Адаптивно-развивающая социализация и воспитание в жизнедеятельности человека

Исследования социальной адаптации показывают, что в научной литературе сложились различные точки зрения на сущность этого понятия. Всю совокупность этих точек зрения можно свести к двум подходам: широкому, более обобщенному пониманию и узкому, специфическому.

Переходя к рассмотрению собственно социальной адаптации, то есть узкого ее понимания, необходимо прежде всего отметить разные точки зрения по этому вопросу, существовавшие в отечественной общественной литературе. Одни авторы понимают социальную адаптацию как процесс освоения и усвоения индивидом общественных отношений, норм поведения и системы ценностей данного общества, преломленных через материальные и духовные компоненты среды. Другие видят в ней процесс усвоения личностью социального опыта общества в целом и той микросреды, к которой она принадлежит.

Исследователи третьей группы рассматривают адаптацию как процесс постепенного перевода общественных норм и идеалов в личные установки и ценности. Некоторые авторы видят в ней практическую деятельность, основное содержание которой составляет приспособление и привыкание личности (и общностей) к изменяющимся условиям, формам и способам общественной жизни и преобразование конкретной социальной среды и самих себя в соответствии с личными и общественными потребностями.

Наиболее общим, на наш взгляд, признаком приведенных (как и абсолютного большинства остальных) определений является признание социального характера явления. Вместе с тем вряд ли оправдано абсолютизировать этот признак, забывая о биологическом и психологическом уровнях адаптации человека, на которых базируется социальная адаптация.

Социальную адаптацию необходимо рассматривать как завершающий, как бы итоговый, этап адаптации человека в целом, основывающийся на предшествующих этапах биологической и психической адаптации и содержащий их в себе в диалектически снятом виде Думается, что такой подход позволит выяснить как место и роль социальных факторов (и воспитания в их числе) в адаптационной деятельности, так и взаимосвязь, взаимообусловленность всех уровней адаптации человека.

Адаптивная деятельность по освоению социальной действительности, как и всякая человеческая деятельность, “сменила” свою биологическую сущность на социальную еще со времен создания человеком первого орудия труда. Свойственное для животного мира пассивное приспособление к окружающей природе у людей постепенно было вытеснено активной адаптивно-преобразующей деятельностью по приспособлению природы для нормальной жизнедеятельности.

Возникновение первых проявлений социального действия — производство средств для удовлетворения потребностей в самом необходимом для жизни — пище и питье, жилище, одежде и т.п., порождение на этой основе новых потребностей и производство других людей — следует считать также началом и в то же время первым результатом социальной адаптации человека, потому что в процессе освоения человеком этих новых видов социальной деятельности уже с самого начала обнаруживается материалистическая связь людей между собой, обусловленная потребностями и способом производства. Эта связь, осуществляемая в процессе социальной деятельности, содержит в себе причину — “двигатель” социальной адаптивной деятельности, будучи одновременно и результатом этой деятельности.

Возникнув в процессе адаптации человека к окружающей среде, эта связь, которая так же стара, как и сами люди, вместе с тем непрерывно и неизбежно принимает все новые формы благодаря взаимообусловливающему друг друга развитию новых потребностей и новых средств производства. Тем самым с необходимостью воспроизводится потребность в адаптации человека к непрерывно меняющейся социальной деятельности.

К характеристикам, непосредственно вытекающим из этих методологических посылок, на наш взгляд, можно отнести следующие. Прежде всего, социальная адаптация является непрерывным (неиссякающим, никогда не завершающимся полностью) процессом.

Это свойство социальной адаптации обусловлено непрерывностью трудовой деятельности человека по развитию средств производства для удовлетворения существующих и порождения новых потребностей, в свою очередь, требующих для своего удовлетворения новых средств производства. Происходящие в результате изменения, развитие социальной действительности всегда с необходимостью требует адаптации к ним человека.

Сказанное, однако, не означает, что адаптация должна протекать все время с одинаковой интенсивностью. Ведь обусловливающие ее изменения социальной действительности также имеют меняющийся характер: моменты скачкообразного нарастания новизны сменяются периодами постепенного, иногда малозаметного количественного накопления новых элементов.

Таким образом, социальная адаптация, продолжающаяся всю жизнь человека, носит прерывистый характер. Периоды повышенной интенсивности адаптации соотносимы с оживлением социальной деятельности общества. Сменяющие их периоды невысокой интенсивности отражают замедление социального прогресса. При этом минимум соответствует застою в общественной жизни.

Вместе с тем, взаимодействие общественных перемен и социальной адаптации неоднозначно. Последняя также может оказывать воздействие на осуществление этих перемен. Так, адекватные представления о сущности и механизмах социальной адаптации и основанное на них научное управление этим процессом позволяют ускорить осуществление инноваций в социальной действительности в то время, как при стихийном протекании социальной адаптации новые явления пробивают себе дорогу с большими трудностями. Отсюда — роль воспитания в преобразовании социальной среды.

Наряду с непрерывностью, существенно значимым признаком социальной адаптации является ее неразрывная связь с трудовой деятельностью. Они тесно взаимодействуют, взаимно определяя друг друга. Для подтверждения сказанного проанализируем характер этой взаимосвязи.

За исходную ситуацию анализа возьмем момент оптимального взаимодействия человека и социальной среды, проявляющегося в эффективной социальной (предметной) деятельности, отвечающей как интересам личности, так и социальной среды. Изменения хотя бы с одной стороны взаимодействия нарушают сложившееся соответствие интересов, что требует коррекции взаимодействия с целью его оптимизации. Па достижение этой цели и направлена социальная адаптация, завершающаяся с реализацией цели.

Понимая процесс адаптации как специфическую адаптивную деятельность человека, выясним ее двигательные пружины, то есть обусловливающие ее потребности. По нашему мнению, здесь необходимо вести речь о потребностях двоякого рода.
С одной стороны, — это потребность в конкретном данном виде деятельности, в коррекции этой деятельности для достижения оптимального взаимодействия.

С другой стороны, изначально присущие человеку ориентировочные потребности, о которых шла речь ранее, актуализируются вследствие элемента новизны ситуации. Как видим, и те, и другие потребности актуализируются вследствие реальных изменений в сфере предметной социальной деятельности.

Причем, их воздействие на индивида носит совместный характер. И в этом плане их взаимовлияние, взаимодействие определяет, во-первых, структуру адаптивной потребности и, во-вторых, ее содержание, обусловленные этой результирующей потребностью.

Под воздействием адаптивной потребности (структурно состоящей из корректирующей и ориентировочной потребностей) осуществляется полимотивационное, то есть совместное под воздействием потребностей каждого вида, формирование в сознании человека общей цели и программы адаптивной деятельности.

Целью при этом является оптимизация взаимодействия индивида и среды в новых условиях. А программа предусматривает ориентацию и оценку этих условий (адаптивной ситуации), а также коррекцию поведения личности и социальной среды для достижения оптимизации их взаимодействия. В результате согласуются интересы личности и социальной среды и на этом новом уровне согласования продолжается социальная деятельность по удовлетворению новых потребностей.

Таким образом, мы пришли к пониманию социальной адаптации как обусловленной изменениями социальной реальности специфической адаптивной деятельности человека по оптимизации в ответ на эти изменения взаимодействия индивида с окружающей социальной средой. Структура адаптивной деятельности предусматривает оценку характера и значимости изменений, а также осуществляемые на этой основе необходимые коррекции поведения личности и преобразование окружающей среды.

Социальная адаптация (адаптивная деятельность) включает в себя совокупность одновременно протекающих видов деятельности. С одной стороны, это обусловленное ориентировочными потребностями познание изменений в предметной деятельности, установление для этого необходимых эмоциональных контактов и отношений, а также оценка на этой основе личной и общественной значимости происшедших изменений. С другой, — осуществляемая в диалектическом единстве с оценочной деятельностью (и на ее основе) коррекция поведения личности и ее предметной деятельности по преобразованию окружающей среды.

Из понимания единства ориентировочной и предметной деятельности логично вытекает объяснение затруднений в социальной адаптации, происходящей в условиях современного этапа научно-технической революции. Масштабы, тип и значимость происходящих перемен вызывают затруднения в познании и оценке личностью общественной значимости этих перемен, а также в выработке программы адекватной коррекции взаимодействия личности и среды. Помочь преодолеть эти трудности призваны образование и воспитание.

Вместе с тем, говоря о социальной обусловленности адаптивной деятельности, не следует понимать ее лишь как жестко детерминированную внешними причинами деятельность личности, не оставляющую для нее возможности влиять на протекание указанного процесса и его результаты. В действительности личность имеет весьма широкие возможности для такого влияния.

Так, в том, каким способом человек осуществляет адаптивную деятельность, определяющую роль играют его природные силы. Представляя собой хотя и очеловеченные, но и биологически детерминированные свойства в виде особенностей зрения, слуха, обоняния, вкуса, биологических, анатомических и других свойств индивида, они составляют предпосылки как для психической, так и социальной адаптации.

Причем общее состояние организма человека может оказывать влияние на социальную адаптацию в довольно широком диапазоне — от хорошего самочувствия в ходе преодоления трудностей адаптации до общей усталости, вялости и даже отказа от адаптации в случае, если характер адаптивной деятельности превышает природные возможности человека.

Однако не следует и преувеличивать, абсолютизировать влияние биологического в человеке на его социальную адаптацию. Ведь будучи проявлением высших психических функций человека, последняя не является ни функцией генов, ни физиологией нейронов. Поэтому объяснение социальной адаптации человека, исходя из его биологии, означало бы навязывание духовных свойств всей материи, смешение категорий материи и сознания.

Воздействовать на ход социальной адаптации биологическое в человеке может только благодаря его психике. Определенное влияние на социальную адаптацию оказывает также уровень психической организации индивида.

Прежде всего на характере протекания социальной адаптации сказываются индивидуальные психические признаки личности, проявляющиеся в специфике чувств, эмоций, воли, внимания, мышления, воображения и т.д Они обогащают процесс социальной адаптации, придавая ему разнообразные эмоциональные оттенки. В зависимости от свойственного индивиду темперамента социальная адаптация приобретает такие динамичные особенности, как интенсивность, скорость, темп и ритм.

Интегральное влияние на ход социальной адаптации оказывает характер личности. Меры сочетания в нем таких, например, черт, как пытливость, любознательность, общительность или замкнутость, ответственность или недобросовестность, трудолюбие или леность могут накладывать отпечаток на эффективность процесса социальной адаптации, снижая или повышая его результативность.

Кроме того, необходимо подчеркнуть, что цель и программа социальной адаптативной деятельности формируется также на психологическом уровне адаптации. Однако, чтобы не переоценить влияние психики человека на его социальную адаптацию, следует помнить, что роль психического в этом процессе сводится в основном к осознанию, мотивации и приданию ему личностной специфики. Тогда как причины, вызывающие социальную адаптацию и определяющие ее сущность, лежат в сфере социальной действительности.

Что касается широкого подхода, то в его основе лежит понимание детерминированности всех уровней адаптации человека — биологического, психологического и собственно социального. В таком контексте социальная адаптация рассматривается как вид взаимодействия личности (или социальной группы) с социальной средой, в ходе которого согласуются требования и ожидания его участников и которое включает в себя остальные уровни взаимодействия: биологический, психологический и т.д.

Такое определение, хотя и предполагает в качестве его главного аспекта отражение диалектического единства и противоречивости биологического, психического и социального в адаптивной деятельности человека, в то же время недостаточно, на наш взгляд, четко определяет характер и масштабы социальной адаптации как вида взаимодействия человека и среды. Это создает основу как для неоправданно, по нашему мнению, суженной, так и слишком расширенной трактовки этого понятия.

Например, И.Калайков, рассматривая социальную адаптацию как “форму социального движения”, включает в число ее компонентов производительные силы, сознание, познание, формирование потребностей воспроизводства жизни и продолжения рода.

С этим трудно согласиться, поскольку объем адаптивной деятельности не равен всему объему социальной деятельности человека. Точно так же формирование человека не ограничивается только социальной адаптацией — лишь одним из его элементов. На наш взгляд, социальная адаптация и в широком ее понимании имеет вполне определенный объем и конкретную специфику содержания присущей ей адаптивной деятельности.

Действительно, биологическая организация человека является той основой, на которой строится как психическая, так и социальная деятельность человека, в том числе и адаптивная.

В то же время, сама биологическая адаптация либо возникает под воздействием наследственного механизма человека, подкрепленного психической адаптацией, либо мотивируется психикой человека в процессе соответственной адаптации. И в том, и в другом случае причины, детерминирующие и биологическую, и психическую адаптации носят социально обусловленный характер — изменения социальной действительности.

Кроме того, и сам человек является продуктом социальных отношений. Другими словами, и биологическая, и психологическая адаптации — явления социально обусловленные, и в этом понимании их можно называть “социально- биологической” и “социально-психологической”. Причем, детерминированные социальными причинами, явления обоих видов адаптации имеют социальный характер.

С этих позиций социальная адаптация (в широком смысле), включающая в себя социально обусловленные биологическую, психологическую, а также собственно социальную адаптации, является ничем иным, как адаптацией человека в целом.

Однако взаимодействие биологического, психологического и социального уровней в адаптации человека не является односторонне направленным. Оно имеет неоднозначный, сложный, диалектически противоречивый и в то же время целостный характер.

Конечно, в силу социальной обусловленности потребностей (в том числе и биологических, которые мотивируют адаптивную деятельность человека), всякая адаптация человека не может не носить социального характера.

Вместе с тем, в ней присутствует и специфически человеческое биологическое. Как биологические, так и социальные потребности отражаются в психике человека в виде сугубо человеческой мотивации его адаптивного поведения. Следовательно, адаптация человека предстает целостным биопсихосоциальным процессом.

Думается, что такая трактовка адаптации наиболее полно соответствует пониманию человека не только как совокупности всех общественных отношений, но и непосредственно природного существа. Посредством трудовой деятельности человек осуществляет, регулирует и контролирует особую форму обмена веществом, энергией, информацией, протекающего в процессе адаптации человека к окружающей среде.

На основе социальной адаптации само общество производит человека как человека, а человек, в свою очередь, производит общество. Тем самым социальная адаптация является базой, на которой осуществляется обогащение новым социальным опытом человека, а также социальной и природной действительности в целом.

Таким образом, социальная адаптация является не только как бы связующим звеном между социальной сущностью человека и общественной действительностью. Она способствует развитию и обогащению социальной среды и социальной природы человека.

При этом сама социальная адаптация развивается и совершенствуется под их влиянием. В этом — одно из главных проявлений диалектики взаимоотношений человека и социальной среды через социальную адаптацию.

В целом же, адаптация как природное свойство человека многофункциональна.

  • Во-первых, она является необходимым условием и одновременно средством оптимизации взаимодействия человека с природой и социальной средой.
  • Во- вторых, адаптация способствует развитию человека и совершенствованию окружающей среды.
  • В-третьих, посредством адаптации формируется социальная сущность человека.
  • В-четвертых, адаптация является необходимой при овладении человеком любым из существующих видов деятельности.

В совокупности все это позволяет видеть в адаптации один из основополагающих, сущностных признаков человека, рассматривать ее в качестве основного условия и механизма человеческой жизнедеятельности.

В завершение исследования социальной адаптации человека в широком понимании рассмотрим ее соотношение с родственным понятием “социализация”. Исследователи проблемы адаптации личности по-разному оценивают связь, соотношение, зависимость, понятийные границы процессов адаптации и социализации личности. Большинство авторов единодушны в одном: процессы социализации и адаптации несомненно связаны между собой, влияют определяющим образом друг на друга и находятся в определенных соотношениях.

В остальном точки зрения авторов группируются по двум направлениям.
Исследователи первой группы придерживаются взглядов на адаптацию как составную часть, элемент, вклад в социализацию Так, И.А.Милославова считает, что “социальная адаптация — это только часть или момент социализации”. Подобная точка зрения нередко встречается и у западных социологов.

Противоположная позиция, т.е. понимание адаптации как более широкого понятия, чем социализация, свойственна прежде всего авторам, рассматривающим адаптацию как сущность и субстанцию жизни, которая на уровне адаптации человека осуществляется с помощью двух программ наследования: биологической и социальной. Представители этой группы считают, что более глубоким социальным процессом является адаптация, а социализация является ее формой, частью.

К примеру, Т Шибутани полагает, что, “хотя социализация часто рассматривается как постепенное накопление навыков, более плодотворно смотреть на нее как на непрерывную адаптацию живого организма к его окружению”. “Социализация, — это продолжающийся всю жизнь процесс адаптации к новым условиям”, – считает он, рассматривая социализацию как прерывистый процесс, состоящий из ряда приспособлений личности к определенным социальным группам.

Как видим, расхождения в позициях обеих групп связаны со сравнением объемов этих понятий. Однако этим не исчерпывается характер взаимоотношений между ними. В действительности он гораздо сложнее, что требует дополнительных исследований

Будучи определенным конкретными историческими и социально- экономическими условиями общества, процесс социализации не есть механическим принятием индивидом готовой социальной “формы”. Индивид, выступающий “объектом” социализации, является в то же время ‘субъектом” общественной активности, творцом новых общественных форм. Поэтому социализация протекает тем успешнее, чем активнее участие индивида в творческо-преобразовательной общественной деятельности.

С этих позиций под социализацией мы понимаем процесс становления личности как общественного существа, в ходе которого складываются ее многообразные связи с обществом, усваиваются ориентации, ценности, нормы, происходит развитие личностных свойств, формируется активность и целостность личности, приобретается социальный опыт, накопленный человечеством за весь период развития.

Сравнивая далее предложенное нами понимание социализации с понятием “социальная адаптация” в широком смысле (т.е. адаптация человека в целом) нельзя не отметить, что они тесно связаны, имеют ряд как общих, сходных, так и различных черт.

Сходство обусловлено, по нашему мнению, следующим: наличие человеческого индивида как объекта и субъекта обоих процессов; протекание последних под воздействием всех основных сфер общественной жизни: материального производства, духовной культуры, социального управления, педагогической деятельности, образования и др.; приобретение информации об окружающей среде и установление положительных социальных связей и отношений в среде как важные элементы обоих процессов.

К различиям мы относим вступление в процессы социализации и адаптации людей с различными уровнями развития; отли-чия процессов по глубине воздействия на человека (Социализация — более длительный, непрерывный процесс, тогда как адаптация связана с изменениями среды и длится до момента достижения свободного функционирования в ней. Социализация — процесс вхождения личности в социальное общество в целом через приобретение социального опыта человечества.

Адаптация — процесс вхождения личности в конкретную социальную общность через усвоение ее социального опыта и использование накопленного ранее социального опыта). Опираясь на проделанное сравнение, мы пришли к заключению, что, в зависимости от степени завершенности, в процессе социализации необходимо выделить определенные этапы, отличающиеся различными уровнями социализированности индивида.

Сопоставляя далее выделяемые в исследованиях периоды социализации с полученными нами зависимостями интенсивности ада-птации в различные периоды жизни адаптирующихся, мы сделали вывод о наличии существенных различий в интенсивности адаптации на каждом из уровней социализации. Оказалось, что для адаптации и социализации характерна тенденция повышения активности протекания от этапа к этапу.

Для успешной адаптации личности необходим определенный уровень социализации. Чем выше этот уровень, тем успешней, активней совершается адаптация. Протекают эти процессы тоже одновременно в ходе дальнейшего развития и совершенствования личности.

В диалектическом взаимодействии находятся функции социализации и адаптации. Так, на определенном уровне социализации во взаимодействии личности и среды возникает момент динамического равновесия, согласования норм и традиций среды и поведения человека.

Возникшее новое, создавая противоречие между уровнем социализации личности и требованием нетрадиционного поведения в ответ на изменения среды, нарушает это равновесие и мотивирует адаптационное поведение. В ходе адаптации указанное противоречие снимается, причем в этом “участвует” и социализация, правда, тоже в снятом виде в адаптационных возможностях социализированного в той или иной степени индивида.

С завершением адаптации, когда “новое” становится “привычным”, оно в виде освоенных в процессе адаптации знаний, умений и привычек, закрепляется в более высоком уровне социализации индивида, соответствующем изменившейся социальной среде. Достигнутый уровень социализации позволяет индивиду свободно функционировать в этой новой, изменившейся среде, опираясь на новый, более высокий уровень своих адаптационных возможностей.

При этом дальнейшее функционирование, как и освоение следующей адаптационной ситуации, будет осуществляться эффективнее, чем прежде, обеспечивая тем самым безграничность и непрерывность развития личности и преобразование, совершенствование среды. Такое понимание взаимосвязей и взаимопереходов процессов адаптации и социализации легло в основу разработки адаптивно-развивающей концепции социализации.

Сущность этой концепции состоит в рассмотрении социализации как длящегося всю жизнь человека его взаимодействия с окружающей средой путем (посредством) сменяющих друг друга адаптации в каждой из сфер жизнедеятельности.

Всякая адаптация как особая деятельность человека по освоению очередной новой социальной ситуации (субъективно новой для конкретного индивида) обогащает его социальным опытом (объективно существующим как элемент культуры этого общества) и тем самым увеличивает уровень его социализации. Последующая адаптация индивида, опираясь на новый, более высокий уровень его социализации, протекает эффективнее, позволяя ему быстрее подняться на очередную ступеньку социализации, и т.д.

В ходе совокупного взаимодействия индивида с социальной средой (а следовательно, и воздействия индивида на общество в направлении удовлетворения своих социальных потребностей) осуществляются перемены в обществе в сторону большей ориентации на человека, совокупность его со- циальных интересов.

Таким образом, реализуется вторая сторона неразделимого процесса социализации — социализация общества. Очевидно, что социальная адаптация и социализация — это неразрывные в своем дополняющем друг друга единстве процессы, имеющие в основе (как и всякое взаимодействие в природе) обмен информацией, энергией и веществом, но отличающиеся друг от друга как содержательными, так и временными параметрами.

Думается, что изложенная концепция социализации создает предпосылки для наиболее полного и адекватного раскрытия места и роли воспитания в процессе становления личности, позволяет скорректировать (в чем-то по-новому определить) цели и функции воспитания на современном этапе развития нашего общества.

Прежде всего, следует учесть, что адаптивно-развивающаяся концепция социализации опирается на взаимодействие биологического, психологического и социального механизмов адаптации, что позволяет ориентироваться в воспитательных воздействиях на целостного человека с учетом конкретных состояний и отклонений на каждом из его уровней: биологическом, психическом и социальном. Эта модель социализации охватывая все сферы жизнедеятельности индивида, практически совпадает по структуре с основными направлениями воспитания.

Тем самым создаются возможности для наиболее полной реализации одного из важнейших принципов организации воспитания — комплексности. К тому же, возможность ориентировать формы и методы воспитания в соответствии с различными периодами социализации индивида позволяет полнее обеспечить дифференцированный подход к организации воспитания.

Адаптивно-развивающаяся модель социализации на основе механизма освоения новых социальных ситуаций ориентирует на воспитание творческой, мобильной личности, что особо важно в период кардинальных перемен во всex сферах жизни общества. Концепция рассматривает социализацию как процесс, длящийся всю жизнь человека, что создает предпосылки для организации непрерывного воспитания.

Учитывая, что успешная социализация позволяет обеспечить такое развитие и взаимодействие человека и общества, которое в наибольшей степени направлено на самореализацию индивида, взаимодействие между людьми посредством социальных ролей, а также сохранение общества путем передачи новым членам ценностей и образцов поведения, роль воспитания можно определить такими функциями:

  1. Вместе с другими институтами социализации способствовать созданию в обществе условий для успешного проте кания социализации.
  2. Влиять воспитательным воздействием на выработку и тренировку индивидуального адаптивного механизма личности.
  3. Выступать одним из важнейших средств реализации и оптимизации процесса социализации, целенаправленно управ лять процессом развития личности.

Воспитание — часть процесса социализации, протекающего под определенным педагогическим контролем. Создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и индивидуальности и составляет то главное, что придает воспитанию гуманистический характер.

Социализация же, в свою очередь, приобщая индивида к социокультурным ценностям, создает практическую среду, духовное и предметное пространство воспитания, придавая тем самым воспитанию реальное жизненное содержание.

В заключение подчеркнем, что адаптивно-развивающая модель социализации опирается на знания о социальных механизмах адаптации человека, критериях и методике оценки эффективности ее протекания. Регулярные конкретно- социологические замеры результативности протекания адаптации позволяют корректировать ход процесса социализации, оказывая управляющие вос- питательные воздействия на ее механизмы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)