Возникновение и развитие научных взглядов на сущность социализации человека

Понятие “социализация” (от латинского socialis — общественный) все активнее используется в качестве научной категории представителями широкого спектра наук — философии, социологии, психологии, политологии, педагогики и других. Возникновение этого понятия в американской и французской социологии относят к концу XIX в. и связывают с именами американского социолога Ф.Г.Гиддингса (1855-1931) и французского социолога Г.Тарда (1843-1904).

Габриэль Тард, стремясь освободить социологию от биологи.s-мп и органицизма, сам не избежал влияния последнего. Общество им стравливалось с мозгом, а основным элементом его понималось сознание отдельного человека. Усвоение индивидуальными сознаниями существующих верований, убеждений, понимание желаний и намерений других и взаимодействие на этой основе, по Гарду, порождает общество, составляет основу социальной жизни.

В ее центре — отношение нашею “Я” к другим “Я”, их непрестанное (хотя зачастую незамечаемое) взаимное влияние”. В этом действии одного духа на другой и следует видеть элементарный факт, из которого вытекает вся социальная жизнь, хотя социальная действительность и выходит далеко за пределы умственного мира…”.

В качестве основного механизма такого взаимодействия (социализация) рассматривалось подражание, регулируемое обществом через свои социальные институты – систему образования и воспитания, семью, общественное мнение и др. Таким путем, считал ученый, общество поддерживает свое существование в качестве целостности, обеспечивает понимание индивидами своих социальных функций.

Заслугой Г.Тарда является попытка рассматривать социализацию не только как стабилизирующий общественный механизм, но и увидеть в ней возможности обеспечения развития общества. Возникающие в индивидуальном сознании изобретения как акт творчества, распространяемые в процессе взаимодействия людей, способствуют развитию различных сфер социальной жизни и общества в целом Образование и воспитание должны создавать предпосылки и условия для подобного творчества

Исключительно важной для понимания педагогических возможностей социализации является его попытка описать процесс интернационализации норм поведения через социальное взаимодействие людей. Типовыми социальными отношениями он провозгласил отношения “учитель – ученик”.

Их воспроизводство на различных уровнях социальной жизни и позволяет, по мнению Г.Тарда, обеспечить реализацию принципа подражания и, на этой основе, сохранение и развитие общества. Влияние воззрений Г.Тарда сказалось на понимании социализации видным американским социологом Франклином Генри Гиддингсом, который, по мнению некоторых авторов впервые ввел в научный оборот понятие “социализация”.

Рассматривая общество как особым образом устроенный физико-психический организм, основным элементом общественной жизни которого выступает “сознание рода”, Гиддингс полагал, что социализация как процесс “развития социальной природы или характера” человека происходит как в результате стихийного воздействия окружения, так и благодаря воздействиям общества согласно “сознательному плану”.

Подобные воздействия, исходящие от семьи, школы и других элементов общественного организма, носят воспитательную направленность и призваны формировать у индивидов совокупные реакции, адекватные воздействиям социальной среды. Итогом социализации должно быть “плюралистическое поведение”, обеспечивающее взаимопонимание и коммуникацию людей и соответствующее “социальному разуму” (понимаемому как общественное сознание).

Как видим, давшие жизнь понятию “социализация” четко зафиксировали связь отраженного в нем процесса с воспитанием. Последнее в их понимании выступает важным средством социализации индивидов. Общество в лице социальных институтов, а также через разнообразные стороны социальной жизни, различные формы общественного сознания осуществляет свое корректирующее воздействие на процесс воспитания.

Эти идеи нашли дальнейшее отражение в развитии американской и французской социологии XX века. Проблема социализации стала одной из ведущих проблем социологии личности. Исследования по ней ведутся в университетах США, где, кроме того, читается учебный курс для студентов.

Рассматривая основные тенденции этих исследований, прежде всего отметим, что американские социологи в своем большинстве исследуют социализацию с конкретной, прагматической целью: обеспечить превращение ребенка в хорошо приспособленного члена общества, к которому он принадлежит.

Нередко приспособившийся к среде ребенок характеризуется как “социализированный” и наоборот. Крайняя позиция такого понимания — считать процесс социализации своеобразной “выпечкой” необходимой для “нужд общества” человеческой продукции с набором стандартных мотиваций и ролевых репертуаров.

Типичным является определение социализации как принятие индивидом групповых норм: “принятие личностью убеждений, ценностей и норм высшего либо низшего статуса, характерных для групп, членства в которых личность добивается. В Процессе социализации индивид готовится к соответствию требований и ожиданий других членов общества в широком диапазоне возможных жизненных ситуаций.

Социализация содержит в себе набор агентов и механизмов, благодаря которым обеспечиваются социально одобряемое поведение и нормы морали. Наряду с идентификацией, понимаемой как отождествление себя с другими, ключевым понятием при описании социализации часто выделяется имитация. Последняя понимается как осознанное стремление детей копировать поведение родителей и учителей, которые являются для них образцами.

Существенным вкладом в разработку теории социализации явились работы Толкота Парсонса (1902-1979 гг.). Основная идея его концепций связана с пониманием социализации как процесса интеграции индивида в социальную систему путем интернационализации общепринятых норм, “вбирания” и себя общих ценностей, В результате чего следование общезначимым нормам и стандартам поведения становится потребностью, элементом его мотивациониой структуры.

Социализация как обучение социальным ролям – одна из важнейших идей о неразрывной связи процессов воспитания, обучения и социализации, итогом которой должно стать освоение реквизита ориентации для удовлетворительного функционирования в роли.

Среди плодотворных для воспитания идей социализации в трудах американских социологов следует, на наш взгляд, отметить также:

  • идею о том, что социализация связана с адаптивными про цессами (хотя трактовка адаптации как приспособления придает опенок пассивности процессу социализации инди вида );
  • мысль об установлении социальных связей как одном из механизмов социализации;
  • положение о значении для успешной социализации форми рования самосознания и системы социальной ориентации, а также развития языка.

В отличие or американской, французская социология в развитии теории социализации вышла на более широкую ее трактовку — как всей совокупности взаимопониманий, взаимоотношений с обществом, в которые индивид вступает в процессе формирования себя как личности. Такое понимание подтверждают и основные тенденции в исследованиях социализации, которые выделил французский социолог Шомбар де Лов.

Прежде всего, это общее для всех исследований стремление изучать воздействие группы на индивида и индивида на группу для выяснения, что при этом передается от индивида к группе и в обратном направлении.

Плодотворным представляется углубленное внимание к исследованию условий социальной среды с выделением социально-экономических и социальных условий, а также семьи, школы и неформальных групп сверстников. Дифференциация условий на группы переменных позволяет уточнить стадии социального созревания, особенности приспособления индивида к различным элементам среды.

Особое значение для исследований педагогических аспектов социализации имеет, на наш взгляд, рассмотрение социализации как процесса социального ученичества и последовательного усвоения ролей, места в этом процессе понимания образцов и моделей, системы ценностей.

Изложенные тенденции позволяют, думается, прийти к сложившемуся в западной социологии современному пониманию социализации как приобретения людьми социального опыта и ценностных ориентаций, требуемых для их социальных ролей.

Завершая обзор исследований социализации в зарубежной социологии, подчеркнем, что в ее понимании различными исследователями в большей или меньшей мере присутствует некоторая односторонность, направленность от среды к индивиду при некоторой пассивности последнего Вместе с тем для социализации индивида остается определенная свобода от стандартизации, ти- пизации, что особо следует учесть при оценке с современных позиций отечественных исследований.

Она выражается в том, что при формировании личностей в процессе их интеракции друг с другом возникает огромное количество вариантов воздействия на лот процесс совокупности основных сил в виде:

  • физических особенностей человека;
  • окружающей среды;
  • индивидуального опыта и культуры. Благодаря этому в каждом отдельном случае формируется уникальная личность.

Исследование проблем социализации и воспитания в отечественной литературе своими корнями уходит в работы российских философов, социологов, психологов и педагогов. Выдающийся педагог П.Ф.Каптеров, исследуя развитие русской педагогики, прослеживает линию социальной обусловленности воспитания. “Дело всюду начинается с того, — пишет он, — что путем воспитания и образования стремятся приспособить подрастающие поколения к окружающей детей общественно-политической организации”.

Ограниченность такого воспитания исследователь видел в очень узком понимании человеческой природы, “в стремлении исчерпать разнообразие и богатство человеческой природы одной социальной группой свойств, соответствующей преобладающему признаку данной общественно-политической организации”.

Вся педагогика при таком подходе является чрезвычайно односторонней, скудной, ограничивающей молодое поколение жесткими рамками норм и правил, вызывающей в нем неудовлетворенность, накапливающуюся по мере взросления.

С этих позиций становятся понятными тенденции исследования социализации в послереволюционный период. Так, в 30-е годы термин “социализация” выступал одним из ведущих в теории социального воспитания.

“Отдельный человек, общество сразу не делаются социалистическими, — писал один из разработчиков этой теории Н.Н.Иорданский. — Кроме внешнеполитических условий есть еще быт, есть психологическая подоплека социализации человека, не говоря уже о детской среде, школе…”. Как видим, автор понимает социализацию как процесс приобретения личностью качеств “социалистичности”.

Подобное понимание социализации было весьма распространено в исследованиях того периода и как нельзя лучше соответствовало утверждавшемуся пониманию воспитания как объективно-закономерного общественного явления. Подобный подход заложил основы односторонности и ограниченности понимания воспитания в советской педагогике, несмотря на кажущееся многообразие и широту набора качеств социалистичности.

Естественно, что в таком контексте понятие “социализация” не могло не совпадать с понятием “коммунистическое воспитание”, поскольку последнее, во- первых, было нацелено на максимальное достижение “социалистичности” в идейном коммунистическом воспитании, а, во-вторых, — охватывало своим воспитательным воздействием практически все сферы жизнедеятельности индивида, его социальную среду.

В этой связи не случайно длительное время парадигма основной цели воспитания была ориентирована на личность как совокупность (набор, модель) определенных характеристик. Тем самым понятие “человек” сводилось к понятию “личность”, что “вело к игнорированию в теории и практике воспитания биологических и других составляющих человека”.

Не останавливаясь на анализе подобного понимания социализации, сошлемся на авторитетное мнение русского мыслителя П.А.Бердяева, который одно время поддерживал идею об объективности процессов социализации обществ в направлении их “социалистичности”. “Тяга к социализму, писал он, является характерной не только для нас, но и для всей Европы, где, мо-жет быть в другой форме, но будут происходить процессы социализации…”.

Однако позже в работе “Истоки и смысл русского коммунизма” он с горечью отметил, что “первая попытка осуществления коммунизма на почве марксизма, которую мы видим в России, также рассматривает человека как функцию экономики и также дегуманизирует человека, как и капиталистический строй… Если человека рассматривают исключительно как кирпич для строительства общества, …то приходится говорить не столько о явлении нового человека, сколько об изчезновении человека, то есть углублении процесса дегуманизации.

Следует отметить, что подход к социализации как к “социалистичности” длительное время сохранялся в научной литературе не только в косвенном, закамуфлированном виде, но и в прямых призывах возврата к нему, рецидивы которых встречаются и в наши дни.

Однако, начиная с 60-х годов, на волнах “оттепелей” в общественно- политической жизни в научную литературу стали проникать элементы западных концепций социализации, о которых мы говорили ранее. В основу научных разработок было положено объективное изучение всех поддающихся учету влияний социума на личность. Однако на первых порах социализация понималась как вхождение в социальную среду путем приспособления к ней.

Очевидно, не так просто было отойти от понимания человека как “винтика”, хотя и с определенными функциями и социальными ролями. И, хотя В.Д.Парыгин оговаривает, что это — “не простой процесс автоматического принятия индивидом требований, функций и ролей социальной среды, способов социально- го общения и взаимодействия”, эта “автоматичность” заключается лишь в степени слияния с требованиями и нормами общества, принятия или непринятия индивидом традиций и стандартов.

Как усвоение индивидом социального опыта, определенной системы социальных ролей и культуры рассматривается социализация в книге И.С.Кона “Социология личности”: человек становится личностью, объектом и субъектом общественных отношений, последовательно проходя различные стадии социализации.

Характеризуя работы этого периода (в том числе Л.В.Сохань, С.С.Батенина, П.К.Кряжева и др.), Н.В.Андреенкова считает типичным для них рассмотрение социализации как процесса ста; новления человека в самой общей форме, т.е. выделение его из мира животных и дальнейший процесс развития человечества.

Однако такой подход не мог удовлетворить нарастающую потребность в конкретных данных в воспитании, формировании и развитии личности. Он был трудно переводим на язык социальных индексов и критериев — язык конкретных социологических исследований, возвращавшихся в общественные науки в связи с
некоторой демократизацией социальной жизни.

Важным событием в исследовании проблем социализации в нашей стране в 70- е годы можно, на наш взгляд, считать появление статьи И.С.Кона и В.Б.Ольшанского в пятом томе “Философской энциклопедии”. Социализация в ней определяется как “процесс, в ходе которого человеческое существо с определенными личностными задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности”. В отличие от близких ему понятий “развитие” и “воспитание”, социализация охватывает процесс и результаты взаимодействия индивида со всей совокупностью социальных влияний.

Конечно, с позиций сегодняшнего дня можно критически относиться к некоторой абстрактности этого определения, явно идеологизированным принципам социализации. Однако это была фактически первая в советской литературе обзорная научная статья по проблеме с серьезным анализом уровней исследования социализации в отечественных и западных источниках.

В ней давалась характеристика направлений изучения проблем социализации в русле разных общественных наук в нашей стране. Особо хочется выделить мысль авторов о социализации как процессе взаимодействия индивида с социальным окружением. В этом видится начало отхода от понимания пассивной роли индивида в социализации.

Общая картина изученности проблемы послужила в некотором смысле как бы точкой отсчета для последующих исследований, базой для их прогнозирования, основой для расширения аспектов исследования социализации.

Так, Н.В.Андреенкова в исследовании социализации как процесса становления человека в качестве общественного существа выделяет аспекты, существенные с точки зрения социальных контактов индивида с окружающими людьми.

С этих позиций в структуру социализации включаются социальное познание, овладение определенными навыками практической деятельности, интернализация тех или иных форм, позиций и ролей, выработка ценностных ориентаций и установок, а также включение человека в активную творческую деятельность.

Следует отметить воспитательную направленность исследования. Автор четко определяет свою позицию в отношении взаимосвязи процессов социализации и воспитания. Социализация включает в себя воспитание.

Целенаправленное воздействие на индивида с целью привития ему определенных навыков, понятий дополняется практикой социальной деятельности индивида, его участием в различных неформальных группах и т.п.

Справедливо отмечается большая автономия индивида в процессе социализации. Будучи продуктом общества, он волен самостоятельно выбирать те или иные ценности и установки, ориентируясь не только на общие регулятивные принципы среды, но и на собственные склонности.

В ходе социализации индивид играет как пассивную (усвоение социального опыта, восприятие ценностей и др.), так и активную роль (выработка определенной системы ориентаций, установок и т.п.). И хотя эта активность сосредоточена лишь на самоусовершенствовании и не распространяется на среду социализации, нельзя не согласиться с утверждением автора, что социализация “немыслима без активного участия самого человека в процессе освоения социального опыта и культуры”.

В конце 70-х годов исследование проблем социализации дополняется новыми аспектами: анализом изменения условий социализации личности под воздействием научно-технической революции, междисциплинарным исследованием человеческого “Я”, изучением содержания и границ процесса социализации и др. В 80-е — начале 90-х годов интерес к исследованию проблем социализации возрастает.

Продолжается расширение направлений исследования, уточняются структура и функции социализации, углубляется изучение ее социальных механизмов и институтов, уточняются особенности взаимодействия социализации и воспитания в современных условиях. Учитывая, что основные источники этого периода будут проанализированы в ходе изложения авторской концепции, отметим только общее, являющееся типичным в современном понимании сущности социализации.

Прежде всего, это стремление учесть всю совокупность социальных и психологических процессов, посредством которых протекает социализация — как контролируемых, целенаправленных, так и стихийных, спонтанных. Некоторые авторы понимают эти процессы как взаимодействие.

В качестве содержания и результата социализации признается усвоение системы знаний, норм и ценностей, социального опыта, социальных качеств и черт, социальных ролей, образцов и психологических механизмов поведения.

Некоторые авторы пытаются объединить совокупность этих признаков в новом интегральном признаке — “социальность”, хотя возможности его использования вызывают сомнение из-за предполагаемых сложностей с его качественными и количественными измерениями.

Практически все авторы признают в качестве основных институтов социализации систему образования и воспитания. “Воспитание является ведущим и определяющим началом социализации. Ядро воспитания составляет процесс передачи накопленных прошлыми поколениями знаний и культурных ценностей, т.е. образование”146. Многие авторы отмечают, что процесс социализации продолжается всю жизнь и выделяют в нем несколько стадий: дотрудовая, трудовая и послетрудовая.

Общим для всех исследователей является признание того, что социализация носит деятельностный характер и главным критерием ее успешности является свободное функционирование индивида в обществе.

И, наконец, общепризнанной в отечественной литературе становится активность индивида в процессе социализации. Главный вывод современной теории социализации и социологии воспитания: “формирующаяся личность — не объект каких-то внешних воздействий, а активный субъект самообразования”.

В завершение обзора теоретических подходов к пониманию сущности социализации отметим его полезность и необходимость для понимания научной ситуации, в которой проходило формирование современных (в т.ч. и отечественных) социологических моделей социализации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)