Адаптация как универсальная форма взаимодействия человека с окружающей средой

Возникновение термина “адаптация” относится ко второй половине XVIII века. Введение его в научный оборот связывают с ‘ именем немецкого физиолога Ауберта (Н.Ауберт), который использовал этот термин для характеристики явлений приспособления чувствительности органов зрения (или слуха), выражающегося в повышении или понижение чувствительности в ответ на действие адекватного раздражителя.

Широкий интерес к проблеме адаптации человека позволяет говорить о многосторонности, скорее даже универсальности класса адаптивных явлений. Поэтому важно с междисциплинарных позиций взглянуть на многоуровневое явление сложноорганизо-ванной биологической, психической и социальной природы и, вместе с тем, выделить в нем социальную обусловленность как ведущую в адаптации человека.

Такой подход отражает утвердившийся в качестве ведущею в современной отечественной литературе по проблемам комплексного изучения человека взгляд на человеческую деятельность и поведение, обусловленные взаимосвязью биологических, психических и социальных закономерностей, при ведущей роли последних.

Однако для осуществления такого интегрированного, комплексного рассмотрения адаптации человека необходимо, прежде всего, дифференцированно рассмотреть каждый из составных элементов, уровней адаптации — биологический, психологический и социальный.

Биологическая адаптация человека отражает его общую со всеми живыми организмами биологическую организацию, а также то особенное, специфическое биологическое, имеющее социальную сущность.

Большое теоретическое значение для исследования проблем биологической адаптации имеют: положение Ч.Дарвина о том, что адаптации, как и любые другие свойства живого, формируются исторически, а потому являются относительными во времени и пространстве; мысль И.М.Сеченова о единстве организма и среды, взаимодействие которых является необходимым условием возникновения и развития адаптации: “Всегда и везде жизнь слагается из кооперации двух факторов определенной, но изменяющейся организации и воздействия извне”. (Ему принадлежит естественнонаучное обоснование теории отражения и связи отражения с адаптацией);

Понимание А А.Ухтомским организма как целостности (его активность во взаимодействии со средой в про- цессе адаптации стала толчком в исследовании поведенческих механизмов адаптации организмов, привело к раскрытию физиологических механизмов адаптации организма к внешней среде); учение И.П.Павлова, в частности, принцип исторической (эволюционной) детерминированности отношения организма к среде, а также эволюционной детерминированности любой формы реактивности воздействия внешней среды.

Живой организм как система, полагал Павлов, существует среди окружающей природы только благодаря непрерывному уравновешиванию, то есть благодаря определенным реакциям живой системы на внешние раздражители, причем у более высокоорганизованных животных эти реакции осуществляются через нервную систему в виде рефлексов. На этой основе возникло стройное учение о приспособлении животных и человека с помощью безусловных и условных рефлексов, теории второй сигнальной системы как одного из механизмов социальной адаптации.

В процессе дальнейшего разви- тия эти и другие идеи нашли свое применение в исследованиях современной биологии, медицины, экологии и других наук. Как и всякая биологическая система, состоящая из клеток, органов и систем, подчиненных общим законам биологической организации, человек не оторван от биологической жизни, в том числе и от важнейшей формы ее проявления — взаимодействия со средой

В отличие от свойственного неживому пассивного отражения — реагирования на внешние воздействия, живая система даже в своей простейшей элементарной форме обладает способностью в известной мере активного избирательного отражения. Благодаря ей живая система может осуществлять приспособительную деятельность, направленную на сохранение ее целостности в условиях постоянно изменяющейся среды, на установление равновесия с последней.

Мотивом поведения живого организма во взаимодействии со средой рассматривается в данном случае потребность в восстановлении равновесия. Так, на основе принципа го-меостаза (гомеостазиса) стало возможным детерминистское объяснение саморегуляции жизнедеятельности организмов. Под этот принцип подводилось все многообразие приспособительной деятельности.

Действительно, гомеостаз охватывает фундаментальный (хотя и не единственный) уровень взаимодействия живого организма со средой, что через посредство естественного отбора закрепилось в качестве механизма сохранения основных констант организма (давление крови, содержание сахара и минеральных солей и др.). Эти механизмы включаются при возникновении неравновесия и направлены на его восстановление.

При этом организму приходится ориентироваться на важнейшие параметры среды, от которых зависит нормальное протекание обмена веществ Таким образом, направленность на среду относится к реакциям организма, которые И.П.Павлов определил как безусловно-рефлекторные, изначально присущие организму, заложенные в его конструкции и передаваемые по наследству.

В таком понимании эта часть биологической приспособительной де- ятельности присуща и человеку и, несмотря на его глубокую социальность, как бы держит его в плену биологической жизни. Дело в том, что в результате прямой преемственности от животных предков человек унаследовал комплекс реакций и инстинктов, возникших в процессе эволюции: некоторые особенности организма, безусловные реакции, рождение, размножение, смерть.

Вместе с тем, эта общая для всех живых организмов, передаваемая по наследству биологическая адаптация составляет наиболее консервативную часть в процессе эволюции живого. В своей сущности она способствует стабилизации, сохранению качественной определенности вида. Изменчивость же, приспособление к постоянно изменяющейся среде — это сторона процесса, производящая изменения.

Изменчивость обеспечивается воздействием на наследственность результатов прижизненного приспособления, обучения, выработки условных рефлексов. Аккумуляция, накопление в организме информации об индивидуальном опыте в виде “памяти” (И.И.Шмальгаузен) или “следов” (И.П.Павлов), являющихся результатом испытанных воздействий, расширяет приспособительные возможности, повышает степень активности, обеспечивает его “участие” в биологической эволюции.

При относительно неизменных условиях среды организму достаточно имеющихся “следов” для адекватного ответа на привычные воздействия среды. Обмен с последней протекает в рамках, определенных наследственным механизмом организма, практически без адаптивных изменений.

Поэтому к собственно адаптации организма будем относить только активную часть его приспособительной деятельности, которая в ответ на достаточно новые изменения внешней среды вызывает приспособительную активность, направляя ее как на преобразование (изменение) самого организма, так и на преобразование среды.

Выделение из приспособления ее активной части — адаптации — позволит отойти от взгляда на активность организма по отношению к окружающему миру как на производную от заложенного в самой природе живого влечения к равновесию, к тому, чтобы удержать жизнедеятельность на одном и том же стабильном уровне.

Тем самым создаются предпосылки для объяснения мотивации активности организма на углубленном теоретическом уровне, что имеет особое значение при рассмотрении психологической и социальной адаптации человека.

Анализ биологической адаптации человека свидетельствует, что большая ее часть обусловлена, в первую очередь, структурами, присущими только человеку Эти структуры проявляются в биологической организации руки, горла, рта и других органов; в биологической организации неокортекса и закономерностях его функционирования; в функциях второй сигнальной системы и др.

Подчиняясь биологическим законам, будучи биологическими, эти структуры в то же время являются специфическими биологическими, поскольку они определены социальными условиями.

Характер труда, трудовой функции и социальной среды стали главными в формировании специфически человеческих биологических образований. Именно труд как целесообразная деятельность человека создал его телесную организацию.

Под влиянием труда человек, сохраняя свою биологическую природу, превращается вместе с тем в общественное существо, а следовательно, человеческая действительность включает не только естественные, природные, но и искусственные, “сверхприродные” социальные и культурные факторы.

Во многом порывая ранее существовавшие связи с природой, человек начинает выражать свою родовую сущность в создании “сверхприроды”, охватывающей “вторую природу” и культуру. Тем самым он в основном освободился из-под власти эволюционных механизмов, приобрел свою “надбиологическую”, социальную сущность. Это внесло существенные изменения и во взаимодействие человека с природой.

С этого момента его адаптация приобрела характер не просто приспособления к изменениям этой среды сообразно собственным потребностям: возникла необходимость адаптации как самой природы, так и человека как ее элемента к созданной им “второй природе”, к продуктам и результатам его культуры.

Однако это не дает основания для абсолютизации социального в человеке. Для правильного понимания взаимодействия социального и биологического в процессе адаптации, думается, важно учитывать историю возникновения самого человека, динамику изменений в доминировании биологического и социального в процессе развития человеческого общества.

Подобные изменения характерны и для современного этапа научно-технической революции. Воздействуя на социальные и природные условия жизни человека, она способствует появлению у людей новых признаков человечески биологического.

Такими признаками можно считать ускоренные темпы физического развития и раннее половое созревание юношества, удлинение средней продолжительности жизни и др. Характерно, что это воздействие может иметь не только положительный, но и отрицательный характер, как благоприятно, так и негативно сказываться на организации человека.

Согласно многочисленным физиологическим экспериментам воздействие негативных факторов среды проявляется не только на биологическом уровне, но также в различных нарушениях морального поведения, привычек, а также в нейропсихических отклонениях самой разной природы быстрое утомление, ослабление внимания, сильное колебание настроения и т.п.

Подобные отклонения оказывают существенное воздействие на психологический и социальный уровни адаптации человека Они свидетельствуют также о все меньшем месте в адаптации человека доли “чисто” биологического, т.е. общего с биологической адаптацией живых организмов.

Возникла потребность расширения понимания мотивирования адаптационной деятельности живых систем за рамки, ограниченные принципом гомеостазиса, за пределы представлений об организме как инертной системе, выводимой из равновесного состояния только внешними толчками.

Научные предпосылки для углубленной разработки проблем мотивации биологической (а также, как будет показано ниже, психологической и социальной) адаптации возникли в связи с появлением новых методик и технических возможностей изучения функционирования организма человека.

Результаты проведенных исследований привели к выводу, что организму в такой же степени (если не в большей), как потребность в сохранении основных физиологических констант (назовем ее “гомеостатическая”) свойственна и так называемая “исследовательская” потребность — в приобретении новой информации об окружающем мире.

Подобно тому, как гоместатическое приспособление реализуется путем включения ряда физиологических механизмов через возбуждение соответствующих рецепторов, “исследовательское” поведение обусловлено реакцией активизирующей системы высших нервных центров (локализованной в мозговом стволе). Раздражители при этом выполняют две функции — сигнальную (информационную) и активизирующую (энергетическую).

Кроме того, обусловливающая “исследовательское” поведение реакция активирующей системы высших нервных центров представляет собой не что иное, как проявление высшей нервной деятельности мозга, относящейся к сфере психики. Это свидетельствует о наличии диалектической взаимосвязи между биологической и психической адаптацией.

Таким образом, диалектическое единство организма и среды проявляется в процессе биологической адаптации через нераздельную связь двух доминант поведения организма — направленных на сохранение организма как системы и на обеспечение изучения среды при их взаимодействии.

Сочетание этих двух доминант в приспособительной деятельности присуще всем живым существам, однако их соотношение различно для разных уровней развития живого. Чем выше организм находится на эволюционной шкале, тем значительнее удельный вес “исследовательской” доминанты.

Итак, человеку присуща биологическая форма приспособительной деятельности по отношению к внешней среде. В силу того, что биологическое в нем является специфически человеческим, несет на себе результаты социальной детерминированности, эта приспособительная деятельность имеет активный характер как на гомеостатическом, так и на “исследовательском” уровне, то есть является биологической адаптацией.

Мотивация биологической адаптации обусловлена, как уже отмечалось, диалектическим единством мотивов гомеостатического и негомеостатического видов. В отличие от животных, где выбор мотивов, их соотнесенности осуществляется на уровне сложных условных рефлексов, у человека проявление мотивации опосредовано функцией сознания.

Поэтому в актуализации того или иного выбора адаптивного поведения у него решающую роль играет так называемый сознательный мотив. Следовательно, наряду с биологической, человеку присуща и психологическая адаптация, изучение которой относится к сфере психологии.

Проблемы адаптации человека активно разрабатываются в западной психологии в рамках специального направления, возникшего в 30-40-х годах XX в. на базе необихевиоризма (Н.Миллер, Дж.Даллард, Р.Сире и др.) и ответвлений психоаналитической психологии, связанных с культурной антропологией (Р.Бенедикт, М.Мид) и психосоматической медициной (Ф.Александер, Т.Френч).

При всех различиях между этими психологическими школами и направлениями их объединяет взгляд на мотив деятельности индивида как на возникающий и развивающийся из-за нарушения гомеостатического равновесия между организмом и средой, как стремление его восстановить. Таким образом, испытываемая организмом потребность в восстановлении равновесия со средой рассматривалась в качестве главного двигателя адаптивного поведения.

Подобный взгляд на сущность психологической адаптации, предполагающей в качестве доминанты адаптационного поведения человека мотив достижения равновесия с окружающей средой в ответ на внешние возмущения долгие годы господствовал в представлениях об адаптации западных и отечественных психологов.

Однако он сужает понимание роли психологической адаптации до обеспечения целостности биологической системы организма человека вопреки разрушающим воздействиям среды. Другими словами, роль психологической адаптации сводится к обеспечению протекания биологической адаптации.

Конечно, нельзя недооценивать значимость результатов обеспечения биологической адаптации человека, целью которой является сохранение его жизни, а следовательно, и возможности жизнедеятельности (в том числе и адаптационной: психологической и социальной). Однако недопустимо и сведение всей многогранной и многоуровневой адаптации человека к сохранению его как биологического вида.

Предпосылки для дальнейшего развития концепции психологической адаптации были созданы развитием передовой биологической мысли в направлении преодоления взгляда на организм как на систему, вся деятельность которой подчинена задаче поддержать свое равновесное состояние в ответ на возмущающее воздействие среды. Кроме того, в обществе нарастала потребность в исследовании движущих сил творческой деятельности человека, ее мотивации.

Рассматривая психологическую адаптацию Как особый вид психической деятельности человека в ответ да изменения внешней среды, важно прежде всего выяснить, почему, в результате проявления каких потребностей активизируется в этом случае психика человека, на что эта активность направлена, какие причины определяют именно адаптивную активность психики? Ответить на эти вопросы — значит исследовать мотивацию адаптивного поведения человека, которое, как и любой другой вид поведения, должно быть мотивировано, иначе оно никогда не свершится.

Вместе с тем, мотив как осознанное побуждение к Определенному образу действия само по себе не является причиной целенаправленного действия. Посредством его в психике человека отражаются потребности, вызванные объективными явлениями внутреннего или внешнего свойства. Таким образом, путь определения сущности психологической адаптации лежит через изучение потребностей, которые эту адаптацию вызывают.

Одна из детерминирующих психологическую адаптацию потребностей уже рассматривалась выше. Она носит гомеостатический характер и ее влияние ограничено. Нацелена главным образом на психическое подкрепление биологической адаптации. Направленность же на среду носит безусловно рефлекторный, изначально присущий организму и заложенный в его конструкцию в процессе естественного отбора характер.

Поэтому при достаточно новых изменениях внешней среды действие такого приспособив тельного механизма малоэффективно. Более того, при резкой отличии ранее неизвестных изменений внешней среды, Выходящих за пределы “наследственной программы”, его мотивация не. произойдет.

В силу этого мотивированная под воздействием гомеостатической потребности деятельность носит приспособительный характер. Среди потребностей негомеостатического характера с психологической адаптацией непосредственно связаны так называемые ориентировочные потребности.

Само название этих потребностей весьма точно отражает их роль в процессе саморегулирования поведения. Основываясь на ранее усвоенной информации от различного рода раздражителей, адекватно реагируя на величину сигнальных значений, живые организмы на воздействие ориентировочных потребностей, возникших в результате появления новизны в окружающей (или внутренней) среде, отвечают мотивацией адаптивного поведения. Том самым ориентировочные потребности позволяют всем живым организмам выбирать такие формы поведения, которые дают возможность достичь полезной цели и избежать вредных последствий.

Применительно к адаптации организма в ответ на воздействие окружающей среды ориентировочные потребности не только приводят в действие процесс адаптивной деятельности, но и помогают выбрать тактику адаптивного поведения. Учитывая, что по такому же принципу регулирует свои отношения с физической средой и человек, отметим, что благодаря развитому интеллекту, мотивация адаптивного поведения у человека осознана.

Реализуя заложенные возможности познания, предвидения, пла- нирования и организации поведения, человек обеспечивает свою значительную независимость от окружающей среды, придает приспособительной деятельности адаптивно-адаптирующий характер, изменяющий как свое поведение, так и окружающую среду.

Следовательно, адаптация человека, мотивированная ориентировочными потребностями, носит активный характер, направлена на устранение недостаточной ориентированности человека, вызванной появлением новизны в окружающей среде.

Исследования показывают, что ориентировочные потребности имеют структуру, включающую познавательную потребность, потребность в эмоциональном контакте, а также потребность смысла жизни. Каждая из них обусловливает соответствующие виды адаптивного поведения человека. Так, под воздействием познавательной потребности мотивируется стремление индивида к познанию непонятных явлений.

Потребности в эмоциональном контакте соответствует регулирование поведения человека в зависимости от эмоциональных отношений других людей. А в ответ на потребность смысла жизни формируется стремление соотносить ценность собственной личности с различными уровнями коллективных и общечеловеческих ценностей

Таким образом, реализация ориентировочных потребностей мотивирует поведение человека, направленное на исследование и анализ складывающейся новой ситуации среды не только с учетом предметных соотношений, но и опираясь на эмоциональные оценки людей, а также с помощью абстрактных понятий, соотнесения с совокупностью общественных ценностей.

В итоге возникает возможность не только констатировать события, но и предвидеть, планировать их. Завершающим этапом и результатом мотивации адаптивного поведения является формирование цели деятельности и программы, включающей средства ее реализации.

Проведенный анализ сущности психологической адаптации человека подводит к следующему пониманию этого явления. Касающиеся конкретного человека изменения в окружающей природной или социальной среде создают тем самым элемент новизны ситуации, являющийся источником возникновения у индивида ориентировочных потребностей.

Под воздействием последних осуществляется мотивация поведения человека (назовем его адаптивным), направленного на удовлетворение ориентировочных потребностей, формируется в сознании цель и программа этого поведения.

Целью поведения предстает достижение адекватной оценки изменений среды и новой ситуации в целом, определение значимости этих изменений для себя и для успешного взаимодействия со средой, а также необходимости коррекции этого взаимодействия, путей ее осуществления.

Программа поведения включает изучение и анализ информации об изменениях, расширение для этого уровня эмоциональных контактов, соотнесение личных интересов и ценностей с общественно значимыми и ценностями изменений. Следует подчеркнуть, что собственно психическая адаптация ограничивается только осознанием цели и программы адаптивного поведения. Реализация же последней, то есть само адаптивное поведение, лежит вне рамок психической адаптации.

Таким образом, психологическая адаптация представляет собой возникающий в ответ на значимую новизну в окружающей среде процесс мотивации адаптивного поведения человека, формирования цели и программы его реализации. В каждом конкретном случае протекание процесса психической адаптации приобретает эмоциональную окраску и динамику в соответствии с особенностями характеристик психики индивида.

Психологическая адаптация самым непосредственным образом связана с другими уровнями адаптации человека. С одной стороны, через психологическую адаптацию осуществляется подкрепление биологической адаптации на психическом уровне. С другой, сама психическая адаптация как продукт функционирования мозга осуществляется на биологической основе.

Неоднозначными являются и взаимозависимости психологической и социальной адаптации. Будучи социально обусловленной общественным характером вызывающих ее изменений окружающей среды и человеческого сознания, психики, психологическая адаптация, в свою очередь, через формирование целей и программы воздействует на эффективность адаптивной деятельности, придает динамике этой деятельности индивидуальную эмоциональную окраску. Без психологической адаптации, побуждающей человека к адаптивной деятельности, как бы “дающей старт” социальной адаптации, последняя была бы просто невозможна.

Таким образом, изложенное выше понимание биологического и психологического уровней адаптации позволяют выделить в качестве основного направления физического воспитания формирование здорового организма человека, легко адаптирующегося к динамизму изменений окружающей природной и социальной среды.

С позиций эффективной психологической ориентации все направления воспитания призваны способствовать формированию устойчивой психики, гибко реагирующей на изменения социально-психических условий среды. Тем самым закладываются возможности для успешной социальной адаптации и социализации человека.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)