какой-либо группе ее зависимость от одних и тех же космических условий растет, — это верный признак объе динения этой группы социально-психическими силами, зависящими прежде всего от степени развитости людей и групп в обществе, от уровня его образованности и духовности .

Обращает на себя внимание предостережение П.Сорокина современникам и потомкам: революции, войны, социальные конфликты ведут к растрате социально-психических сил, представляющих величайшее сокровище из всех богатств мира. Растрачивая силы во взаимной борьбе, люди попадают в рабство перед природой. “Если и впредь ход событий пойдет так же, если мир не воцарится, от этого рабства… нас не спасут никакие декреты и конституции”.

К биологическим относят все условия, сохраняющие жизнь организмов (а человек является одним из них) и данные вместе с ними. Это, прежде всего, биологические, или жизненные, потребности:

  • получаемые вместе с организмом;
  • наследственные;
  • не зависящие от сознания и личного опыта;
  • свойственные всем живым организмам.

Биологические потребности в силу указанных характеристик являются весьма сильными факторами поведения людей. Неудовлетворение этих потребностей связано с угрозой жизни организма. Поэтому организм повелительно требует их удовлетворения, гарантируя этот процесс инстинктивным механизмом осуществления.

Такие потребности в самом прямом смысле представляют “двигатель”, или “мотор”, заставляющий человека действовать в определенном направлении. Главнейшими из них являются: потребность удовлетворения голода и жажды; половая (размножения); самозащиты от сил и влияний, угрожающих жизни; групповой самозащиты (защита и покровительство “своих”, “близких”); бессознательного подражания; другие физиологические потребности: сна и покоя, бесцельного расходования излишней энергии (игры), удаления из организма мочи, кала и т.п.

Не останавливаясь подробно на рассмотрении роли каждой биологической потребности в поведении человека, отметим общие закономерности, проявляющиеся в их влиянии. Эти потребности действительно являются факторами человеческого поведения и явлений общественной жизни. Они толкают людей на одни поступки, удерживают от других, нередко вызывают к жизни ряд социальных институтов, явлений и общественных движений.

Сила их влияния зависит от их интенсивности, а также от интенсивности сил влияния других факторов, которые действуют в данной ситуации. Рост культуры, знаний, социально-психических сил в целом ведет к ослаблению или разрушению инстинктивного механизма действия потребностей, что требует компенсации в виде знаний и средств осознанного их удовлетворения.

Наряду с потребностями к биологическим факторам относят раздражители, исходящие от растительных и животных организмов. Фауна (мир животных) влияет на поведение человека.

Речь идет, например, о поведении человека в местах, богатых хищными зверями и дичью, или о влиянии мелких организмов — инфекционных микробов, бацилл, вызывающих эпидемии, повышенную смертность среди людей и т.п. Флора (растительный мир) также влияет на поведение человека, обусловливая различные действия, поступки, например, в лесу. Жизнь в районах с изобилием пригодных для пищи растений отличаются от жизни в местах, где таких условий нет.

Известны факты и методики применения данной зависимости в воспитательных целях. Например, использование домашних животных для воспитания у детей доброты, чуткости, понимания близости к природе. Или воспитание путем постижения богатства растительного мира, его красоты, гармоничности. Вспомним о школе радости известного педагога В.А.Сухомлинского, основанной на введении детей в окружающий мир через ощущение, восприятие, понимание красоты природы.

Следующим важным биологическим условием, весьма сильно влияющим на поведение людей, является биологическая наследственность. Под наследственностью понимают передачу ряда свойств родителей потомству чисто биологически — посредством половой или зародышевой клетки.

Наследственностью объясняется тот факт, что потомство любого организма по своим основным свойствам представляет собою повторение родительских организмов. Строение организма, его основные свойства, процессы, поведение оказываются заранее предопределенными наследственностью. По отношению к человеку речь идет о передаче так называемых родовых свойств, присущих всякому человеку как представителю человеческого рода.

Однако индивидуально приобретенные свойства — те, которые под влиянием среды человек приобрел в течение своей личной жизни, могут теоретически передаваться при определенных условиях: устойчивости, постоянстве среды. Учитывая текучесть, изменчивость, динамичность современной среды, это маловероятно. В этих условиях закрепление таких свойств не только не полезно для выживания в динамичном мире, но может оказывать и тормозящее воздействие на адаптивные механизмы человека.

Влияние наследственности на поведение человека описывается следующими закономерностями:

  1. По наследству передаются анатомо-физиологические родо вые свойства и инстинкты людей. Индивидуально приобретенные признаки у людей, как правило, по наследству не передаются.
  2. Социальная среда влияет на многие инстинкты человека, уменьшает силу их действия и даже постепенно разрушает их механизмы. Тем самым у человека исчезают многие ро- довые, наследственно передаваемые свойства.
  3. Относительная степень влияния наследственности и среды в человеческом мире не постоянна, а исторически изменчива С ростом культуры, усложнением и ускорением темпа общественной жизни влияние и роль наследственности снижается, а влияние среды, в частности, социальной, приобретает все большее значение в определении поведения человека.

Этот вывод имеет самое непосредственное отношение к воспитанию человека, характеристике возможностей влиять на его поведение и, главное, он свидетельствует о необходимости учета влияния среды в процессе воспитания.

Наконец, еще один биологический раздражитель — биологический механизм образования условных рефлексов в связи с явлением повторения и образования привычных актов, или привычек. Условные рефлексы объединяют все действия человека, представляющие не наследственную, а индивидуально приобретенную реакцию (ответный акт) на то или иное раздражение среды.

Механизм выработки условных рефлексов основан на введении условных раздражителей одновременно с безусловными Правда, стойкость условных рефлексов невелика Их так же легко закрепить в реакциях, как и разрушить. Для последнего достаточно нескольких повторений условного (индифферентного) раздражителя без сопровождения безусловным

В поведении человека условные рефлексы играют огромную роль Большинство наших актов представляют собой условные рефлексы Все наши индивидуально приобретенные “привычки”, манеры представляют в конце концов условные рефлексы и образуются согласно описанному выше механизму Все акты вежливости, религиозного обряда, “приличий”, “хороших манер”, “дисциплины” не являются актами наследственности, а представляют собою условные рефлексы Они были “привиты” воздействием социальной среды Причем некоторые их них “воспитаны” сознательно (учителями, родителями, друзьями, властью, окру- жающими людьми вообще), а некоторые — бессознательно.

Обратим внимание на интересное обобщение П.Сорокина относительно содержания и целей воспитания “Задача воспитания и педагогики, собственно говоря, и заключается в том, чтобы “привить”, “воспитать” у ученика желательные условные рефлексы, “научить” его на определенные условные раздражители отвечать определенными ответными актами (условными рефлексами).

Действительно, усвоение новых манер, обычаев, нового образа жизни, которое в жизни происходит постоянно, и есть одной из задач воспитания. В то же время, сложная и изменчивая общестценная жизнь требует, с одной стороны, большей готовности организма человека к подобной выработке и разрушению условных рефлексов, а с другой, — большей гибкости, эластичности форм и методов воспитательной работы, ориентации их на динамизм социальной жизни.

Завершая рассмотрение основных биологических факторов человеческого поведения, следует подчеркнуть их огромное влияние. Они лежат в основе всех социальных событий, как незначительных, так и мирового значения. Однако эта сила не абсолютна. На поведение людей влияют и другие силы, в частности, социально-психологические.

Если они, как правило, не могут уничтожить силу первых, то от них во многом зависит направление действия биологических сил. Из-за испорченности биологического механизма инстинктов человека эти направления все больше зависят от факторов социально-психологического порядка.

Социально-психологические силы, выросшие на почве биологических, выступают как исправляющие, регулирующие и концентрирующие работу биологических “моторов” поведения. Их роль с ростом культуры увеличивается.

Социально-психические факторы поведения человека объединяют, во-первых, психические, обусловленные высокоразвитой нервной системой человека с присущими ему психикой и сознанием и, во-вторых, социальные, обусловленные зависимостью нашей жизни и судьбы от других людей, в среде которых мы живем и действуем.

Первая группа факторов объединяет: идеи (представления, понятия, теории), совокупность которых составляют знания и верования человека; чувства-эмоции, состоящие в переживании боли или удовольствия, любви или ненависти, гнева, ярости, обожания, преклонения, почитания, страха и т.д.; воления, состоящие в сознательной постановке определенных целей и в стремлении их осуществить.

Вторая группа включает: материальную культуру, окружающую человека; духовную атмосферу социальной среды; общественно-политическую организацию группы, явление власти, разделение труда и т.д. Все они являются сложными, поскольку представляют собой различные комбинации факторов первой группы с биологическими и космическими факторами. Обозначаются как факторы социальной среды.

Отличие влияния на поведение человека факторов социально-психологических от биолого-космических состоит в том, что последние мы воспринимаем как ограничивающие нашу свободу (болезнь приковывает нас к постели, мороз мешает купаться в открытых водоемах и т.п.). Поступая в соответствии с социально-психическими факторами (согласно нашим идеям, разумению, желанию), мы поступаем “свободно”. В силу этого рост влияния социально-психических факторов на наше поведение воспринимается нами как рост нашей свободы.

Не рассматривая влияния отдельных социально-психологических факторов на поведение человека (об этом подробнее пойдет речь в последующих лекциях), ограничимся общими выводами о взаимодействии всей совокупности сил — космических, биологических и социально-психологических на поведение людей.
Каждый человек, рождаясь, несет с собой лишь биологическую организацию, биологические импульсы и ряд наследственных черт.

Все остальное в нем определяется совокупностью воздействия социальной среды Биологические раздражители объясняют, почему люди и группы людей стремятся к удовлетворению голода, полового инстинкта, к самосохранению и сохранению близких, почему люди подражают друг другу. Однако, как и в какой форме люди будут удовлетворять свои потребности: как и что они будут есть и пить, какие формы примут половые союзы, в создание каких институтов и актов воплотятся их импульсы к . самосохранению, что явится предметом их подражания — все это обусловлено социальной средой.

Вместе с тем, не следует переоценивать роли социальной среды в определении поведения человека. Пока что оно во многом зависит и от биологических, и от космических моторов поведения. По образному выражению П Сорокина, “мы находимся где-то на полдороге от человека-животного к человеку сознательному, сообщественнику. Биологические силы не всецело управляют нами, но не всецело управляем мы и силами социально-психическими.

Завершая рассмотрение теории социального поведения П.Сорокина, отметим, что в ней удалось преодолеть монистический подход, выделяющий какую-либо одну силу в качестве определяющей все поведение человека.

Поведение человека и социальных общностей в ней предстает в виде детерминированной совокуп-ности воздействия космических, биологических, психических и социальных сил. Учет этих сил, их приоритетов и ролей в конкретной жизненной ситуации выступает необходимым условием воспитательной деятельности. Дополнительные возможности учета взаимодействия этих сил в их результирующем влиянии на поведение человека предоставляет системно- структурный подход.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)