Относится ли воспитание к социальным феноменам?

В поисках ответа на первую часть этого вопроса обратимся, прежде всего, к словарю. Феномен (от греч. phainomenon ~ являющееся) в философии то же, что и явление. Действительно, в отечественной философии понятие “феномен” традиционно отождествляется с понятием “явление” – философской категорией, отражающей высшие свойства и отношения предмета, которые раскрывают его сущность.

Вместе с тем, с понятием феномен в современном его толковании связывают сложные, многофакторные явления, требующие комплексного, системного подхода к изучению. Другими словами, социальный феномен может сочетать в себе совокупность простых социальных явлений и социальных фактов.

Первые попытки рассматривать воспитание как социальный факт были предприняты Э.Дюркгеймом. Обосновывая свою концепцию социологии, основанием которой является теория социального факта, в работе “Правила социологического метода” он выразил главное требование: отличительным признаком социального факта является принудительный характер его воздействия на индивида.

Согласно этому требованию, социальным фактом есть любой способ сделать индивида восприимчивым к внешнему принуждению. Принуждение здесь имеет значение не только неотвратимости для индивида. Речь идет о том, что первопричиной социального факта выступает не индивид, а группа, общество, которые через неявные и рассредоточенные обязанности побуждают поступать согласно моде, морали, праву, верованиям и другим подобным феноменам.

Относя к таким феноменам и воспитание, Дюркгейм выделяет в них одинаковый главный признак. Они всеобщи, потому что являются коллективными фактами, хоть и оказывают различное влияние на каждого в отдельности.

Их субстратом выступает коллектив. Из этих посылок вытекает определение: “Социальным фактом является любой, устоявшийся или нет, способ сделать индивида восприимчивым к внешнему принуждению и, кроме того, способ, общий для данного социального пространства, существующий независимо от своих индивидуальных проявлений”.

Принадлежность воспитания к социальным явлениям (феноменам), которые должны изучаться социологией, не вызывает у Дюркгейма никаких сомнений. Воспитание является таковым по своей природе: его сущность – в социализации индивидов, подготовке к жизни, к взаимодействию в группах, обществе.

Воспитывать ребенка – значит применять к нему то самое “принуждение”, которое и является главным признаком социального факта, готовить или заставлять его быть членом одного или нескольких коллективов.

Не ограничиваясь выводами основоположника социологии воспитания (ведь они были сделаны еще в начале XIX века, а социология, как и другие науки, прошла значительный путь развития), обратимся к современным трактовкам понятия “социальное” и соотнесем их с воспитанием.

В одной из фундаментальных работ по социологии начала 90-х годов к основным характерным чертам социального относят следующие:

  • общность и интеграционная связь со свойствами общественных отношений;
  • зависимость от места индивидов и их групп в общественных структурах и их роли в них;
  • совместность деятельности, проявляющаяся в общении и взаимодействии;
  • проявляемость в отношениях индивидов и групп друг к другу и к своему положению в обществе, к фактам общественной жизни.

Нетрудно заметить, что всем этим требованиям в большей или меньшей степени отвечает воспитание. Действительно, как формирование у индивидов и групп готовности и навыков поведения в соответствии со сложившимися нормами и требованиями, оно является общим для всех групп – семей, коллективов и т.п. – независимо от их географического и социального положения. Общность воспитания основана на интегративном характере норм и требований к поведению индивидов и групп в обществе, устоявшихся в виде права, морали, культуры.

В то же время функции и социальные роли различных групп в воспитании отличаются в зависимости от места, занимаемого ими в социальной структуре общества и общественных отношениях. По преобладанию социальной роли воспитателя или воспитуемого выделяются две большие социальные группы.

Конечно, функции воспитателя (учителя, родителя, руководителя) отличаются от функций воспитуемого (ученика, ребенка в семье, подчиненного), хотя процесс воспитания – это взаимодействие. Воспитуемые также оказывают влияние на воспитателей, хотя и не в такой степени.

Отметим также, что при общности норм и требований к результатам воспитания, содержание его отличается в зависимости от того, в каких сферах общественной жизни протекает деятельность индивидов и групп. Требования к воспитанию в детском саду не такие, как в военном училище, а содержание воспитания в школе – не такое, как в трудовом коллективе.

Другими словами, социальное в форме воспитания входит в различные формы общественных отношений – экономические, политические, духовные, однако не сводится к ним, а интегрирует требования каждой в специфике содержания тex или иных направлений воспитания: трудовое, политическое, нравственное, эстетическое и др. Социальный характер воспитания подтверждается и тем, что этот процесс протекает в форме общения и взаимодействия между субъект-объектами воспитания и практически невозможен без их совместной деятельности.

Наконец, воспитание неразрывно связано с непрерывным сравнением, оценкой субъект-объектов воспитания друг друга на предмет соответствия нормам и требованиям общества, на степень усвоения общественных ценностей и руководства ими в жизни, на соотносимость воспитанности индивидов с их общественным положением, местом, занимаемым в социальной структуре.

Эффективность и содержание воспитания зеркально отражают состояние культуры в обществе, морально-политическую и духовную атмосферу социальной жизни, составляющих в совокупности своеобразное социальное пространство воспитания.

Как видим, воспитание в полной мере отвечает основным требованиям современной социологии к социальным явлениям и как таковое является объектом и предметом этой науки. Оно возникает тогда, когда поведение одного индивида испытывает воспитательное воздействие с целью коррекции, изменения в соответствии с требованиями общества со стороны другого индивида или группы.

При этом существует и обратная зависимость воспитателей от поведения воспитуемых. Именно в процессе их взаимодействия осуществляется интеграция общественных отношений, выраженных в социальных нормах и требованиях к поведению личности в обществе.

Интегрированные нормы, требования, ценности детерминируются в ходе взаимодействия людей в зависимости от их места и роли в конкретных общественных структурах, что придает разнообразие воспитательному воздействию, влияет на его результативность. В свою очередь, такое разнообразие проявляется в различных отношениях индивидов и общностей к явлениям и процессам социальной жизни.

Вместе с тем, относя воспитание к классу социальных явлений, мы сделали только первый шаг к его познанию. Ведь класс социального – это совокупность огромного количества социальных фактов, явлений, процессов, взаимодействий, общностей, различных по значимости, функциям и месту в обществе. Следующим шагом должно стать выявление того, какое место занимает воспитание в этой совокупности социального.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)